По коням! Какими были правила дорожного движения в Челябинске сто лет назад (часть 2)
В начале века к извозчикам и пешеходам прибавились велосипеды и автомобили, первым в правилах уделялось особое внимание.
С первой частью статьи можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке.
Давайте обратимся к другому документу, который появился почти через 50 лет после первых правил. Это «Правила уличного движения по городу Челябинску», утвержденные 4 января 1952 года решением Челябинского исполкома.
В тексте документа есть важное пояснение: «В основу издания настоящих правил положены типовые правила уличного движения по городам и дорогам СССР»
Как считает Николай Антипин, эти «отдельные городские правила» – след той самой дореволюционной традиции, когда в каждом городе формировался свой порядок уличного движения в зависимости от его интенсивности.
ПДД середины ХХ века безмерно далеки от правил 1913 года и достаточно близки современным правилам. Здесь освещены все основные темы, связанные с дорожными ситуациями: права и обязанности участников движения, условия безопасности на дорогах, правила проезда перекрестков, штрафы, дорожные знаки и т.д.
Этот документ уже не вызывают улыбку, как его предшественник. Хотя, возможно, среди предписаний встречаются и такие, которые сейчас кажутся неактуальными. Например, «велосипедистам воспрещается: ездить в нетрезвом состоянии, ездить по тротуарам, ездить, не держась за руль руками, держаться за трамвай и другой транспорт».
Без знаков приоритета
Интересно проследить, что в целом изменилось в правилах дорожного движения за последние полвека:
В 1952 году в отдельных случаях был разрешен проезд на красный свет: «Как общее исключение из правил, разрешается поворот транспорта на красный сигнал направо в прилегающий проезд при условии, что это не помешает транспорту, движущемся в поперечном направлении». В нынешних правилах красный сигнал запрещает движение без всяких оговорок.
Об ограничении скорости: «cкорость движения на улицах города не должна превышать на легковых автомобилях, мотоциклах и автомобилях типа «ПИКАП» до 45 км/час; для трамваев, троллейбусов и автобусов до 35 км/час, на грузовых автомобилях до 35 км/час, для гужевого транспорта и велосипедов до 15 км/час».
Изменились и правила обгона. В то время водитель не мог обгонять другие машины, если он находился недалеко от социальных учреждений: «Обгон воспрещен при плохой видимости, в тумане, в гололедицу, на перекрестках, на пешеходных переходах, а также возле школ, больниц, клубов, в местах скопления публики». Пикники и боевики. Как отдыхали культурные люди дореволюционного Челябинска
Количество знаков в сравнении с сегодняшним днем было минимальное: «По своему назначению дорожные сигнальные знаки разделены на три группы: предупреждающие – 4 знака, запрещающие – 14 знаков, указательные – 8 знаков». А сейчас основных знаков насчитывается более ста (не считая знаков особых предписаний).
Заметим, что в начале 1950–х нет группы знаков приоритета. Нет даже знака главной дороги. Зато в тексте правил перечислены главные и магистральные улицы Челябинска: Спартака, Кирова, Ленина, Труда, Воровского, Цвиллинга, Сталина, Каслинская, Елькина. Водитель должен был их знать и руководствоваться этим знанием при проезде перекрестков.
ПДД–1952 не выглядят безнадежно архаичными. В них заложены те базовые принципы, которым мы должны следовать и сейчас.
В первую очередь, это безопасность на дорогах и равная ответственность всех участников движения: «Все граждане обязаны выполнять настоящие правила уличного движения, руководствоваться дорожными знаками, сигналами светофора и т.д. Никто из лиц, пользующихся транспортом, в том числе руководители предприятий, учреждений, организаций, не имеют права понуждать водителей транспорта выполнять указания, находящиеся в противоречии с данным правилами».
Источник: aif.ru.