,18 октября 2017 в 17:10

Ответы на ваши вопросы министра экологии Челябинской области Гладковой Ирины Александровны

Не так давно в наших сообществах в ВК, ОК и ФБ в рамках проекта "Час с региональным министром", организованным Общественной палатой Челябинской области и лично ее председателем Дубровиным Олегом Владимировичем, проводился прямой эфир с министром экологии. В рамках этой трансляции, в том числе и нашими подписчиками, было задано много вопросов.

Ответы на ваши вопросы министра экологии Челябинской области Гладковой Ирины Александровны

Предлагаем вам ответы министра на эти вопросы в формате Кто задал - Вопрос - Ответ:

Общественная палата г. Троицка Челябинской области:

Ранее, т.е. до 1 января 2016 года полномочия по приему расчетов, взысканию и учета плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду было передано муниципальным образованиям Челябинской области. Норматив зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду составлял: 20% в Федеральный бюджет; 40% в бюджет Челябинской области; 40% в местный бюджет Троицкого городского округа. С 1 января 2016 года норматив зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду составляет: 5% в Федеральный бюджет; 40% в бюджет Челябинской области; 55% в местный бюджет Троицкого городского округа. С 1 января 2016 года полномочия по экологическому надзору у местных образований были изъяты. Хотелось бы получить следующую информацию:

1.      Как в настоящее время Министерство экологии Челябинской области контролирует плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду? Контролирует ли всех плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду в Челябинской области?

2.      Какая проводится работа с организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими задолженность за негативное воздействие на окружающую среду? Где можно получить информацию о плательщиках и недоимщиках за негативное воздействие на окружающую среду?

 

ОТВЕТ 1. Контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, исключен из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации с 01 января 2015 г. (Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В связи с изменениями федерального законодательства Министерство экологии Челябинской области не осуществляет данный вид контроля. Контроль платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

 

ОТВЕТ 2. Информация о плательщиках и недоимщиках платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть Вам представлена Управлением Росприроднадзора по Челябинской области.

 

 

Общественная палата Кусинского муниципального района Челябинской области:

1.   Планирует ли Министерство в ближайшее время проведение независимого экологического контроля выбросов оксида цинка от стационарных источников ООО «Проминдустрия» (завода по выпуску цинковым белил в поселке Магнитка)?

ОТВЕТ. Предприятие ООО ПКФ «Проминдустрия» с 18 августа 2017г. поставлено на учет в Управлении Росприроднадзора по Челябинской области как  объект негативного воздействия на окружающую среду 1 категории, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору. Соответственно экологический контроль выбросов указанного предприятия будет осуществляться указанным органом.

 

 Общественная палата г. Южноуральска Челябинской области:

1.   Осуществляется ли экологический контроль технологии утилизации отходов предприятий «Ариант» (свинокомлексов), в частности, расположенных в районе рек Кабанка и Увелька, с целью недопущения попадания этих отходов в вышеуказанные реки и далее - в Южноуральское водохранилище?

2.  Какие меры принимаются для защиты лесов от гусеницы шелкопряда?

3.  Мы знаем, что в настоящее время Росприроднадзор и Минэкологии Челябинской области осуществляют жёсткий контроль за выбросами в атмосферу крупных предприятий городов Челябинска и Магнитогорска. А осуществляется ли контроль за выбросами в атмосферу средних предприятий, расположенных в малых городах области, и будут ли обязаны данные предприятия в дальнейшем устанавливать на трубы и внедрять новые технологии, направленные на снижение выбросов в атмосферу?

4.  В каких городах области планируется организация предприятий по переработке твёрдых бытовых отходов и будет ли оказана помощь муниципалитетам в их организации, в том числе материальная. Задействован ли в этой программе г. Южноуральск?

 

ОТВЕТ 1. Предприятие ООО «Агрофирма Ариант» относится к объектам федерального государственного экологического надзора (объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду 1 категории; добавлен в реестр Управлением Росприроднадзора по Челябинской области 28.12.2016г.). Экологический контроль деятельности предприятия находится в ведении Управления Росприроднадзора по Челябинской области.

ОТВЕТ 2. Вопрос не нашей компетенции.

ОТВЕТ 3  Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не предусматривает периодичность контроля за выбросами предприятий вредных (загрязняющих) веществ в зависимости от численности проживающего в городах населения. Согласно ст.30 Федерального закона обязанность внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха установлена для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники, без исключения.

Контроль за выбросами предприятий осуществляется при проведении плановых и внеплановых проверок. Организация и проведение плановых и внеплановых проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Внеплановые выездные проверки могут быть проведены исключительно после согласования с органами прокуратуры.

Региональный государственный экологический контроль на территории Челябинской области осуществляется  отделами надзора Министерства (Челябинский, Магнитогорский, Златоустовский, Миасский), с соответствующим распределением зоны территориальной ответственности.

Исключая города Челябинск и Магнитогорск в 2017 г. плановые и внеплановые проверки по вопросам охраны атмосферного воздуха на территории Челябинской области были проведены в отношении 50 малых и средних предприятий области (в т.ч. ООО «ЭнергоМеталлургМонтаж», г.Усть-Катав; ООО «Златоустовский ремонтно-механический завод», г.Златоуст; ООО «Кыштымский коалин», г.Кыштым; ООО «Новые технологии», г. Пласт; ООО «Копейский кирпичный завод», г.Копейск; ООО «Завод ЖБИ» и др.).  По результатам проверок выдано 70 предписаний, составлен 21 протокол об административных правонарушениях. Принято участие в 15 проверках прокуратуры с составлением заключений, проведено 20 рейдовых осмотров обследований. В целом в 2017 г. (за исключением городов Челябинск и Магнитогорск) наложено 40 штрафов на сумму 321 тыс.руб., выдано 108 предупреждений

Пример: В г. Копейске проверено предприятие ООО «Оливин» (АБЗ), работающее без специального разрешения. Прокуратурой возбуждено административное дело по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (штрафа от 180,0 до 250,0  тыс. руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток)

Обязанность оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга установлена только для объектов 1 категории (пункт 9 ст.67 Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вступает в силу с 1 января 2018 года

ОТВЕТ 4.

В настоящее время на переработку направляется 40% промышленных отходов и 11% коммунальных отходов Челябинской области. В Челябинской области имеются производственные мощности по сортировке коммунальных отходов в Миассе, Кыштыме, Копейске и других городах, а также предприятия по утилизации различных фракций коммунальных отходов: бумаги, картона, пластика, тканей, например, АО «Втор-Ком».

В Челябинской области система обращения с коммунальными отходами ориентирована на максимальное извлечение из отходов вторичных материальных ресурсов и вовлечение их в повторное использование, с захоронением «хвостов» сортировки на объектах (полигонах), соответствующих требованиям законодательства.

Такой комплекс объектов обращения с коммунальными отходами (мусоросортировочный комплекс с полигоном и 3 мусороперегрузочных станции) уже создается на территории Магнитогорского кластера, включающего 10 муниципальных образований Челябинской области. В настоящее время завершено проектирование объектов. Строительство начнется после получения заключений государственных экспертиз и разрешений на строительство. Ввод в эксплуатацию объектов намечен в 2019 г.

Аналогичные объекты планируется создать к 2020 г. и на территории Челябинского кластера, включающего 14 муниципальных образований. В настоящее время осуществляется определение инвестора на создание этих объектов (мусоросортировочного комплекса с полигоном и 5 мусороперегузочных станций).

В рамках действующей государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды на 2014-2019 гг.» предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидий местным бюджетам на рекультивацию мест размещения твердых коммунальных отходов, включая проектные работы. Планируется включение в государственную программу на период 2018-2025 гг. мероприятия по оснащению и строительству объектов обращения с отходами.

Согласно территориальной схеме обращения с отходами Челябинской области Южноуральский городской округ, включающий г. Южноуральск, включен в состав Челябинского кластера. Конечным объектом размещения ТКО на территории Челябинского  кластера является полигон ТКО в районе д. Чишма Сосновского района (планируемого к созданию в 2020 году за счет средств концессионера). Потоки ТКО из Южноуральского округа предварительно должны направляться на мусоросоперегрузочную станцию в п. Увельский, а после — на сортировку и полигон в районе д. Чишма.

