«Тот самый М.» В Челябинске прошел пробный показ VIP-спектакля: первыми его увидели дети
Марк Лейвиков, Андрей Комаров, Нигина Тен, Григорий Ройзман, Арсен Унанян и другие известные челябинцы готовятся к премьере благотворительного спектакля «Тот самый М.», который жители города смогут увидеть в ДК Железнодорожников 21 и 22 ноября.
Пьеса Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен» была основательно переработана режиссёром Павлом Каштановым, который адаптировал её под современные условия, сделав более актуальной и острой. Участники уверены, что зрителям новая версия давно полюбившейся истории придётся по нраву. На днях актеры провели первый показ: зрителями стали ученики студии творческого развития Константина Хабенского «Это правда».
– Идея ставить благотворительные спектакли возникла очень давно, больше десяти лет назад, – рассказывает директор проекта Марина Петрова. – Мы с Павлом (Каштановым) были востребованными профессиональными актёрами, кроме того, работали в шоу-бизнесе, хорошо зарабатывали. Видели много состоятельных людей, которые тратили деньги «просто так». И сами мы тоже зачастую тратили деньги «просто так». Нам захотелось делать что-то для других людей и направлять деньги тем, кто в них действительно остро нуждается. У меня было множество классных идей, но когда я обращалась с ними к творческим людям, то никакой реализации они не получали. Тогда я решила обратиться к людям, далёким от мира искусства. Им проект показался интересным, и они начали его двигать. Я дружила с женой Эдика Кожевникова, он в те годы был очень уважаемый бизнесмен, инвестор. Помню, мы сидели у них на балконе, и я сказала, что хочу уехать из Челябинска, потому что мои идеи тут никому не нужны. Эдик попросил рассказать подробнее, и идея постановки благотворительного спектакля ему понравилась. Он начал звонить своим знакомым, и так всё началось.
Максим Бодягин, заместитель директора проекта Марина Симбиркина, директор проекта Марина Петрова и художник по костюмам Ольга Лазарева
Самым первым благотворительным спектаклем, созданным Мариной Петровой и Павлом Каштановым, стал гоголевский «Ревизор». Прямо по пословице «первый блин комом» этой постановке пришлось столкнуться с непредвиденными трудностями. Съёмочная группа одного из федеральных телеканалов приехала, чтобы сделать репортаж о том, как челябинские чиновники – а их в том составе было много – будут играть гоголевских персонажей. Все обрадовались, показали московским гостям всё без утайки, а потом ужаснулись. Столичные телевизионщики умудрились в своём репортаже подать постановку как некое политически окрашенное действие, чуть ли не культурное восстание против действующей власти.
В результате из руководства партии «Единая Россия» позвонили в резиденцию тогдашнего губернатора Михаила Юревича с требованием разобраться с фрондой, внезапно образовавшейся у него под боком. На Цвиллинга задумываться не стали и попросту запретили чиновникам играть в спектакле под угрозой немедленного увольнения. Вся история развивалась весьма эмоционально, на повышенных тонах. Что примечательно, даже когда было объявлено, что спектакль не состоится, почти никто из зрителей не сдал билеты. А режиссёру Павлу Каштанову пришлось самому выйти перед публикой в роли Хлестакова. Поскольку другого Хлестакова за день до спектакля найти было невозможно.
Впрочем, нет худа без добра. Присутствие режиссёра на сцене сплотило актёров-любителей и убавило в них чувство страха перед выступлением на главной драматической площадке города. Кстати, несмотря на все запреты и прочие странные происшествия, сопровождавшие «Ревизора», спектакль собрал более миллиона рублей.
С тех пор прошли годы, проект окреп, повзрослел и возмужал, сделано немало постановок, но каждая вновь набранная труппа имеет свою особенность.
Павел Каштанов с учениками студии Хабенского
– Во-первых, в этом составе у нас почти нет чиновников, во-вторых, вырос уровень статусности и масштабов личности участников проекта, что очень отрадно. Скажу откровенно, иногда в проект приходят случайные люди, которые что-то попробовали, не удержались и ушли, – рассказывает Павел Каштанов. – У нас есть и те, кто уже играет с нами не первый спектакль, они выросли как актёры, но в этот раз очень много новеньких, с которыми мне приходится работать с нуля. У них горящие глаза, они полны желания, во-первых, сделать что-то хорошее для детей, их привлекает благотворительная цель проекта, а во-вторых, им интересно попробовать себя в новой роли. Раньше в проект приходили люди, которые уже были знакомы друг с другом. В этот раз процесс знакомства, адаптации и психологической притирки друг к другу проходит прямо во время репетиций.
На репетициях, как и в бане, все равны. Всем участникам проекта приходится работать наравне, невзирая на чины и звания. Разбирается тончайшая нюансировка взаимоотношений героев, их мимики, жестов, перемещений по сцене.
Андрей Комаров и Марк Лейвиков
– То, что делает замечательный коллектив студии Хабенского – я имею в виду и благотворительные спектакли в том числе, – не может оставить равнодушным, – признаётся Марк Лейвиков. – Поэтому, если могу принять участие в таких проектах, то с радостью это делаю. В студенческие годы я имел определённое отношение к позабытым ныне агитбригадам, помню и поездки, и гастроли, и концерты... Выход на сцену сейчас, в этом спектакле – некий вызов самому себе. Конечно, не хватает актёрской школы. Но я привык или делать хорошо, или не делать совсем. Поэтому пытаюсь. Хочется верить, что всё получится.
Михаил Мед работает над ролью
– Для меня участие в проекте – реализация детской мечты, я всегда горел идеей попробовать себя в актёрском качестве, – рассказывает диджей, предприниматель и икона всех челябинских хипстеров Михаил Мёд. – В принципе, в школе и в студенческие годы я был близок сцене, но здесь представилась возможность принять участие в полномасштабном спектакле, при этом ещё и с интересными людьми. Мне интересно последить за собой. С годами мы становимся какими-то заскорузлыми. Сейчас ты читаешь текст и внутри себя чувствуешь буквально Хабенским, а по факту ты ничего не можешь выдать (смеётся). Сложно порой совладать с интонацией – сказать одну и ту же фразу грубо или мягко. Это тяжёлая работа, для меня это точка роста.
Впрочем, для того, чтобы взвалить на себя тяжёлую актёрскую ношу, у собравшихся есть особенная причина.
– Здесь замечательный коллектив, замечательная атмосфера, – признаётся предприниматель Максим Климентьев, который уже не первый раз принимает участие в проекте. – Здесь мы наслаждаемся не только результатом, но и самим движением к поставленной цели. Мы не только радуемся спектаклю, множество положительных эмоций приносит и сам репетиционный процесс. Привлекает и то, что проект имеет благую цель – благотворительность. Мы знаем, ради чего мы это делаем. Кроме того, нам важно вдохновить своим примером других людей, показать, что благотворительностью можно заниматься, получая искреннее удовольствие.
Нигина Тен и Марк Лейвиков
С ним согласна и директор Челябинского филиала САО «ВСК» Нигина Тен, которая уже играла одну из главных ролей в проекте:
– Делать что-то для других всегда приятно, неизвестно, кто при этом больше получает. И вдвойне приятно своей деятельностью оказывать конкретную помощь детям. Я не только руководитель, я ещё и жена, и мама, и семейных обязанностей с меня никто не снимал. Поэтому можете представить, какой у меня плотный график. Тем не менее любыми путями выкраиваю время для репетиций. Я играю одну из центральных ролей, у меня много текста и много сцен с моим участием. И осознание того, что всё это ради большого хорошего дела, помогает найти дополнительные ресурсы в жизни.