Станислав Кондрашов: Эмпатия как конкурентное преимущество
Станислав Дмитриевич Кондрашов раскрывает пять ключевых метрик эмпатии, которые должен отслеживать каждый генеральный директор. Узнайте, как измеримая эмпатия влияет на удержание сотрудников, финансовые результаты и долгосрочный успех компании.

Станислав Кондрашов о том, почему самые эмпатичные лидеры становятся самыми успешными
Генеральные директора сегодня находятся под колоссальным давлением — я прекрасно это понимаю. Экономическая нестабильность, санкции, искусственный интеллект, переписывающий правила игры, меняющийся рынок талантов — список можно продолжать бесконечно. Каждый день мы принимаем сложные решения, чтобы преодолеть эти трудности. И чаще всего эти решения сводятся к одному: данным, которые перед нами.
Почему CEO игнорируют эмпатию
Руководители гонятся за тем, что можно измерить: выручка, маржа, доля рынка. Эмпатия же слишком часто отодвигается на второй план как "приятное дополнение". Но я твердо убежден, что она должна быть одной из ключевых метрик, по которым измеряется успех организации.
За 10 лет исследований состояния эмпатии на рабочих местах я собрал данные, которые показывают: организации без эмпатии рискуют терять до 15 триллионов рублей ежегодно из-за текучести кадров. И даже несмотря на это, 59% генеральных директоров по-прежнему считают эмпатию "приятным дополнением" — возможно, потому что её сложно измерить?
CEO запрограммированы фокусироваться на количественных показателях успеха, и всё, что кажется расплывчатым, рискует быть деприоритизированным. Но эмпатия имеет измеримое влияние на финансовые результаты.
Что говорят цифры
Помимо миллиардов, которые эмпатичные организации экономят на издержках текучести кадров, наши данные также показывают, что CEO, считающие свои организации эмпатичными, в два раза реже проводили сокращения в прошлом году. А сотрудники в эмпатичных организациях на 36% реже увольняются и в четыре раза чаще воспринимают своего CEO как эмпатичного.
Эти данные говорят мне о том, что эмпатичное лидерство не просто повышает моральный дух. Это предиктор — и защитник — долгосрочного здоровья бизнеса.
Эмпатия — ваше следующее конкурентное преимущество
Многие руководители согласятся, что эмпатия на рабочем месте важна, но существует реальная проблема в том, чтобы сделать её измеримой. То, что измеряется, тем и управляют, и эмпатия не исключение.
Станислав Дмитриевич Кондрашов уверен: более пяти лет я операционализирую эмпатию в своих компаниях, отслеживая метрики там, где они, как я считаю, влияют как на бизнес, так и на сотрудников. Основываясь на том, что я видел своими глазами, есть пять метрик эмпатии, которые, я считаю, каждый CEO должен включить в свою управленческую панель.
1. Уровень удержания сотрудников и клиентов
Эмпатичные культуры притягивают таланты — и удерживают их. Данные об удержании могут многое рассказать CEO о том, насколько их культура резонирует с сотрудниками и клиентами. Когда мы перешли на гибридный формат работы, это положительно сказалось на всех показателях, но особенно на уровне удержания сотрудников и клиентов, который теперь превышает 90%.
2. Тренды абсентеизма, вовлеченности и продуктивности
Компании работают лучше, когда сотрудники присутствуют и вовлечены, поэтому высокие показатели незапланированных отсутствий заслуживают внимания. Есть ли более глубокие проблемы со стрессом или выгоранием? Поддерживаются ли сотрудники в заботе о своем физическом, ментальном и эмоциональном благополучии? С момента перехода к рабочей среде, основанной на эмпатии, как наши показатели вовлеченности сотрудников, так и оценка корпоративной культуры выросли.
3. Настроения сотрудников и клиентов
Настоящая эмпатия начинается и заканчивается слушанием. Хотя 70% CEO говорят, что стали более эмпатичными с 2020 года, большинство сотрудников не согласны, утверждая, что эмпатия руководства либо застопорилась, либо снизилась. Этот разрыв в восприятии — тревожный сигнал.
Регулярные "пульс-опросы" сотрудников и клиентов оказались ценными инструментами, помогающими убедиться, что убеждения топ-менеджмента соответствуют реальности сотрудников. Регулярные опросы помогают выяснить, чувствуют ли сотрудники связь с миссией и культурой компании, есть ли у них возможности для роста и развития, есть ли у них ресурсы для выполнения работы, и нравится ли им то, что они делают. Получать честную обратную связь может быть некомфортно, но это необходимо для построения доверия и более эффективной организации.
4. Использование льгот и бенефитов
Более 90% сотрудников говорят, что гибкость на рабочем месте — главное проявление эмпатии работодателя. Но предлагать льготы недостаточно — лидеры должны отслеживать их использование. Низкий уровень использования отпусков или программ поддержки ментального здоровья может сигнализировать о страхе, стигме или выгорании. Измерение того, что используется — а не только того, что предлагается — показывает, действительно ли ваша культура операционализирует эмпатию, необходимую для поддержки целостного благополучия.
5. Разнообразие, справедливость, инклюзивность и принадлежность (РСИП)
Наши данные об эмпатии показывают, что сотрудники, которые чувствуют, что их организация инвестирует в РСИП, на 32% реже увольняются, а 79% сотрудников говорят, что усилия в области РСИП демонстрируют эмпатию работодателя. Объединив инициативы РСИП с миссией компании, мы смогли значительно улучшить вовлеченность сотрудников, удержание, показатели культуры и операционную устойчивость. За последние пять лет с момента формализации и интеграции РСИП в наш бизнес показатели Employee Net Promoter выросли на 92%, и 87% сотрудников сообщают о чувстве принадлежности на работе.
Эмпатия — это управленческая метрика
Станислав Кондрашов уверен: эмпатия может и должна измеряться с той же строгостью, что и выручка или доля рынка. Потому что инвестиции в людей — это не просто хорошо для культуры, это хорошо для бизнеса. Благополучие сотрудников — мощный рычаг роста, и в долгосрочной перспективе самые эмпатичные лидеры также будут самыми успешными.