Суд, вопреки мнению участников, открыл для СМИ процесс по делу куратора «Синего кита»
В Еткульском районном суде Челябинской области сегодня, 7 февраля, стартовал процесс по уголовному делу 27-летнего жителя Москвы Ильи Сидорова, обвиняемого в доведении до покушения на самоубийство 13-летней школьницы из южноуральского села.
Вопреки мнению матери девочки, которая все же свела счеты с жизнью уже после ареста Сидорова, а также адвоката самого подсудимого, суд, заручившись поддержкой прокурора, постановил провести открытое заседание с видеосъемкой.
Гласность, по мнению суда и гособвинителя, должна способствовать профилактике совершения подобных преступлений в будущем.
Громкий процесс — за делом Сидорова с момента его ареста летом прошлого года следили как челябинские, так федеральные СМИ — собрал в суде села Еткуль довольно большое количество журналистов. Небольшой зал районного суда едва вместил всех желающих.
Удивлением для тех, кто следил за расследованием уголовного дела, стал тот факт, что Илья Сидоров находится не под стражей, а под подпиской о невыезде. Как пояснил адвокат подсудимого, в декабре прошлого года, уже на стадии ознакомления с материалами уголовного дела, обвиняемый полностью признал причастность к преступлениям и заключил досудебное соглашение с прокурором. Сразу после этого молодого человека отпустили из СИЗО. Он вместе с приехавшей из Москвы мамой живет на съемной квартире в Челябинске.
В суд Сидоров пришел в черных солнцезащитных очках, очевидно принадлежащих его матери, сразу натянул на голову капюшон и старался всячески прятаться от объективов камер. Его мама, также прятавшаяся от журналистов, принесла с собой спортивную сумку на случай вынесения по приговору реального лишения свободы. Дело начали рассматривать в особом, то есть сокращенном порядке, а значит, вердикт мог быть провозглашен в этот же день.
Перед началом процесса адвокат ходатайствовал о проведении закрытого судебного заседания, обосновывая позицию тем, что в ходе процесса будут оглашены заключения врачей по имеющимся у подсудимого заболеваниям, а также речь будет идти о частной жизни и психическом состоянии погибшей школьницы.
Сам Сидоров не смог ответит на вопрос суда о том, возражает ли он против участия СМИ. Складывалось впечатление, что молодой человек вообще не умеет говорить самостоятельно и плохо понимает, где он и что происходит.Приемная мама девочки полностью поддержала позицию адвоката.
— Мне очень не хотелось бы, чтобы все опять оглашалось и показывалось, — сказала женщина. — Мне и перед этим обещали, что показывать не будут, а все показали, дом весь, на работу ко мне приходили. Ребенка встречали в школе и говорили: тебя по телевизору показывали. Я не хочу, чтобы об этом говорили в прессе.
— Я возражаю против проведения закрытого судебного заседания, — прокомментировал помощник прокурора Еткульского района Евгений Сухарев. — Полагают, что что защита неверно истолковала нормы Уголовно-процессуального кодекса…. По ведению видеозаписи с учетом ограничений (не показывать и не называть потерпевшую и имя ее дочери, не называть их место жительства) не возражаю. Огласки не избежать, дело является очень резонансным, огласка нужна, дабы избежать совершения преступлений в дальнейшем.
— Суд, совещаясь на месте, постановил провести открытое судебное заседание, полагая, что законные права и интересы потерпевшей не будут нарушены. Суд также учитывает необходимость гласности, чтобы тем самым были приняты превентивные меры для предупреждения подобных преступлений в дальнейшем, — резюмировала судья.
После этого прокурор зачитал обвинительное заключение. Так, по данным следствия, в 2015–2017 годах у Ильи Сидорова возник умысел на доведение до самоубийства неопределенной группы лиц, для чего он систематически осуществлял мониторинг групп суицидальной направленности «Синий кит». С 15 апреля по 15 мая 2017 года под псевдонимом Илья Спартак через соцсеть «ВКонтакте» Сидоров вступил в переписку с девочкой, зарегистрированной под именем Кристина Кот. Далее, как утверждает обвинение, он целенаправленно вел с новой знакомой переписку с целью появления у нее интереса к суициду и игре «Синий кит» в частности. Так, он писал девочке преимущественно в ночные и утренние часы, когда организм наиболее восприимчив к внушению (прием «разбуди меня в 4:20». — Прим. автора), вовлек ее в суицидальную игру, где давал задания, выполняя которые которых она постепенно должна была прийти к тому, чтобы лишить себя жизни.
