,19 сентября 2023 в 08:00

В ответственности за историю Челябинска

Недавно в Челябинске прошел военно-исторический фестиваль «Уральские герои», в рамках которого были реконструированы боевые эпизоды из трех войн – Гражданской, афганской и Великой Отечественной. Последний наиболее выделялся по зрелищности, ведь в нем принимали участие не только стрелки, но и боевая техника 80-летней давности.

В ответственности за историю Челябинска

В поле вышли Т-34 и ИСУ-152, принадлежащие Челябинскому тракторному заводу – УРАЛТРАК (в составе АО «Концерн «Уралвагонзавод» входит в Госкорпорацию «Ростех»). Любопытно, что на ЧТЗ хранится в полной исправности и ещё один танк времен Великой Отечественной войны – ИС-3. О причинах отсутствия этой машины на «Уральских героях», о том, почему завод с удовольствием участвует в подобного рода мероприятиях, рассказали врио генерального директора ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» Елена Тихомирова и руководитель заводской пресс-службы Анастасия Магнитова.

- Елена Юрьевна, почему на фестивале в Никольской роще не было ИС-3?
Елена Тихомирова:

- А потому что ИС-3 хоть и имеется в парке боевых машин ЧТЗ-УРАЛТРАК, хоть и выходит он из заводских боксов регулярно и своим ходом, но всё же непосредственно в Великой Отечественной войне этот танк участия не принимал. Ограничившись прибытием из Челябинска в столицу Германии уже летом 1945 для знаменитого «берлинского» парада Победы войск союзников.Впечатление тогда машина, созданная трудом уральских инженеров и рабочих, произвела на американцев и англичан колоссальное. Но реконструкторы «Дивизиона» - организаторы фестиваля, тщательно относятся к мелочам и если взялись показывать события 1944 года, то лишнего у нас не просят, в «боях» в Никольской рощи участвовали только танк Т-34-85 и самоходная артиллерийская установка ИСУ-152. Мы бережно храним их у себя на заводе, но при этом предоставляем технику на различные культурно-исторические мероприятия.
Стоит отметить, что какая активность – это тенденция двух-трех последних лет, значительно расширилась география появления техники ЧТЗ. Раньше танки и самоходки «вживую» работали один раз в году – в Челябинске, на параде 9 мая, плюс на военно- исторических реконструкциях клуба «Дивизион», с которым у ЧТЗ установлено прочное сотрудничество, переросшее в добрую дружбу. А в этом году, 2 февраля, «тэтридцатьчетверка» с экипажем побывала в Коркинском районе, на праздничных мероприятиях, посвященных 80-летию Сталинградской битвы. Причем по просьбе организаторов мы перекрасили башню танка, сделав надпись «Челябинский колхозник».
гендиректор ЧТЗ Елена Тихомирова
Колонна таких танков с Южного Урала была сделана на добровольно собранные местными тружениками села средства и внесла огромный вклад в успех контрнаступления советских войск под Сталинградом 80 лет назад. Не зря на Мамаевом кургане в Волгограде на памятном монументе стоит Т-34 с именем «Челябинский колхозник». Танк ЧТЗ на один день стал актером, причем ему, как и положено, наносился грим. Важно, что танк начал «работать» буквально с первых минут, когда трал с ним на платформе выехал из ворот ЧТЗ по направлению к Коркино. Танк мы задрапировали большим ярким информационным баннером, который привлекал к себе внимание всех проезжавших мимо водителей, узнававших по дороге о подвиге в Сталинграде «челябинских колхозников». И конечно, огромное впечатление настоящий боевой танк времен Великой Отечественной войны произвел на местных жителей. Кстати, посмотреть на «живую» технику Танкограда регулярно приезжают и гости из Москвы.
Анастасия Магнитова:

