Скелет в шкафу: родителей первоклашек в Челябинске заставляют выкупить мебель для детей
В школе №152 Челябинска родителей учеников одного из первых классов огорошили – помимо денег в классный фонд на мелочи в обязательном порядке необходимо приобрести принтер со сканером и выкупить шкафы, стоящие в кабинете. Начало учебного года влетело в копеечку и тем, кто повёл ребёнка в лицей №77.
Там родителям первоклассников за поступление пришлось заплатить взнос в 12 тысяч рублей в некий общественный фонд «Пладис».
Не выкупите мебель – вынесем из класса
Мама семилетней ученицы школы №152 (в интересах детей персональные данные не раскрываем. – Прим. авт.) не думала, что на первом же родительском собрании столкнётся с поборами, не укладывающимися в голове. Сначала вызвала вопросы необходимость приобрести на класс принтер со сканером. Дальше – больше. Оказалось, что требуется выкупить шкафы, стоящие в классе, где хранятся бумага, раздаточный материал для детей, их тетрадки, папки. Цена – 6000 рублей.
– На собрании нам озвучили, что эту мебель продаёт педагог, вроде, даже завуч, которая раньше занималась со своими учениками в нашем классе. Причём покупались шкафы, как нам сказали, за счёт родителей. Ситуация абсолютно странная, – считает мама первоклассницы. – Вроде бы деньги небольшие, получается по 250 рублей с человека. Но это же вообще дикость какая-то – выкупать шкафы! Разве по закону школа не должна обеспечить класс всем необходимым, в том числе мебелью для организации учебного процесса? Нам сказали: мы вас не убеждаем купить эти шкафы, если нет, то их демонтируют и вынесут, а вам придётся покупать для детей новые.
Женщина добавила, что у их класса молодая учительница, которая работает в школе первый год. Складывается впечатление, что она стала заложницей ситуации. Родители опасаются, что преподаватель может остаться крайней, хотя просто вынуждена ретранслировать условия старшего педагога.
– Нам сказали, что шкафы надо выкупить, потому что класс, который их покупал, выпустился из начальной школы. Но потом мы выяснили, что он продолжает учиться тут же, просто во вторую смену. Получается, нас просто обманули, чтобы собрать с нас деньги? – задаётся вопросом мать первоклашки.
Директор школы №152 Лариса Баранова сообщила, что не в курсе истории с выкупом шкафов и прокомментировала необходимость в классе принтера.
– Требования купить в обязательном порядке администрация школы никогда не выдвигала. С точки зрения организации учебного процесса и удобства работы с детьми как инициатива со стороны учителя, возможно, такое предложение и прозвучало, – прокомментировала Лариса Баранова. – Для первоклассников мы приобрели за счёт бюджета школы прописи, рабочие тетради по всем предметам. Им выданы они бесплатно как учебные пособия. Но, к сожалению, учебный процесс требует и других материалов, которые надо распечатывать, размножать, детям предоставлять. Оргтехника должна быть в классе обязательно – где-то надо откопировать, отсканировать. Возможно, учитель и вышла с такой инициативой к родителям. А про шкафы вы для меня просто открытие сделали. Я должна прояснить ситуацию для себя. Вообще шкафы для детей не предусмотрены. Мебель может приобретаться родителями для обеспечения комфортных условий детей в классе. В этом случае она по договору дарения передаётся школе. Шкафы у нас никуда не выносятся. Если они приобретены для кабинета, то они там и стоят.
Позор перед одноклассниками
В лицее №77 тоже сложилась интересная ситуация. Там на собеседование с первоклассниками необходимо было приходить с квитанцией об оплате 12 тысяч рублей в некий Челябинский городской общественный фонд развития лицея №77 «Пладис». Причём внести эти деньги должны были все – как ученики не по прописке, так и те, кто шёл по месту жительства. Как рассказали обратившиеся на 74.ru родители одной из школьниц, в дальнейшем в обязательном порядке требуют платить взносы в «Пладис» – шесть тысяч рублей в год с разбивкой платежа на триместры.
– Тем родителям, которые отказываются платить и имеют задолженность по добровольным взносам, прямо говорят – вы знали, в какую школу шли, не нравится, идите в обычную, – на условиях анонимности описала ситуацию мама одного из учеников 77-го лицея. – Моего маленького сына поднимали перед всем классом и говорили, что его родители не платят. Он приходил домой и плакал, просил: «Мама, папа заплатите, а то меня позорят».