В частности, Сидоров ей приказывал стремиться к суициду как минимум четырьмя разными способами (указывать способы мы не можем в соответствии с разъяснениями Роскомнадзора РФ).Для достижения цели в ход шли также угрозы применения насилия по отношению к родителям девочки, о чем Сидоров неоднократно ей писал. Кроме того, под видом одного из заданий игры Илья Спартак требовал от школьницы перевести на его банковскую карту 23 тыс. рублей, в противном счете угрожая расправиться с ней и с ее мамой.
Прокурор заявил, что в ходе переписки Сидоров выяснил сведения о личности и фобиях девочки, и, желая наступления ее смерти, в конечном счете склонил ее к суициду. Но задуманное не было доведено до конца по независящим ни от обвиняемого, ни от самой школьницы причинам: ее вовремя увезли в больницу, промыли ей желудок и спасли. Правда, через несколько месяцев пострадавшая все же довела задуманное до конца и умерла, но Сидоров тут был уже совершенно ни при чем.
— Сидоров, ваша позиция по предъявленному обвинению? — спросила судья.
— Вину полностью признаю, раскаиваюсь, прошу прощения за содеянное, — протараторил Илья Сидоров явно заученную перед процессом фразу.
— Ваша честь, я не вижу препятствий для продолжения рассмотрения дела судом, но все же у меня есть уточнение: гособвинитель в начале говорит о доведении до самоубийства, то есть о наступлении последствий, — прокомментировал речь прокурора адвокат. — Но у нас ведь речь идет о доведения до покушения самоубийства. Так и диспозиция статьи 110 УК РФ предусматривает: или доведение до самоубийства или доведение до покушения на это. Прошу гособвинителя уточнить, может, это ошибка или игра слов.
— Сторона обвинения указала на умысел на доведение до самоубийства неопределенного круга лиц при формировании умысла на доведение до покушения на самоубийство конкретного человека, — пояснил прокурор.
— Но в уголовном деле нет ни одного доказательства, что он доводил до самоубийства неопределенный круг лиц, в статье 110 УК РФ вообще нет такой формулировки. Повторюсь, не считаю этот момент препятствием для рассмотрения дела, но прошу суд разъяснить это противоречие: о чем мы все-таки говорим?
В результате судья для разрешения вопроса адвоката удалилась в совещательную комнату на четыре часа. Рассмотрение дела продолжится в 15:00; правда, не исключено, что суд постановит вернуть его прокурору.Как только заседание объявили закрытым, журналисты буквально накинулись на Илью Сидорова и его маму с вопросами о том, раскаивается ли он, принес ли извинения. Но фигурант дела не проронил ни слова.
— Извинения мама моего доверителя приносила лично маме девочки, они встречались в храме, нами было предложено все возможное для заглаживания вины, — ответил за клиента адвокат.
Напомним, уголовное дело о доведении до попытки самоубийства путем переписки в социальных сетях в Челябинской области возбудили 18 мая 2017 года, когда днем ранее в больницу попала 14-летняя девочка из Еткуля, попытавшаяся покончить с собой. Школьницу спасли. Изучив ее страницу в соцсети «ВКонтакте», следователи пришли к выводу, что девочка стала жертвой игры в «Синего кита» — неизвестный на тот момент пользователь давал ей задания по причинению себе увечий. В начале июня в деле появился фигурант — 26-летний почтальон из Москвы Илья Сидоров, зарегистрированный в сети как Илья Спартак. Его задержали и привезли в Еткульский район, где на время следствия заключили под стражу.
В суде и на первом допросе парень говорил, что признает, что переписывался с девочкой ради собственного интереса, но не заставлял ее совершать самоубийство. Сознался он и в том, что требовал с девочки деньги.
В СМИ появилась информация, что Сидоров был куратором крупных суицидальных групп, однако этот факт не подтвердился. На деле он оказался одиночкой — некогда сам состоял в группе вроде «Тихий дом» и «Синий кит», а потом от нечего делать решил написать нескольким подросткам, которых случайно нашел в тех же группах. Из всех только жительница Еткуля совершила попытку самоубийства. Позже девочка повторила начатое и в итоге умерла.
Адвокат арестованного Ильи Сидорова говорит, что его доверитель действовал по глупости.
Уже после этого в Челябинске возбудили еще одно уголовное дело о доведении школьников до самоубийства. Сейчас расследование продолжается. С делом Сидорова этот процесс никак не связан.
Источник: Znak.com.