С момента реализации территориальной схемы обращения с отходами, потоки ТКО должны быть перенаправлены на объекты в соответствии с территориальной схемой. В результате появления частных инвесторов (индивидуальных предпринимателей) возможно создание новых организаций по переработке ТКО в любом городе, в том числе в г. Южноуральске.

 

Общественная палата Пластовского муниципального района Челябинской области:

1.Как вывести из границ Санарского государственного природного комплексного заказника пахотные земли, чтобы ввести их в оборот? В границы заказника вошли около 5 тыс.гектар земель сельскохозяйственного назначения Степнинского сельского поселения в том числе:

·     земельные доли пайщиков с установленными границами и без установленных границ;

·     земли государственные неразграниченные по данным государственного фонда данных –муниципальные земли;

·     земельные участки, которые являются собственностью Пластовского муниципального района и Степнинского сельского поселения.

·   ОТВЕТ. В соответствии с Положением о Санарском государственном природном комплексном заказнике Челябинской области, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 20.03.2008 г.               № 65-П площадь Санарского заказника — 33923,9 га и включает земли  лесного фонда (26294 га) и земли сельскохозяйственного назначения.

Постановлением Правительства Челябинской области от 26.04.2017 г. № 196-П были внесены изменения в режим особой охраны территории Санарского заказника, позволяющие использовать земли сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственных целях, в том числе, на территории заказника                     не запрещается распашка земель, применение удобрений, выпас сельскохозяйственных животных, сенокошение, предоставление ранее выданных земельных участков  в сельскохозяйственных целях.

Статьей 30-1 Закона Челябинской области «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области» предусмотрена процедура изменения границ особо охраняемых природных территорий, согласно которым изменение границ осуществляется на основании материалов, обосновывающих изменение границ, в том числе комплексного экологического обследования. При изменении границы особо охраняемой природной территории уменьшение ее площади не допускается.

Подготовка материалов, обосновывающих изменение границы особо охраняемой природной территории, осуществляется инициаторами за счет собственных средств.

 

Челябинская региональная Общественная экологическая организация «Маяк-57 Наследие» (Р. Н. Хасанов):

1.   После переселения жителей с. Муслювово Кунашакского района с берега реки Теча в 2010 г., остались не переселёнными и не вошедшие в программу «Переселение», разработанной ГКО «Маяк» по различным причинам - 8 семей. Также осталось 23 земельных участка жителей с. Муслюмово на берегу реки Теча, которые не отчуждены муниципальными властями. В настоящее время, с разрешения местных властей жители начинают новое строительство жилых домов, что является незаконным.

2.   Когда переселят оставшиеся 8 семей из с. (старое) Муслюмово, расположенного на берегу реки Теча? Когда изымут оставшиеся неотчужденными земельные участки, чтобы предотвратить незаконное строительство?

3.   Жители д. Карино сетуют, что на их территории незаконно разрабатывается полезные ископаемые – глауконит. Просим сообщить - выдавалось ли Вами разрешение на разработку глауконита на землях сельхозназначения, а также на прежнем месте, где первоначально добывался глауконит?

4.   За д. Караболка незаконно сооружена плотина, которая перекрыла реку Темрясь. Вследствие этого обмелела река Караболка. Будут ли Вами приняты меры по демонтажу незаконно сооруженной плотины?

5.   По факту загрязнения канализационными сточными водами земель сельхозназначения, земель общего пользования и водоема озера Шугуняк возбуждено уголовное дело следственным комитетом Российской Федерации по ст. 247 УК РФ. Несмотря на данный факт слив сточных и канализационных нечистот продолжается управляющими компаниями с разрешения местных властей.

6.   Какие меры принимаются Вами по пресечению загрязнения окружающей среды? Когда начнется строительство очистных сооружений?

ОТВЕТ1 . Вопрос не нашей компетенции

ОТВЕТ 2. Вопрос не нашей компетенции.

ОТВЕТ3 . . Вопросы разработки полезных ископаемых – глауконита в д.Карино находятся в компетенции Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области. Министерство экологии Челябинской области не уполномочено на выдачу указанных разрешений.

ОТВЕТ 4. Для принятия мер необходимо провести обследование данного участка реки, подтвердить наличие гидротехнического сооружения, выяснить собственника ГТС и наличие разрешительных документов. Если там действительно есть какое-то сооружение, необходимо оценить его влияние на реки Темрясь и Караболка.

В случае обнаружения ГТС, которое имеет собственника, решение о консервации и (или) ликвидации ГТС принимаются собственником. В случае обнаружения ГТС, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, решение о консервации и ликвидации ГТС будет рассматриваться Министерством экологии Челябинской области.

Обследование плотины будет проведено инспекторами регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области 10-13 октября 2017 г.

 

ОТВЕТ 5. В ходе обследования территории Кунашакского сельского поселения по обращению на загрязнения канализационными водами водоема Шугуняк установлен сброс сточных вод с.Кунашак без предварительной очистки с неработающих (недостроенных) очистных сооружений канализации на рельеф местности и далее в болото «Уясык». В отношении администрации Кунашакского муниципального района возбуждено дело об административном правонарушении, по данному делу ведется административное расследование. Решение по делу на настоящий момент не принято.

по ст. 247 УК РФ штраф в размере 200,0 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

 

ОТВЕТ 6. В 2017 году администрацией Кунашакского муниципального района выполнено технико-экономическое обоснование строительства напорного канализационного коллектора от с. Кунашак до очистных сооружений канализации станции Муслюмово, с модернизацией канализационных очистных сооружений. Разработано техническое задание и выбран способ очистки. Администрация заключила договор с проектной организацией «Водоканалпроект» г.Уфа, срок исполнения договора 20.05.2018г. и в дальнейшем планируется выйти на Правительство Челябинской области с просьбой о выделении финансовых средств, для строительства очистных и включения в федеральную целевую программу «Чистая вода» на территории Челябинской области на 2014-2020 годы.

 

Члены садового товарищества «Янтарь», Челябинск:

Просим принять меры в отношении ПКО «Челси» в связи с сильным загрязнением каменной пылью садовых товариществ «Янтарь», «Полет 2», «Кристалл». Несколько лет назад между садами «Янтарь» и «Полет2» была установлена новая дробилка, от которой мы задыхаемся до сих пор. Помимо загрязнения от самой дробилки, к ней проведена насыпная дорога, по которой «Камазы» перевозят щебень и поднимают в воздух дополнительную пыль, дорогу не поливают. Предприятием не предпринимается никаких мер по предотвращению загрязнения окружающей среды. Уже не первый сезон наносится ущерб нашему урожаю, а главное, нашему здоровью, т. к. вдыхание каменной пыли очень вредно.

ОТВЕТ. ООО «Южуралнеруд-2», эксплуатирующее дробильно-сортировочного комплекса по производству щебня, расположенный по адресу:454901, г. Челябинск, Уфимский тракт, территория до кольца на 4 км, имеет разрешительные документы на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В связи с обращениями граждан на выбросы дробильно-сортировочного комплекса по производству щебня юридическое лицо ООО «Южуралнеруд-2» было включено в план плановых проверок Министерства на 2017 год

Челябинской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Министерства в  период с 24 августа по 11 сентября текущего года в отношении  ООО «Южуралнеруд-2»  проведена внеплановая выездная проверка исполнения юридическим лицом сокращения выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий  (далее – НМУ). В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Южуралнеруд -2» производственный экологический контроль  при наступлении НМУ выполняет в неполном объеме. Юридическое и должностное лицо ООО «Южуралнеруд-2» привлечены к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ (штраф в размере 20,0 тыс. руб).

В период с 04 сентября  по 29 сентября  2017 года, проведена плановая выездная проверка ООО «Южуралнеруд -2» . В ходе проверки установлено, что юридическое лицо допускает нарушение правил эксплуатации пылегазоулавливающих установок. По данному факту в отношении юридического лица ООО «Южуралнеруд-2» составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ (штрафа от 10,0 до 20  тыс. руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток), выдано предписание об устранении нарушений природоохранного законодательства. Ведется работа по привлечению юридического лица к административной ответственности.

  

Анастасия Буланова, Челябинск:

Почему заводы штрафуют на мизерные для них суммы, а не обязуют установить фильтры?

ОТВЕТ. Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» источником выброса, является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Стационарным источником является источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника, а передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

На основании статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники обязаны: осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования.