- На ЧТЗ побывала недавно съемочная бригада федерального телеканала «Звезда». Они приезжали во второй раз, вначале с ведущим Андреем Башкатовым, звездой сериалов «Молодежка» и «Кухня», а в этом году - с Араратом Кещяном, известным россиянам по ситкому «Универ». При участии все того же «Дивизиона» мы помогли телевизионщикам выстроить картинку лета 1945 года, реконструировав отправку танка ИС-3 на парад в Берлин. На «Звезде» эта программа «Не факт» вышла под заголовком «Сталинский
сюрприз». Башкатов не преминул воспользоваться возможностью проехаться на ИС-3 по территории завода и остался чрезвычайно довольным.
А Кещян пожаловал сюда с редакционным заданием сделать программу о 1941 годе, об эвакуации промышленных производств в Челябинск, где на базе ЧТЗ усилиями местных жителей, и прибывших на Урал специалистов из Ленинграда, Харькова и Сталинграда был создан Танкоград. И Арарата интересовал уже танк Т-34, на котором он с таким же восторгом, как и коллега,
прокатился. Кещян побывал на литейном и кузнечном производстве, ребята со «Звезды» снимали наши тяжелые пресса и выпустили по теме очень достойную телепрограмму, - продолжила нить повествования руководитель пресс-службы ЧТЗ
начальник пресс-службы ООО «ЧТЗ-УРАЛРАК» Анастасия Магнитова
-Настя, кроме телесюжетов на ЧТЗ ведь и кино снимают?
- В которых наши танки – ведущие актеры. Весной и летом Т-34-85 вначале снимался в эпизоде «Взятие Львова», а затем в сцене «Штурм Праги», которые войдут в фильм «Черные ножи» - освободители Европы», рассказывающий об Уральском добровольческом танковом корпусе. В этом кино, кстати, сыграли не только челябинские танки, но и люди – сотрудники ЧТЗ, изобразившие добровольцев, подававших заявления с просьбой отправить их на фронт в 1943 году.Руководитель предприятия добавляет, что 90-летиний юбилей ЧТЗ также не обошелся без демонстрации боевых машин: 1 июня на территории завода была организована выставка, где вместе с танками и САУ находилась и мирная продукция – «чэтэзовские» трактора.
- Елена Юрьевна, и танки, и трактора – машины в возрасте. Вот так вот выводить их на парады и реконструкции – тяжело?
Елена Тихомирова:
- Да, конечно, вопросы по запчастям возникают, некоторые детали в цехах вытачивают заново, и многое другое. Но продлить танкам жизнь, заставить быть не просто статичным экспонатом, а двигаться – в этом желании заложен особый смысл. Чем больше машина ездит, тем дольше она живет. Наши танки – это ветераны, очень пожилые механизмы с 80- летним возрастом. И как со старыми людьми, если ты проявляешь к ним интерес, вовлекаешь в какую-то активность, заботишься, готовясь к следующему параду или «бою», то и жизнь для них продолжается. Они чувствуют свою нужность обществу и не подведут.
- Поэтому вы не побоялись отправить ИС, ИСУ и Т-34 в Чебаркуль, на уральский танковый фестиваль «Броня Танкограда»?
- Не побоялись и, участвуя в столь масштабном мероприятии наряду с «молодыми» Т-72 и Т-80, наши «ветераны» не подвели. Отмечу, что «Броня Танкограда» - это именно народная инициатива, главный заводила там – руководитель чебаркульского отделения «Юнармии» Александр Ноздрачев, настоящий энтузиаст и очень увлеченный человек. Здорово, когда к нам за помощью в предоставлении танков обращаются люди, и ты сразу
чувствуешь, что это делается ими не по разнарядке плана торжественных мероприятий, а именно по зову души. Таким приятно помогать. Это вообще отличная идея, напомнить челябинцам не только о производстве лучших в мире танков в годы Великой Отечественной войны, но и рассказать, что на территории региона дислоцирована танковая дивизия, являющаяся правопреемником легендарного Уральского добровольческого танкового корпуса. Созданный на Урале в 1941 году броневой щит никуда не делся, вот – танки, вот – наши защитники. Ведь и Танкоград, это не просто
предприятия, это в первую очередь – люди. Фестиваль, без усиленной информационной накачки и в общем-то без особой поддержки каких-то спонсоров, ежегодно собирает по 20 тысяч зрителей со всей области, просто класс!
- А вот чисто технический вопрос. Как ваша техника доходит до челябинской площади Революции, где проходит парад Победы, до Коркино или Чебаркуля?
- На специальных танковых тралах. Иногда своё мастерство приходится проявлять нашим водителям-испытателям, которые умеют работать с разными тралами. Недавно о предоставлении Т-34 на свою реконструкцию договорились организаторы фестиваля «Застава-18», они подали к заводу слишком узкий трал, с которого танк постоянно соскальзывал. Но благодаря профессионализму наших мехводов никакой аварии не было допущено. В другой раз договаривались с военными перевозчиками, их трал оказался
слишком высоким, пришлось танку на платформу, буквально, залетать на скорости. Все сделали мастерски! А однажды, когда трал ехал в Чебаркуль, то было пробито колесо и пришлось на трассе, прямо с танком на платформе, его менять.
- А кто сидит за рычагами танков во время мероприятий?
- Только наши водители-испытатели, это принципиальная позиция. На «Броне
Танкограда» военнослужащие чебаркульской танковой дивизии просили «порулить», утверждая, что они-то с Т-90 справляются, не удивишь их и более простым в управлении Т-34. Но нельзя! Наши танки хоть и старые, но к ним свой подход нужен, чтобы исключить малейшую возможность поломки. Так что Дмитрий Мальцев, Иван Рындыч и Николай Ефимов справляются сами.
- Анастасия, а участие чэтэзовской техники в военных реконструкциях – это инициатива самих реконструкторов или желание ЧТЗ?
Анастасия Магнитова:

- И так, и так. Например, дружба с «Дивизионом» началась, когда просьбу предоставить  танк озвучил один из реконструкторов, одновременно являвшийся корреспондентом нашей корпоративной газеты Всеволод Смирнов. Он наладил между предприятием и энтузиастами-челябинцами прочную связь, сам неоднократно выступал на реконструкциях в роли комментатора, объясняя пришедшим на мероприятие зрителям
суть происходящего. Всеволода нет сегодня в живых, но начатое им дело продолжают уже молодые сотрудники ЧТЗ.
- Елена Юрьевна, понятно, в чём интерес «Дивизиона» или «Брони Танкограда», им хочется сделать свои мероприятия максимально зрелищными. А зачем это надо ЧТЗ?

Елена Тихомирова:
- Чтобы челябинцы, особенно подрастающее поколение, знало историю своего региона, а очень значительная часть этой славной истории относится именно к ЧТЗ. Значит мы в ответе за то, чтобы люди не забывали подвигов своих предков. Плюс, конечно, повышение самосознания наших же заводчан. Одно дело, когда ты просто ходишь на работу и другое, если ты ощущаешь, что трудишься на предприятии легендарном, известном в Челябинске, которому город ещё и во многом обязан за тот трудовой подвиг, что совершили рабочие ЧТЗ в годы Великой Отечественной войны.