В белых перчатках и с ластиком: где в Челябинске посмотреть книгу стоимостью в миллион рублей
«До библиотеки доеду?» — спрашивают водителя маршрутки, и не надо уточнять, до какой. И так ясно, что до самой главной. В честь нее и остановка общественного транспорта так называется — «Публичная библиотека», хотя уже не один десяток лет ее официальное название звучит намного длиннее и чопорнее: Челябинская областная универсальная научная библиотека, ЧОУНБ.
Если ваши дети скептически относятся к чтению и бумажным книгам в частности, экскурсия в отдел редких книг — лучший способ заинтересовать ребенка. Здесь процесс чтения превращается в особый аттракцион.
Сначала подробный инструктаж; потом выдадут белые хлопчатобумажные перчатки и треугольный ластик. Зачем, как вы думаете? Чтобы с его помощью аккуратно перелистывать страницы, а вовсе не для уничтожения пометок на полях. Современным читателям, напомним, оставлять следы на страницах ни в коем случае нельзя — это уже варварство.
Однажды в библиотеку в рамках культурного обмена привели на экскурсию группу из восьми студентов-медиков из США. Им показали одно из сокровищ книжного фонда — первое печатное издание сочинений Гиппократа (Женева, 1657) на латинском языке в переводе Фибиа Кальва. Изумлению гостей — а их сопровождала библиотекарь американского вуза — не было предела: исторический фолиант XVII века они впервые увидели не в Америке, а в российской провинции, в Челябинске. Оторвать от книги их было невозможно: каждый хотел сделать селфи, сфотографировать книгу и даже попробовать прочесть и перевести с латыни и греческого.
Отдел редких книг открыт в пушкинский день лицея — 19 октября 1972 года, объявленного Международным годом книги. В честь этого события челябинский библиофил Юрий Аксенцев подарил библиотеке одну из редчайших книг — раннепечатное издание конца XVII века «Анфалогион» с дарственной скрепой—надписью.
В фонде редких книг насчитывается более 13 тысяч экземпляров, распределенных в 23 коллекции. Одна из жемчужин коллекции — первое издание «Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, напечатанное в Лейпциге в 1838 году с превосходными иллюстрациями Джорджа Крукшенка.
Сначала роман был издана на родине автора, а спустя 3–4 месяца немецкая фирма выкупила права на издание и тут же большим тиражом издала бестселлер. Путь на Южный Урал можно проследить по первоначальным штампам. Данный экземпляр хранился в замке Фюрстенштайн в Силезии (сейчас это территория Польши — прим. редакции). В этом имении графов Хохберг была богатейшая библиотека, а система бункеров времен Третьего рейха до сих пор тревожит умы исследователей исторических загадок и кладоискателей. В Челябинск «Оливер Твист» попал в рамках репарации после Второй мировой войны как возмещение утраченных культурных ценностей. Чем не сюжет для реферата по истории?
Еще одну «трофейную» книгу, найденную в развалинах Кенигсберга, Публичке подарил участник Второй мировой войны. Это «Псалмы Давида в хоральном переложении», напечатанные во Франкфурте в 1612 году, раннепечатный песенник, составленный Амброзием Ламбвазером, профессором Кенигсбергского университета. Книга находилась в замковой личной библиотеке старинного рода Валленродов.
Рукописное примечание к «Артикулу воинскому» 1755 года — уже само по себе небольшой рассказ о прошлом Челябинска: «Приобретена у букиниста Кайгородова, который, будучи неграмотным, торговал книгами близ моста через реку Миасс за 25 копеек в начале 1900-х годов». Подписано «В. Протасов». Это знаменитый челябинский краевед.
Продолжением знакомства с книжной сокровищницей может стать визит в самый необычный отдел Челябинской областной научной библиотеки — Региональный центр консервации библиотечных фондов. Сюда попадают самые ценные книги, требующие заботливых рук реставраторов. Впрочем, корректнее использовать термин «консервация», потому что восстановить оторванный уголок старинного фолианта можно, а вот дописать утраченный текст — ни в коем случае. Это уже вмешательство в историю. Здесь находятся любопытные механизмы, с помощью которых режут бумагу, сшивают страницы, ремонтируют переплет. Некоторые из них уже сами являются памятниками — ими начали пользоваться еще в 1960-е, с момента открытия библиотеки в здании на проспекте Ленина.
Есть здесь и небольшая химическая лаборатория, где страницы хорошо поживших изданий очищаются от разрушающей бумагу кислоты, которая накапливается с течением времени. А если повезет попасть на мастер-класс, то можно увидеть, как наращивается бумага и готовится крахмально-мучной клей.
Но доступ читателей в отдел ограничен, обычно сюда попадают только с экскурсией, потому что работа сотрудников Центра консервации требует сосредоточенности и кропотливости. Ежегодно через их волшебные руки проходит около тысячи книг.
Источник: ob-zor. ru.