Правила эксплуатации установок очистки газа обязательны для предприятий, учреждений, организаций, эксплуатирующих установки очистки газа, независимо от их ведомственной принадлежности. Паспорт на ГОУ является документом, характеризующим техническое состояние и параметры работы установки (отклонения от оптимального режима, обнаруженные неисправности, случаи отклонения отдельных агрегатов или выход из строя всей установки и т.д.).

Частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры установлен административный штраф на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток через обращение в суд.

Размер назначения административного наказания в виде административного штрафа, зависит от тяжести совершения административного правонарушения.

В случае выявления подобных нарушений обязанность по использованию оборудования для очистки газа предусматривается выдачей инспекторами обязательных для исполнения предписаний.

 

Ирина Долгова, Челябинск:

Почему в Челябинске увеличили нормы ПДК с 40 до 300 по основным предприятиям-загрязнителям?

ОТВЕТ.

ПДК для города Челябинска не увеличивали.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе – это гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, устанавливаемые Роспотребнадзором. Эти нормативы единые для всей территории Российской Федерации и отдельно для города Челябинска не вводятся и не изменяются.

 

Любовь Чагаева, Челябинск:

Когда будет налажен постоянный мониторинг атмосферного воздуха по точкам удаленности от крупных предприятий: Мечел, Цинковый завод, ЧЭМК, Коксохим, ЧТПЗ, ЧКПЗ, ФГУП «Завод пластмасс», Завод им Кирова, ЗАО «Карабашмедь» и др. с доступностью для населения в режиме он-лайн в Челябинске, в Копейске, в Карабаше?

ОТВЕТ. Постоянный мониторинг атмосферного воздуха в городах Челябинск, Магнитогорск и Златоуст выполняется на стационарных постах государственной сети наблюдений Росгидромета: 8 постов в Челябинске, 5 – в Магнитогорске и 2 - в Златоусте. Отбор проб осуществлялся на 24 загрязняющих вещества в Челябинске и Магнитогорске, 14 – в Златоусте. Основные измеряемые вещества: взвешенные вещества, диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, оксид углерода, фенол, фторид водорода, аммиак, сероводород, формальдегид и другие.

Министерством экологии Челябинской области организована работа передвижной автоматизированной лаборатории ОГКУ «Центр экологического мониторинга Челябинской области». С июня 2016 года лаборатория работает в ежедневном режиме, включая выходные и праздничные дни. Маршрут работы лаборатории определяется ежедневно до 09.00 часов исходя из аэроклиматических условий и жалоб населения, поступивших в Министерство до указанного времени.

Подробная информация о состоянии загрязнения атмосферного воздуха на территории города Челябинска с постов государственной сети наблюдения Росгидромета и по данным  передвижной автоматизированной лаборатории ОГКУ «Центр экологического мониторинга Челябинской области» ежедневно в течение рабочей недели  размещается на официальном сайте Министерства экологии Челябинской области (http://mineco174.ru/) в разделе: Главная – Охрана окружающей среды – Охрана атмосферного воздуха –  Наблюдения за качеством атмосферного воздуха области.

В этом году Министерством будет закуплена вторая передвижная лаборатория, что позволит организовать круглосуточный режим их работы.

Ведутся переговоры с Росгидрометом об увеличении числа стационарных постов в городах Челябинск.

  

Вера Журавская, Челябинск:

С южной стороны Челябинск лишился защитных лесов: город задыхается от смога. Как решается проблема?

ОТВЕТ. Данный вопрос относится к компетенции Главного управления лесами Челябинской области.

 

Ольга Круглова, Копейск:

Проживаем в городе Копейске и жалуемся на регулярное ухудшение здоровья (насморк и кашель), все окружение людей, не имеющие проблем со здоровьем стали жаловаться на такие же симптомы. Каждый вторник и четверг происходят какие-то выбросы, все начинают чихать и кашлять. Предполагаем, что Завод Кирова что-то выбрасывает в окружающую среду. Садики и ближайшие учреждения жалуются на странный запах в воздухе. Прошу Вас помочь разобраться в проблеме.

ОТВЕТ. Прокуратурой г. Копейска с привлечением специалистов Министерства 12.09.2017г. проведена выездная проверка Акционерного общества «Копейский машиностроительный завод» на предмет соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха. В ходе проверки были выявлены нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно: осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения от технологического оборудования, установленного в рамках технологического перевооружения литейного цеха АО «Копейский машзавод»; мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не согласованны с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (с Министерством экологии Челябинской области); контроль нормативов ПДВ на источниках выбросов инструментальным методом осуществляется не аккредитованной лабораторией. Информация о выявленных нарушениях передана в прокуратуру г. Копейска для принятия мер прокурорского реагирования.

 

 Эксперт Комиссии Общественной палаты Челябинской области по вопросам здравоохранения и демографической политики, д.м.н. Олег Валентинович Авилов:

1.   Не является ли политически близоруким игнорирование протестных настроений в отношении Томинского ГОКа?

2.  Каким образом планируется довести до населения информацию о результатах независимой экспертизы безопасности строительства Томинского ГОКа?

3.  Каковы гарантии того, что строительство Томинского ГОКа не нанесёт непоправимого вреда окружающей Челябинск среде, и, в частности, реке Миасс и Шершнёвскому водохранилищу?

4.  Каким образом предполагается устранять неблагоприятные последствия строительства, если они всё-таки наступят?

5.  Как планируется поступать с фактами незаконного возведения жилых домов на берегах Шершнёвского водохранилища, и с возникающим из-за этого загрязнением единственного источника водоснабжения г.Челябинска?

ОТВЕТ 1.

1. Опасения граждан экологическими рисками строительство ГОКа инициировали дополнительные оценки этих рисков, предусмотренные законодательством.

В связи с большим количеством обращений граждан по вопросам строительства Томинского ГОКа, в 2015 году Губернатором Челябинской области было принято решение о проведении экологического аудита документации, связанной со строительством ТГОК, и распоряжением Правительства Челябинской области от 06.08.2015 № 425-рп выделены средства на его проведение.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Основные опасения граждан по экологическим рискам строительства Томиниского ГОК, высказываемые в обращениях и размещенные на сайте движения «СТОП-ГОК»: что «медь будет выделяться из пород с помощью серной кислоты - а это кислотные хвостохранилища, испарения, стоки, которые могут попасть и в Шершнёвское водохранилище - наш основной источник воды», и что хвостохранилище с высотой дамбы 96 метров – это потенциально опасный объект, разрушение которого приведет к загрязнению обширной территории.

Техническое задание на проведение экологического аудита было составлено с учетом вопросов в обращениях граждан и предложений, поступивших после размещения задания на аудит на сайте закупок.

Проектная документация для аудита была предоставлена АО «Томинский ГОК».

Экологический аудит выполнен в период с 05.02.2016 по 21.07.2016 в рамках государственного контракта, заключенного между Министерством экологии Челябинской области и ФГБОУ ВО «Уральский государственный горный университет».

По результатам экологического аудита основной вывод экспертов ФГБОУ ВО «УГГУ» заключается в том, что намечаемая проектными решениями деятельность в целом соответствует требованиям, установленным нормативными актами и документами в части полноты и достоверности представленных данных и оценке воздействия на окружающую среду от всех объектов АО «Томинский ГОК».

В целях снятия (уменьшения) рисков, вызывающих наибольшую озабоченность граждан, экспертами ФГБОУ ВО «УГГУ» рекомендовано отказаться от технологии гидрометаллургического производства и рассмотреть альтернативные варианты складирования  обезвоженных хвостов обогащения Томинского ГОКа, например, для рекультивации   Коркинского разреза.

Полный текст отчета о проведении аудита размещен на сайте Министерства экологии Челябинской области.

По поручению Губернатора Челябинской области создана рабочая группа по вопросам ликвидации отработанной выработки угольного разреза «Коркинский» с использованием песков обогатительной фабрики Томинского ГОКа с целью координации деятельности по реализации рекомендаций экологического аудита в соответствии с требованиями законодательства. В состав рабочей группы вошли представители Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства экологии Челябинской области, Управления Росприроднадзора по Челябинской области, Управления Роспотребнадзора по Челябинской области, Уральского управления Ростехнадзора по Челябинской области, Уралнедра, ОАО по добыче угля «Челябинская угольная компания», ЗАО «РМК»,

АО «Томинский ГОК».