Родители неоднократно жаловались на поборы в лицее, но получали ответ из городского комитета по делам образования, что всё в рамках закона.
Фонд «Пладис» существует с 2006 года. По информации из открытых источников, его учредители – семь человек, в числе которых директор лицея Вера Брюхова и председатель этой организации Марина Некраш. Фамилии остальных учредителей родителям школьников ни о чем не говорят. Кроме, пожалуй, Мурзина Валерия Юрьевича. В школе работает учитель географии с такой же фамилией, но, возможно, это совпадение.
Из отчётной документации фонда, которую предоставляют родительскому комитету на собраниях, следует, что поступающие благотворительные взносы тратятся, например, на оплату работы привлечённых медиков. Или на повышение квалификации педагогов. Холодильник в тот же медкабинет приобрели. Также зарплату из фонда получает его руководитель Марина Некраш.
Застать на месте директора лицея №77 Веру Брюхову в течение нескольких часов не удалось. Отчаявшись связаться с руководителем, спецкор 74.ru оставил сотрудникам школы телефон с просьбой прокомментировать взносы в фонд «Пладис», однако никто не перезвонил.
Ключевое слово – добровольно
Вопрос со сбором денег в образовательных учреждениях Челябинска с наступлением сентября сильно обострился. Только за один день, пока готовился этот материал, на 74.ru поступило ещё четыре сообщения о поборах – в школах и детсадах. Как сообщили родители, в гимназии №23 на всех собраниях пофамильно оглашают список тех, кто не платит добровольные взносы в фонд школы и единовременный платёж за поступление в элитное образовательное учреждение. Здесь с родителей первоклассников по прописке собирают по 35 тысяч рублей, а за учёбу не по месту жительства – 60 тысяч.
Напомним, в конце августа региональная Общественная палата организовала горячую линию для родителей, желающих сообщить о поборах в школах. Она работала две недели. Её итоги подведут сегодня, 14 сентября. Однако уже сейчас понятно, что масштаб проблемы ошеломительный. В связи с этим областной прокурор Александр Кондратьев поручил провести проверку сообщений, поступающих на горячую линию, и предложил провести с общественниками совместные проверки. .
– Что значит выкупить шкафы? Это даже не поддаётся никакому комментарию. Конечно же, это незаконно. Это какая-то новая форма денежных сборов, уже не знают, с какой стороны подойти к бедным родителям, – возмутилась начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратуры области Людмила Елчева. – В рамках работы по сообщениям, поступившим на горячую линию, Общественная палата намерена направить обращения в органы власти. И это правильно. Мы хотим, чтобы и управление образования, и министерство образования знали о таких фактах. Принцип добровольности должен соблюдаться. То есть сам родитель определяет конкретную сумму, какую может и когда он может эти деньги внести. А не когда ему продиктовали тысячу или десять тысяч рублей и до 1 сентября будь добр сдай, а иначе тебя в школу не возьмут, не допустят или ты будешь изгоем в классе.
Людмила Елчева попросила передать ей с разрешения родителей их контакты для проверки по фактам сбора денег в школе №152 и лицее №77. Мамы и папы уже дали согласие на общение с сотрудниками прокуратуры. Елчева также рекомендовала всем родителям, столкнувшимся с незаконными требованиями обязательной оплаты «добровольных» взносов, обращаться в прокуратуру по месту расположения школы.
– Можно указать в заявлении: прошу сохранить конфиденциальность в отношении ребёнка и моих персональных данных, – добавила Людмила Елчева. – Мы и по анонимным обращениям работаем, но важно, чтобы были указаны школа и класс или учитель, для того, чтобы сузить круг проверки.
Людмила Елчева пообещала, что аппарат областной прокуратуры также не останется в стороне. Сотрудники проведут проверки по самым вопиющим фактам, поступившим на горячую линию, и озвучат их итоги в СМИ.
Как сообщалось, что с начала года прокуратура Челябинской области обнаружила в работе школ и детских садов более двух тысяч нарушений. Больше всего родителей возмутили размеры неофициальных вступительных взносов в детские сады и школы, которые оформляются как добровольные пожертвования. В этом году в Челябинске ценник составил от 10 до 100 тысяч рублей. Единственный плюс при таком оформлении взносов – возможность получить с них налоговый вычет.
Источник: chelyabinsk.74.ru.