,6 ноября 2017 в 12:05

По коням! Какими были правила дорожного движения в Челябинске сто лет назад (часть 1)

В начале века к извозчикам и пешеходам прибавились велосипеды и автомобили, первым в правилах уделялось особое внимание.

По коням! Какими были правила дорожного движения в Челябинске сто лет назад (часть 1)

14 июня 1913 года в газете «Голос Приуралья», по соседству с рекламой автомобилей Ford, было опубликовано «Обязательное постановление Челябинской городской Думы о порядке езды на велосипедах и автомобилях».

Постановление имело законную силу, а все владельцы транспортных средств – велосипедов и автомобилей – обязаны были его исполнять. Возможно, сейчас чтение первых правил вызовет улыбку. Но тогда это был передовой документ: городские власти таким образом ответили на вызов времени и позаботились о безопасности уличного движения.

Велосипеды «подрезают» экипажи

«До появления автомобилей регламентация уличного движения не была актуальной проблемой, – говорит заместитель директора по науке Государственного архива Челябинской области Николай Антипин. – Правила уличного движения существовали только в столицах – Москве и Петербурге. Но, начиная с 10–х годов прошлого века, когда в Челябинске автомобилей стало больше, чем один, возникла потребность в таких правилах и в нашем городе».

Кстати, велосипедное движение до революции в Челябинске было достаточно активным.

«Если полистать газеты того времени, то мы увидим большое количество различных сообщений, связанных с велосипедами, – поясняет Николай Антипин. – Это объявления о продаже велосипедов, о кражах, сообщения о первых ДТП – наездах велосипедистов на пешеходов».

В газетных публикациях, в частности, писали об «агрессивном движении велосипедистов», о том, как они обгоняют и «подрезают» экипажи, пугая тем самым лошадей – и все это, говоря современным языком, создает опасную транспортную ситуацию. А барышни, к примеру, жаловались, что велосипедисты слишком быстро ездят, поднимают пыль, мешают прогуливаться и создают дискомфорт.

Не попадите под лошадь!

«Езда на велосипедах разрешается во всякое время, по всем улицам и площадям города, лицам, получившим билет и нумерной знак из городской управы, знак этот прикрепляется к седлу велосипеда с задней стороны», – говорится в постановлении Думы 1913 года.

Что касается автомобилей, то здесь уже закрепляется алгоритм, ставший впоследствии привычным: экзамены – права – номерные знаки.

В первых челябинских ПДД приоритет в движении имели извозчики и конные экипажи. Фото: ГУ «Объединенный государственный архив Челябинской области»

«Разрешение на автомобильную езду выдает Челябинская городская управа лицу, выдержавшему испытание в умении управлять машиною. Испытание в умении управлять машиною производится городской управой непосредственно, или через сведущих лиц. Выдержавшим испытание в умении управлять машиною выдается билет на право езды и нумерной знак, который прикрепляется к заднему сидению автомобиля. Именной билет на право езды должен быть при ездоке».

Правила уличного движения начала века в основном обращены к велосипедистам, им предписывается ограничивать скорость, не беспокоить лошадей, обгонять конные экипажи только справа:

«Быстрая езда вообще воспрещается: ездить следует не быстрее обыкновенной лошадиной рыси… Огибать углы и пересекать улицы следует, по возможности, тихим ходом. Едущие на велосипедах должны держаться правой стороны улицы, причем экипажи допускается обгонять лишь с правой стороны».

В конце постановления сказано, что «все вышеизложенные правила для езды на велосипедах обязательны и для лиц, едущих и на мотоциклетах и автомобилях, насколько они применимы для последних».

 

Стоит отметить, что в первых челябинских ПДД приоритет в движении имели, безусловно, извозчики и конные экипажи, а правила были направлены на то, чтобы велосипеды и автомобили не создавали им особых проблем.

Очевидно, тогда это было объяснимо с точки зрения безопасности движения. Велосипедист или автомобилист в какой–то дорожной ситуации могут ограничить скорость, остановиться, а лошадь может испугаться и понести…

Правила предписывали лишний раз лошадей не нервировать: «В случай беспокойства лошадей велосипедист обязан был умерить ход или сойти с велосипеда и, по возможности, закрыть его собой».

Источник: chel.aif.ru.