По итогам заседания рабочей группы 22 декабря 2016 года Губернатор Челябинской области отметил, что именно мнение общественности позволило прийти к компромиссу в вопросе строительства «Томинского ГОКа». В соответствии с рекомендациями экологического аудита инвестор выразил готовность отказаться от технологии производства с использованием серной кислоты на будущем предприятии, от строительства предусмотренных существующим проектом объектов складирования отходов. Более того, удалось найти решение другой наболевшей проблемы – рекультивации Коркинского разреза.

ЗАО «РМК» не начинала работы по освоению Томинского месторождения, ранее намеченные с 2015 года, до выработки решений по реализации рекомендаций экологического аудита.

11.07.2017 на выставке «ИННОПРОМ-2017» ЗАО «РМК» дан старт освоению Томинского месторождения медно-порфировых руд.

Исходящим от 12.07.2017 ЗАО «РМК» проинформировало Министерство экологии Челябинской области о том, что в соответствии с рекомендациями экологического аудита документации, связанной со строительством Томинского ГОКа, АО «Томинский ГОК» отказалось от переработки окисленных руд с применением технологии гидрометаллургии и ведет работы по включению Коркинского разреза в технологическую цепочку производственной деятельности комбината.

В газете «Южноуральская панорама» от 17.08.2017 опубликовано информационное сообщение о проведении общественных обсуждений проектов технических заданий на проведение оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности объектов: «Цех производства закладочного материала на основе хвостов обогатительной фабрики Томинского ГОКа» и «Цех транспортирования закладочного материала». С 21.08.2017 в течение 30 дней по 9 адресам (в городе Челябинске, Сосновском и Коркинском муниципальных районах) можно было ознакомиться с указанными проектами.

В настоящее время проекты находятся на доработке по предложениям и замечаниям, полученным в период с 21.08.2017 по 19.09.2017.

В соответствии с Приказом Минприроды России от 09.12.2010 № 544 АО «Томинский ГОК» относится к объектам федерального государственного экологического надзора, который на территории Челябинской области осуществляет Управление Росприроднадзора по Челябинской области.

ОТВЕТ 2.

Полный текст отчета об экологическом аудите размещен на сайте Министерства на следующий день после приемки отчета летом 2016 года.

ОТВЕТ 3.

Гарантии безопасного строительства – в его реализации в точном соответствии с проектом, получившем положительные заключения государственных экспертиз.

ОТВЕТ 4 .

 АО «Томинский ГОК» относится к объектам федерального государственного экологического надзора, который осуществляет Управление Роприроднадзора по Челябинской области. В функции надзора входит, в том числе, установление виновника и размера вреда, причиненного окружающей среде, принятие предусмотренных законодательством мер принуждения к возмещению нанесенного ущерба

ОТВЕТ 5.

Указанный вопрос относится к компетенции Прокуратуры и Органов местного самоуправления. В случае выявления фактов незаконного строительства в водоохранной зоне Шершнёвского водохранилища все документы будут направляться в вышеуказанные органы для принятия мер в рамках полномочий.

 

Вахтина Елена Анатольевна, Челябинск:

1.       Будет ли учитываться мнение большинства жителей Челябинска при принятии решения о строительстве Томинского ГОКа?

2.       Какие меры предприняты для ликвидации Челябинской городской свалки и Коркинского угольного разреза? Есть ли план, включающий перенос самых вредных производств за черту города?

ОТВЕТ1. См. ответ на аналогичный вопрос Авилова О.В.

ОТВЕТ2 .

В 2017 году начаты работы, которые позволят в будущем закрыть и рекультивировать Челябинскую городскую свалку.

21.02.2017 г. с администрацией города Челябинска заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета для выполнения инженерных изысканий для разработки проекта рекультивации Челябинской городской свалки. Срок окончания работ по соглашению – 25.11.2017 г. В настоящее время работы ведутся с соблюдением сроков выполнения работ. Отчеты по инженерным изысканиям сданы на экспертизу в Москву.

После завершения указанных работ в 2018 г. будет разработан проект рекультивации Челябинской городской свалки, а в 2019 — 2020 гг. организовано выполнение работ по её рекультивации, в том числе за счет средств федерального бюджета.

 

АО по добыче угля «Челябинская угольная компания» разработан проект ликвидации угольного разреза Коркинский, который получил положительное заключение экспертизы промышленной безопасности. В данном проекте предусмотрен раздел «Рекультивация нарушенных земель», согласно которому предусмотрена рекультивация карьерной выемки разреза Коркинский путем размещения в ней  до глубины 260 метров от борта карьера отвала вскрышных пород разреза Коркинский объемом 160 млн.м3. После чего предусмотрено устройство укрепляющей бермы и частичное выполаживание верхних уступов бортов карьера.

Вместе с тем, по результатам проведенного в 2016 году по областному заказу экологического аудита документации, связанной со строительством Томинского ГОКа, предложено складировать пески от хвостов обогащения Томинского ГОКа в угольном разрезе «Коркинский».

Исходящим от 12.07.2017 ЗАО «РМК» проинформировало о том, что в соответствии с рекомендациями экологического аудита документации, связанной со строительством Томинского ГОКа, АО «Томинский ГОК» отказалось от переработки окисленных руд с применением технологии гидрометаллургии и ведет работы по включению Коркинского разреза в технологическую цепочку производственной деятельности комбината.

В газете «Южноуральская панорама» от 17.08.2017 опубликовано информационное сообщение о проведении общественных обсуждений проектов технических заданий на проведение оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности объектов: «Цех производства закладочного материала на основе хвостов обогатительной фабрики Томинского ГОКа» и «Цех транспортирования закладочного материала». С 21.08.2017 в течение 30 дней по 9 адресам (в городе Челябинске, Сосновском и Коркинском муниципальных районах) можно было ознакомиться с указанными проектами.

В настоящее время проекты находятся на доработке по предложениям и замечаниям, полученным в период с 21.08.2017 по 19.09.2017.

Новые проектные решения в соответствии с рекомендациями экологического аудита должны быть подтверждены в установленном порядке, в том числе получением новых заключений государственных экспертиз.

 

В соответствии с действующим законодательством запрет на размещение производственных предприятий в городской черте, при условии соблюдения градостроительных, санитарно-эпидемиологических, экологических и других требований, отсутствует. Министерство не располагает информацией о планах собственников предприятий по переносу производств за черту города.

 

Надежда Стеклова, Сергей Докукин Челябинск:

1.   Было ли проведено научное исследование потенциального воздействия объектов Томинского ГОКа на Шершневское водохранилище? Если нет, то когда это будет сделано?

2.   Когда будут выполнены рекомендации СПЧ по Томинскому ГОКу?

3.   Каков нормативный размер санитарно-защитной зоны для ГОКа Томинский?

 

Ответ 1.

Оценка воздействия объектов Томинского ГОКа на окружающую среду выполнена в составе проектной документации на ГОК по заказу АО «Томиниский ГОК».

По результатам заказанного Министерством экологического аудита документации, связанной со строительством Томиниского ГОКа, в части влияния деятельности предприятия на Шершневское водохранилище проводившими аудит экспертами установлено:

1. В соответствии с проектной документацией все образующиеся сточные воды будут использоваться в замкнутом цикле водооборота обогатительной фабрики, поэтому не смогут оказать влияния на качество поверхностных водных объектов, в том числе Шершневского водохранилища.

2. Косвенное воздействие на водохранилище может быть оказано за счет воздействия на подземные воды, в случае подземного питания водохранилища.

В то же время установлено, что связь основных горизонтов между участком Томинского ГОКа и водохранилищем, через которые возможна загрузка подземных вод в водохранилище, практически исключена.

Полный отчет об экоаудите на сайте Министерства.

Для выполнения дополнительного научного исследования потенциального воздействия объектов Томинского ГОКа на Шершневское водохранилище требуются полные и достоверные данные о составе руд, планируемых к применению АО «Томинский ГОК» технологиях и технических решениях, и о других факторах, влияющих на негативные последствия намечаемой деятельности. Получить эти данные и провести исследование влияния ГОКа на окружающую среду – означает, по сути, повторить проектирование ГОКа.

Учитывая отсутствие у Правительства области полномочий и компетенции для решения такой задачи, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 18-го выездного (104-го) заседания в Челябинской области26-28 июня 2017 года рекомендовал Минприроды России провести независимое научное исследование потенциального воздействия объектов Томинского ГОК на Шершневское водохранилище и разместить его результаты в открытом доступе.

Ответ 2.

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 18-го выездного (104-го) заседания в Челябинской области26-28 июня 2017 года рекомендовал

- Правительству РФ и Губернатору Челябинской области: Обеспечить учет мнения граждан по вопросу строительства Томинского ГОК.

- Губернатору Челябинской области:

Обеспечить участие представителей общественности, в том числе движения «СтопГОК», в рабочих группах, рассматривающих вопросы, связанные с проектированием и строительством Томинского ГОК.

В части учета мнения граждан сказано выше.

В части обеспечения участия общественности информирую, что в соответствии с пунктом 3 требований общественности по проекту Томинского ГОКа по итогам проведенных 26-27 июня 2017 года консультаций с представителями Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Министерством экологии Челябинской области был направлен запрос Директору Челябинской региональной общественной экологической организации «Экологический консалтинг» о представлении кандидатур для включения в состав рабочей группы по вопросам ликвидации отработанной выработки угольного разреза «Коркинский» с использованием песков обогатительной фабрики Томинского ГОКа (далее – рабочая группа).

Распоряжением Губернатора Челябинской области № 523-рп 24.08.2017 из числа кандидатур, представленных ЧРОЭО «Экологический консалтинг» исх. от 10.08.2017 № 174, в состав рабочей группы включена представитель Челябинской региональной общественной экологической организации «Экологический консалтинг» Цитцер Оксана Юрьевна.

Ответ 3. Вопрос в компетенции органов Роспотребнадзора.

 

Алена Юдина, Челябинск:

Когда вопрос отмены строительства ГОК будут обсуждать в Кремле? Когда проведут открытый народный референдум по этой теме?

ОТВЕТ. Вопрос вне компетенции Министерства.

 

Максим Кожевников, Анастасия Кожевникова, п. Полетаево:

1.       В п. Полетаево запущен полигон ТБО. Считаю, что он не соответствует проекту, расположился на водосборной территории р. Миасс и работает с нарушениями (радиационный контроль не проходит; сортировка не производится; освещения нет; забора, который предусмотрен проектом, нет; средств для тушения пожаров нет; пленка, которая якобы защищает почву и воду порвана и пр. пр.). Кто принимал этот полигон?

2.       Теперь речь идет об увеличении полигона для мусора из Челябинска. Почему при решении этого вопроса не спрашивают мнения жителей п. Полетаво? 

3.       Говорится о временном размещении мусора до строительства завода под Чишмой. Когда это будет?

ОТВЕТ1 Возможность строительства полигонов для размещения твердых коммунальных отходов на конкретном земельном участке должна быть подтверждена заключением государственных экспертиз.

Органом, уполномоченным на проведение государственной экологической экспертизы, является Федеральная служба - Росприроднадзор.

Государственная экологическая экспертиза проекта «Полигон ТБО пос. Полетаево Сосновского района Челябинской области» проведена Департаментом Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу в 2013 году. В соответствии с заключением экспертной комиссии участок строительства полигона находится вне водоохранных зон водных объектов, и вне зоны санитарной охраны питьевого водозабора; занимаемые полигоном земельные участки относятся к категории земель «промышленности, энергетики, транспорта, связи...».

Государственная экспертиза проектной документации «Полигон ТБО пос. Полетаево Сосновского района Челябинской области» проведена УГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» в 2014 г. (заключение от 21.08.2014 г.).

Полигоны могут принимать ТКО только после включения их в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Полетаевский полигон включен в ГРОРО в феврале 2017 года управление Росприроднадзора по Челябинской области.

Лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов № 7400352 выдана ООО «Полигон ТБО» Управлением Росприроднадзора по Челябинской области (решение лицензирующего органа от 05.12.2016 г.

№ 1025 - о переоформлении лицензии № 7400323, выданной 26.09.2016 г.).

По требованию прокуратуры Сосновского района Челябинской области в августе 2017 г. инспекторы Министерства экологии Челябинской области приняли участие в выездной проверке исполнения юридическим лицом

(ООО «Полигон ТБО») природоохранного законодательства при организации полигона твердых бытовых отходов.

В ходе проверочных мероприятий выявлены следующие нарушения:

- на территории лесного массива, прилегающей к северо - западной части полигона зафиксированы очаги захламления территории, предположительно  отходами  производства и потребления, а именно: тара стеклянная не загрязненная (код ФККО 45410200205), отходы полиэтиленовой тары незагрязненные (код ФККО 43411004515), прочие отходы ТКО;

- с северо – западной и с западной части полигона отсутствует сетка - рабица, на объект размещения отходов имеется свободный доступ;

- размещение отходов в карте полигона осуществляется без работ по сортировке и обработке отходов;

- на территории полигона, после цеха сортировки и обработки отходов, на почве навалом расположены крупногабаритные отходы.

Заключение о нарушении природоохранного законодательства при эксплуатации юридическим лицом (ООО «Полигон ТБО») полигона  направлено 11.09.2017 в Прокуратуру Сосновского района Челябинской области.

 

ОТВЕТ 2

Мощность полигона и его вместимость — это проектные характеристики. Они определяются площадью земельного участка и применяемой технологией (степенью уплотнения, глубиной чаши полигона и его высотой). После заполнения вместимости полигона, он подлежит закрытию и рекультивации, не зависимо от того, с каких муниципалитетов привезли отходы.

Проектная мощность полигона в п. Полетаево составляет 22 тыс.тонн/год, вместимость — 548 025 тонн. Собственником полигона разработан проект увеличения мощностей полигона. Публичные слушания по этому проекту были проведены 11.09.2017 г. в администрации Сосновского муниципального района, в которых мог принять участие каждый желающий.

Ответ 3. Под Чишмой Сосновского района планируется построить современный комплекс, включающий полигон и мусоросортировочный комплекс с размещением «хвостов» сортировки на полигоне. Эти объекты, а также 5 мусороперегрузочных станций, позволяющих сократить транспортные расходы, планируется построить на частные средства, по механизму государственно-частного партнерства. Инвестор (концессионер), определяемый по итогам конкурсного отбора, за счет частных средств создает объекты обращения с отходами, которые после строительства становятся собственностью Челябинской области, и далее этот же инвестор осуществляет эксплуатацию объектов на правах оперативного управления.

Конкурс на право заключения концессионного соглашения был объявлен Министерством в июле 2017 год, с учетом сроков концессионного конкурса, определенного законодательством, ориентировочный срок заключения концессии — март 2018 года. Срок создания объектов концессии является критерием конкурсного отбора и может быть снижен потенциальными участниками конкурса. Максимальный срок создания полигона, определенный конкурсной документацией — 40 месяцев с даты заключения соглашения.

 

Геннадий Кулиш, тренер по парусному спорту:

Когда будет решение об отмене запрета на маломерные плавательные суда с механическими двигателями внутреннего сгорания на озере «Увильды»? Данная проблема интересует всех спортсменов и детей по водно-техническим видам спорта, так как при проведении соревнований без катеров не может осуществляться безопасность проведения спортивных мероприятий.

ОТВЕТ. В настоящее время подготовлен проект постановления по внесению изменений в постановление Правительства Челябинской области от 18.05.2006 г.  № 112-П «Об утверждении Положения о памятнике природы Челябинской области озере Увильды» разрешающий использование МПС с ДВС в акватории озера Увильды, который в соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ находится на согласовании в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

 

Константин Лопин, (Вконтакте, «Наш Челябинск»):

1.Что больше наносит вред атмосферному воздуху города Челябинск - стационарные источники или автомобильный транспорт?

2. Что планируется для улучшения экологии в ближайшие годы?

3.Что сделано за год в борьбе с несанкционированными свалками в городе и области?

4.Когда будут повышены штрафы за вырубки и действительно будут наказываться виновные?

5.Когда будет налажен контроль за пляжами?

ОТВЕТ 1.

Методика расчета вреда атмосферному воздуху от выбросов вредных веществ стационарными и передвижными источниками отсутствует. По данным официальной статистической отчетности валовые выбросы в Челябинске за 2016 год составили 236 тыс.тонн, в т.ч. 148 - промышленность, 88,5 - транспорт. Для сравнения – за 1988 год валовые выбросы в городе составили 521 тыс.тонн, в т.ч. 426,9 - промышленность, 94,1 – транспорт. Вместе с тем для оценки негативного влияния выбросов на качество атмосферного воздуха используются значения не объемов валовых выбросов, т.е. не суммарная масса всех выбрасываемых вредных веществ, а значения концентраций этих вредных веществ в атмосферном воздухе. Картина распределения концентраций вредных веществ в приземном (дыхательном) слое атмосферного воздухе на территории города определяется расчетным и инструментальным способами. Вблизи промышленных зон и предприятий, а также около автомобильных дорог концентрации вредных веществ выше.

 

ОТВЕТ 2.

Планирование долгосрочных мероприятий выполняется программно-целевым методом. В настоящее время Министерство разрабатывает проект государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2018 - 2025 годы. В рамках государственной программы планируются реализация основных положений территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, организация осуществления мер в сфере охраны атмосферного воздуха, водных объектов, растительного и животного мира, по повышению экологической культуры населения Челябинской области на основе утвержденных и принимаемых нормативных актов. Мероприятия планируются исходя из полномочий Челябинской области, например, в рамках подпрограммы «Охрана атмосферного воздуха на территории Челябинской области» планируются, в дополнение к работе подведомственной Министерству передвижной автоматизированной лаборатории, получение информации о загрязнении атмосферного воздуха по данным со стационарных постов государственной наблюдательной сети Росгидромета в городах Челябинск, Магнитогорск, Златоуст и по результатам наблюдений на маршрутных постах на территории городов Карабаш и Сатка, где нет государственной наблюдательной сети (Карабаш, Сатка); продолжаться получение прогноза для оперативного оповещения о возникновении периодов неблагоприятных метеорологических условий в промышленных городах Челябинской области, а также создание и ведение системы сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в городах области. С полным текстом проекта госпрограммы можно ознакомится на сайте Министерства.

 

ОТВЕТ 3 отдела отходов.

Санитарная очистка территорий населенных пунктов от мусора организуется органами местного самоуправления (ОМСУ).

ОМСУ ведут учет выявляемых и ликвидируемых свалок, который ежеквартально направляется в Министерство. Ежеквартально органами местного самоуправления выявляется около 300 — 400 стихийных, несанкционированных свалок.

Министерство экологии Челябинской области также выявляет несанкционированные свалки в рамках регионального государственного экологического надзора.

Министерством ведется ежеквартальный реестр мест несанкционированного размещения ТКО. На 1 января 2017 г. выявлено 280 мест, ликвидировано – 112 мест. По состоянию на 09.10.2017 (за I и II квартал) - выявлено 462 мест, ликвидировано – 213 мест.

Министерством экологии за 2017 год на основании обращений граждан города Челябинска и Челябинской области и в рамках плановых рейдовых мероприятий, были проведены рейдовые выездные проверки с целю выявления нарушений природоохранного законодательства в части несанкционированных свалок. Инспекторами Министерства было проведено более 60 рейдов по факту складирования ТБО в местах не предназначенных для складирования мусора. В случае, если зафиксировано складирование ТБО на территории земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам, нарушители привлекались к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Если осмотром было установлено размещение отходов на земельных участках с неразграниченной собственностью, то Главам Администраций территориальных образований направляются предостережения о недопустимости нарушений в области обращения с отходами с указанием обязательных сроков их исполнения.

В 2017 году проводились рейдовые осмотры совместно с правоохранительными органами на территории теплиц Красноармейского района, были зафиксированы многочисленные несанкционированные свалки в результате сельскохозяйственной деятельности. Виновные лица привлечены к ответственности и устраняют выявленные нарушения

За текущий год выдано 62 предостережения по несанкционированным свалкам, 29 предостережений исполнено, остальные находятся на контроле Министерства. За несанкционированные свалки были привлечены юридические, должностные лица и граждане, вынесено 17 штрафов на сумму 608 тысяч рублей. В это список попали: Администрация Полетаевского, Куяшского сельских поселений, Администрация Копейского городского округа.

 

Ответ 4. Вопрос компетенции Главного управления лесами Челябинской области

 

ответ 5.

Согласно статье 6 Водного Кодекса Российской Федерации использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.  На основании ст.27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области водных отношений относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории городского округа, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского округа.

В части вопросов компетенции Министерства экологии в 2017 г. на территории города Челябинска за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, по ст.7.6 КоАП РФ было привлечено 6 должностных лиц и 1 юридическое лицо на общую сумму 112,0 тыс.руб.

За использование прибрежной защитной полосы водных объектов с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ привлечены: ООО «Солнечный берег» на сумму 200,0 тыс.руб; ООО «Стройдом» на сумму 100,0 тыс.руб, Управление дорожного хозяйства администрации города Челябинска на сумму 100,0 тыс.руб.

Возбуждены дела об административных правонарушениях по ст.7.6 КоАП РФ: в отношении ООО «Солнечный берег» (пляж «Прибой»). В отношении ООО «Масштаб» (пляж «Белый парус») по ст.7.6 КоАП РФ -объявлено предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ.

 

Екатерина Кривонос, (Вконтакте, «Наш Челябинск»):

1.В рамках «Стратегии 2035» Министерством экологии было предложено три сценария экологического развития. С благоприятным сценарием все ясно, но какой из сценариев Вам кажется наиболее вероятным?

2. Губернатор области Б.А. Дубровский выступил с инициативой о передаче контроля вредных выбросов крупных предприятий с федерального уровня на региональный. Не скажется ли реализация данной инициативы крайне негативно на экологической обстановке региона?

Ответ 1. Вероятность реализации предложенных сценариев зависит от очень большого количества факторов, не зависящих от работы Министерства, и оценка этой вероятности не входит в компетенцию Министерства.

ОТВЕТ 2.

Губернатор области Б.А. Дубровский на Государственном совете России в декабре прошлого года выступил с инициативой, направленной на снижение вредных выбросов в атмосферной воздух.

Инициатива направлена на установление более обоснованных нормативов вредных выбросов и на обеспечение «прозрачности» природоохранной деятельности предприятий, как следствие – на снижение фискальной нагрузки на предприятия.

Президент Российской Федерации дал поручение Правительству России внести необходимые изменения в законодательство.

Свой вариант законопроекта для реализации поручения Президента России мы предложили, в Законодательном собрании области его внимательно рассмотрели. Среди депутатов много представителей предприятий, и ими также законопроект поддержан и направлен в качестве законодательной инициативы в Госдуму. 4 октября этот законопроект зарегистрирован в Государственной Думе РФ.

Повторю, что реализация инициативы Губернатора в полном объеме позволит снизить фискальную нагрузку на предприятия.

После установления предприятиям квот концентраций загрязнения воздуха, то есть их допустимого вклада в загрязнение воздуха в жилой застройке, не потребуется заходить на предприятие и осложнять его работу – достаточно будет измерить фактическое загрязнение воздуха вокруг предприятия. Если снижение загрязнения до установленных квот в согласованные сроки не происходит– то тогда и применяются меры ответственности за неисполнение обязательств.

Контроль вредных выбросов крупных предприятий выполняет и продолжит выполнять Росприроднадзор, законопроект не предполагает изменений в этой части. Эффективность контроля выбросов предполагается увеличить за счет оснащения источников вредных выбросов средствами автоматического контроля. Это требование вступает в силу с 1 января 2018 года и только для объектов 1 категории, т.е. для самых крупных предприятий, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Общий выброс от поднадзорных Министерству объектов составляет, например, в Челябинске не более 4% от общих нормативов выбросов, установленных для предприятий города.

Тем не менее Министерство тоже очень заинтересовано в получении данных непрерывного контроля источников – по этим данным можно выполнять расчет рассевания фактических выбросов, а не нормативных, и получать гораздо более точную оценку влияния предприятия на прилегающую территорию.

 

Татьяна Тюлькина, (Вконтакте, «Наш Челябинск»):

1.Сколько денег выделено на очистку Шершней и оз.Смолино? Какие мероприятия проводились в этом году по уничтожению сине-зелёных водорослей?

2. Какую работу проводят специалисты Министерства экологии, прежде чем подписать застройщикам согласие на вырубку деревьев?

ОТВЕТ 1от ООПТ  1. По мнению научных сотрудников Ильменского государственного заповедника очистка озера может привести к локальной экологической катастрофе, так как озеро Смолино макрофитного типа, и, следовательно, все гидрохимические и биологические процессы в нем происходят под контролем высшей водной растительности (камыш, тростник), которые способствуют вытягиванию из донных отложений накопленных органических соединений. Чистка озер в черте города                 от растительности может привести к вредным последствиям для экологии водоемов.

ОТВЕТ 1от водников.

На 2018 год в рамках подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области в 2014-2019 годах» государственной программы Челябинской области «Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014-2019 годы» выделено 3600,00 тыс. рублей из средств областного бюджета на проведение работ по обследованию (мониторингу состояния дна и берегов) Шершневского водохранилища.

Планируется получить рекомендации по мероприятиям, необходимым для экологического оздоровления Шершневского водохранилища (например, очистка ложа водохранилища от донных отложений и крупных инородных предметов, залесение водоохранной зоны водохранилища, иные рекомендации) с указанием площади участков работ, составлением ситуационного плана участка работ, указанием ориентировочной стоимости работ и возможных мест складирования отложений.

Предложения по очистке озера Смолина от зарастания поступали неоднократно и мы обратились по этому вопросу к специалистам. По мнению научных сотрудников Ильменского государственного заповедника, очистка этого озера от растительности может привести к локальной экологической катастрофе. В озере Смолино преобладает высшая водная растительность (камыш, тростник), которая снижает содержание в донных отложениях накопленных органических соединений и способствует процессу самоочищения озера.

Относительно уничтожения сине-зеленых водорослей можно пояснить следующее.

Интенсивное цветение воды в водоемах Челябинской области фиксируется в отдельные годы в водохранилищах, расположенных вторыми в каскаде водохранилищ – Шершневское водохранилище (в каскаде с Аргазинским водохранилищем) и в Магнитогорском (в каскаде с Верхнеуральским водохранилищем), а также в озерных системах – Каслинской и Чебаркульской.

Подвержены развитию сине-зеленых водорослей и другие озера, но особенно сильно эти процессы развиваются в водохранилищах, работающих в каскадном режиме, где нарушены природное движение воды и застойные явления сформированы искусственно.

Уменьшить процесс цветения Шершневского водохранилища в какой-то степени можно за счет следующего:

1) выполнять его эксплуатацию в проектном режиме,  то есть опорожнять его до рекомендуемой в проекте отметки. В настоящее время не осуществляется из-за особенностей водозаборных сооружений;

2) снизить поступления в водоем веществ, которые способствуют увеличению роста сине-зеленых водорослей, таких как фосфор, азот, содержащихся в недостаточно очищенных и неочищенных сточных водах.

Проектирование коллектора и очистных сооружений для приема ливневых вод от всей застройки вокруг Шершней осуществляет Администрация города Челябинска. Гражданам необходимо соблюдать режим водоохранной и прибрежной защитной полосы водохранилища.

 

ОТВЕТ 2. Вопрос не нашей компетенции.

 

Мария Семенова, (Вконтакте, «Наш Челябинск»):

На каком этапе проект по строительству полигона для вывоза и складирования отходов жителей г. Челябинска: существует ли уже инвестор и заключен ли концессионный договор? Какие планируемые сроки появления такого объекта? Планируется ли рекультивация свалки и кто понесет эти расходы?

ОТВЕТ. Межмуниципальный полигон ТКО планируется построить для размещения коммунальных отходов не только Челябинска, но и отходов еще из 9 муниципалитетов, входящих в Челябинский кластер.

Строительство полигона будет осуществляться в рамках концессионного соглашения. Концессионер будет определен по итогам конкурсного отбора, который объявлен Министерством в июле 2017 года. Ориентировочный срок заключения концессии — март 2018 года. Максимальный срок создания полигона, определенный конкурсной документацией — 40 месяцев с даты заключения соглашения. Этот срок является критерием конкурсного отбора и может быть снижен потенциальными участниками конкурса.

В 2017 году начаты работы, которые позволят в будущем закрыть и рекультивировать Челябинскую городскую свалку.

21.02.2017 г. с администрацией города Челябинска заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета для выполнения инженерных изысканий для разработки проекта рекультивации Челябинской городской свалки. Срок окончания работ по соглашению – 25.11.2017 г. В настоящее время работы ведутся с соблюдением сроков выполнения работ. Отчеты по инженерным изысканиям сданы на экспертизу в Москву.

После завершения указанных работ в 2018 г. будет разработан проект рекультивации Челябинской городской свалки, а в 2019 — 2020 гг. организовано выполнение работ по её рекультивации, в том числе за счет средств федерального бюджета.

 

Арсений Сокольников, (Вконтакте, «Наш Челябинск»):

1.   Томинский ГОК будет построен с открытым типом хвостохранилища?

2.   Добыча будет вестись открытым типом?

3.   Если уровень кислоты в хвостохранилище будет находиться на уровне бассейна Шершней, как можно гарантировать отсутствие перетока кислоты туда и отсутствие риска прорыва хвостохранилища, как под землёй, так и над ней?

4.   При добыче открытым типом на поверхность будут выходить породы с тяжёлыми вредными металлами, которые потоком ветра будут подниматься в атмосферу и переноситься в Шершни и на Челябинск. Избежать этого можно закрытым типом добычи. Вы, как министр, наложите запрет на проект добычи открытым типом?

5.   Поддерживаете ли вы изменение проекта ГОКа на полностью экологически чистый?

6.       Проблему загрязнения воздуха от промышленных выбросов можно решить благодаря разделению выбрасываемого газа на фракции веществ в различном агрегатном состоянии — твёрдом, жидком и газообразном. Эти вещества можно отводить и накапливать. Часть из них станет ценным продуктом, который станут покупать. Другая часть станет пригодна для относительно безвредной утилизации. Таким образом промышленность Челябинска может стать полностью экологически чистой. А благодаря инновациям, необходимым для переоборудования промышленности, произойдёт новый виток технологической эволюции.

7.       Вы, как министр, поддерживаете полный запрет на выбросы вредных веществ в атмосферу?

8.   Проблему загрязнения воздуха от автомобилей можно решить ограничением на эксплуатацию автомобилей с ДВС. Правительство Сан-Франциско и некоторых Европейских стран объявили о полном запрете на эксплуатацию автомобилей с ДВС в городах к 2035-2050 годам. Вы, как министр, поддерживаете аналогичные запреты на эксплуатацию автомобилей с ДВС на территории Челябинска к 2035-2050 годам? Готовы ли вы в ближайшее время ввести ограничения на эксплуатацию транспортных средств с ДВС в муниципальных структурах Челябинской области?

9.   Когда в Челябинске появится раздельный сбор отходов? В какой стадии эта программа сейчас?

 

Ответ 1, 2:

Организация разработки месторождения медных руд «Томинское», в том числе все проектные решения по этим вопросам, определяются Русской медной компанией и АО «Томинский ГОК».

Министерство не выполняло экспертизу документации, связанной со строительством Томинского ГОК, и не входит в число органов, которые осуществляют надзор за строительством и эксплуатацией ГОКа.

Из общедоступных источников, в том числе из публичных выступлений представителей Русской медной компании и АО «Томинский ГОК» известно, что добыча планируется открытым способом, что в целях реализации рекомендаций экоаудита на месте хвостохранилища проектируется пруд-отстойник.

Подробности необходимо выяснять у заказчика - АО «Томинский ГОК».

Ответ 3. Вопросы безопасности планируемого производства, выявления и оценки рисков рассматриваются и решаются на этапе проектирования. Принятые проектные решения должны получить положительные заключения государственных экспертиз, предусмотренных законодательством.

При отрицательных заключениях строительство невозможно.

Ответ 4. Добыча и обогащение медных руд – это разрешенная законом деятельность.

Запретить эту деятельность можно только по решению суда при наличии для этого оснований, то есть при ведении этой деятельности с нарушениями законодательства.

Томинский ГОК – это объект федерального надзора, Министерство не имеет полномочий по контролю его деятельности.

Ответ 5: Поддерживаю.

ОТВЕТ 6.

Проблема загрязнения воздуха от промышленных выбросов – это проблема выполнения требований законодательства. Производственная деятельность, сопровождаемая выбросами вредных веществ в атмосферный воздух, не должна создавать реальную угрозу здоровью населения и окружающей среде, т.е. приводить к загрязнению воздуха в жилой застройке выше гигиенических нормативов его качества.

Каждое предприятие вправе само определять, каким способом оно обеспечит требования закона – применением наилучших доступных технологий, или строительством специальных сооружений по улавливанию вредных выбросов, или организацией вокруг предприятия санитарно-защитной зоны и отселением из этой зоны граждан. Возможно размещение новых мощностей на других площадках, более удаленных от населенных пунктов.

Как правило, предприятия применяют все эти способы в совокупности, в зависимости от их экономической и экологической эффективности для конкретных предприятий.

Если Ваше предложение о разделении отходящих газов на различные агрегатные состояния имеет технологические и технические решения – необходимо предлагать их предприятиям и совместно с ними рассматривать экономическую эффективность реализации этих решений.

 

ОТВЕТ 7. Поддерживаю - и как министр, и как обычный гражданин. Вот только технологических и технических решений для выполнения такого запрета я не вижу даже в обозримом будущем. Полный запрет на выбросы вредных веществ в атмосферу означает, в частности, и полный отказ от сжигания дров, угля и газа в бытовых целях, не говоря уже о полном исключении выбросов металлургических комбинатов и тепловых электростанций.

 

ОТВЕТ 8. Да, очень хорошо было бы убрать все автомобили, работающие на топливе, с улиц наших городов. Но автомобиль выполняет множество социальных функций и введение каких-либо запретов или ограничений на использование существующих автомобилей по экологическим мотивам вызовет множество проблем реализации этих функций. В том числе проблема цены, которую необходимо будет заплатить за реализацию этих запретов и населению и бюджетам всех уровней.

Меры по снижению влияния выбросов автотранспорта на воздух в городах области, в первую очередь в Челябинске, принимаются, в том числе меры по развитию электротранспорта и снижению интенсивности движения в центре города, в прессе об этом много писали, не буду повторять.

Отмечу только, что в этом году по заказу Министерства выполняются работы по исследованию автомагистралей в Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, Сатке и Карабаше. По результатам этих работ будет выполнена оценка влияния выбросов автотранспорта, движущегося по этим дорогам, на качество воздуха на прилегающих территориях. Это позволит выработать рекомендации муниципалитетам по более экологичной организации дорожного движения.

 

ОТВЕТ 9. Обращение с отходами на территории области организуется в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Челябинской области, разработанной и утвержденной в прошлом году.

Территориальной схемой предусмотрено увеличение доли ТКО, направленных на сортировку, в общем объеме ТКО с 11% в 2016 году до 100% в 2020 году путем промышленной сортировки.

Для этого должна быть создана соответствующая инфраструктура – полигоны с мусоросортировочными комплексами необходимой мощности. Эта инфраструктура создается в рамках концессионных соглашений ввиду большой стоимости объектов обращения с ТКО.

Постановлением Правительства Челябинской области от 27.06.2017 г. № 307-п утвержден Порядок сбора твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного сбора, включающий мероприятия по организации раздельного сбора ТКО.

Для организации раздельного сбора опасных отходов от населения на территории Челябинской области планируется установка контейнеров для накопления отработанных компактных люминесцентных лампы, бытовых приборов, содержащих ртуть, и отработанных источников малого тока.

Первый контейнер-экобокс в качестве эксперимента установлен в здании Правительства Челябинской области по адресу г,Челябинск, 57 в июне 2017 года. Приобретение дополнительных контейнеров планируется в течение 2017-2018 гг. за счет средств областного бюджета (30 штук) и экологического сбора.

 

Анна Сизова, (Вконтакте, «Наш Челябинск»):

1.   Согласно договорам водопользования № 74-14.01.05.008-0-ДРБВ-С-2011-00423/00 от 31.08.11 (Золотой Пляж) и 74-14.01.05.008-0-ДХ40-С-2016-01021/00 от 19.05.2016 (Фонград) осуществляется водозабор с оз. Тургояк для нужд отелей. Это нам пояснили на внеочередной выездной проверке с сотрудниками ООПТ участка № 16. Но технические директора Золотого Пляжа, Фонграда и сотрудники ООПТ участка № 16 не смогли пояснить как организован канализационный сток у данных организаций.

2.   Прошу пояснить, где проложены трубы канализационного стока, куда уходит канализация от Золотого Пляжа и Фонграда, кем обслуживается и на каких юридических основаниях.

3.   Кто осуществляет уборку мусора охранной зоны Памятника Природы оз. Тургояк в местах не занятых арендаторами? Практически вся охранная зона завалена мусором от «горе-отдыхающих».

4.   Проинформируете о порядке утилизации отходов I - IV классов опасности физическими и юридическими лицами Миасского городского округа, т.е куда передавать на утилизацию опасные отходы? Проинформируете об организациях, осуществляющих надзор за выполнением порядка безопасной утилизации.

5.   Какие изменения планируются в процессе обращения с отходами, при осуществлении Территориальной схемы обращения с отходами на территории Миасского городского округа?

 

ОТВЕТ 1. Канализационные воды ООО «Золотой пляж» поступают в централизованную канализацию.  ООО «Золотой пляж» произведена врезка в муниципальный коллектор, расположенный в п. Тургояк на ул. Нижнезареченская. Далее канализационные воды поступают на КНС №5 и очистные сооружения ОАО «Миассводоконал». Между ООО «Золотой пляж» и ОАО «Миассводоканал» заключен договор на водоотведение.

Ответ 2. Отель «Фонград Резорт» является собственностью ООО «Капитал». ООО «Капитал» на основании договорных отношений является субабонентом ООО «Золотой пляж». Водоотведение из отеля осуществляется в централизованную канализацию ООО «Золотой пляж».

Ответ 3. В соответствии со статьей 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно изложенного, лицом, ответственным за ликвидацию несанкционированных свалок в границах охранной зоны озера Тургояк, в местах, где земельные (лесные) участки не заняты арендатором, является собственник земельного (лесного) участка: главное Управление лесами Челябинской области и администрация Миасского городского округа.

Ответ 4. Обращение с опасными отходами регламентируется действующим законодательством (ст. 51 ФЗ «об охране окружающей среды», ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления»), а также в соответствии ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по обращению с опасными подлежит лицензированию.

Утилизация отходов I - IV классов опасности физическими и юридическими лицами может осуществляться самостоятельно – при наличии соответствующей лицензии, или они должны передавать отходы на утилизацию организациям, имеющим необходимую лицензию.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляют территориальные управления Росприроднадзора. Перечень организаций Челябинской области, имеющих лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также государственный реестр объектов размещения отходов размещены на официальном сайте управления Федеральной службы Росприроднадзора по Челябинской области www.74.rpn.gov.ru.

Обращение с опасными отходами регламентируется действующим законодательством (ст. 51 ФЗ «об охране окружающей среды», ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления»), а также в соответствии ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по обращению с опасными подлежит лицензированию. Органом, уполномоченным по их лицензированию и контролю за соблюдением требований в сфере лицензирования на территории Челябинской области является Управление Росприроднадзора по Челябинской области.

Перечень видов обращения с опасными отходами подлежит обязательному лицензированию, по их дальнейшей утилизации и переработке.

Ответ 5. Согласно территориальной схеме обращения с отходами Челябинской области Миасский городской округ включен в Карабашский кластер, объединяющий 7 муниципалитетов (Карабашской ГО, Златоустовский ГО, Миасский ГО, Чебаркульский ГО, Чебаркульский МР, Кусинский МР, Уйский МР). Конечным объектом размещения ТКО на территории Карабашского кластера является полигон ТКО в г. Карабаше. Кроме полигона в г. Карабаше, в Карабашском кластере предусмотрено использование действующих мусоросортировочных комплексов в г. Миасс и г. Златоуст. Потоки ТКО из Златоустовского ГО, Миасского ГО, Чебаркульского ГО, Чебаркульского МР, Кусинского МР, Уйского МР транспортируются на сортировочные станции в г. Златоуст и г. Миасс. После сортировки, отходы, не подлежащие повторном использованию, транспортируются на захоронение на полигоне в г. Карабаш. Все остальные места размещения ТКО, не включенные в ГРОРО, должны будут закрыты и рекультивированы в соответствии с действующим законодательством об отходах производства и потребления.

 

Экологическое общественное движение Челябинска «Время Че»:

 Когда в Челябинске начнут работу общественные экологические инспектора?

 

ОТВЕТ. В течение 2017 года проведено 4 обучающих семинара с перспективными общественными инспекторами на базе эколофта «ВремяЧ». На семинарах разобраны все вопросы, с которыми могут столкнуться инспекторы во время своей работы.

Согласно ч. 7 ст. 68 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На 27.09.2017 г. такой порядок не установлен, следовательно, работа по созданию службы инспекторов общественного экологического контроля в Челябинской области приостановлена до утверждения указанного порядка. Граждане, имеющие активную гражданскую позицию по соблюдению требований в области охраны окружающей среды, на сегодняшний день, не ограничены в правах по осуществлению общественного экологического контроля.