,18 января 2021 в 20:00

Проекты из «долгого ящика». Обещанного 40 лет ждут?

Кто первым сказал: «Здесь должна быть доминанта!» – сейчас уже не установить за давностью. Времени утекло много, призрачный образ здания на пересечении двух челябинских проспектов то исчезал, то снова возникал в дымке, меняя высоту и очертания.

Проекты из «долгого ящика». Обещанного 40 лет ждут?

ОЧЕНЬ КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Сильно углубляться не будем. Можно коротко резюмировать: первые 250 лет город прожил без доминанты на этом месте. Довольствовался двухэтажным зданием. Сначала это была чаеразвесочная фабрика Высоцкого – но нет уж тех старожилов, кто ее упомнит. Остались только старожилы, которые упомнят, что потом здесь была казарма внутренних войск.

За ее закрашенными окнами шла своя, внутренняя жизнь, горожанам неведомая. А на плацу, за каменной стеной по выходным и праздникам играл марши невидимый военный оркестр, отчего проходящие мимо штатские челябинцы непроизвольно втягивали животы и переходили на строевой шаг.

К 250-летию города казарму снесли. Так стремительно, что краеведы не успели даже сформулировать насчет исторического наследия, как этого наследия, выпиравшего на проезжую часть проспекта Ленина, не стало. Остались только – до сих пор, кстати, – штаб да гаражи.

Вот тогда впервые кто-то и сказал, что на очистившемся месте должно вознестись не просто здание, а – доминанта! И сглазил, наверное, место этим мудреным словом. Может, скажи он просто: «высотка» - и давно бы уже построили, кто знает...

КАКАЯ ОНА, ДОМИНАНТА?

Над этим вопросом с тех пор, с середины 80-х годов прошлого столетия, и ломают головы проектировщики, а реализация «долгоиграющей» идеи соперничает по срокам с челябинским метро.

Проект первый – словесный, не задокументированный.  В середине 80-х годов новый первый секретарь горкома КПСС посетил Дом печати, с верхних этажей, которого как раз было  немножко видно  внутреннюю гарнизонную жизнь. И в ответ на жалобы журналистов, что трем тогдашним газетам уже тесновато в семиэтажном здании, тогдашний хозяин города щедро пообещал, что им построят новое, двенадцатиэтажное вместо казармы.

Вскоре первый секретарь ушел «на повышение». Выросло этажами и планирующееся здание. Но уже другого целевого назначения. Журналисты вздохнули от несбывшихся ожиданий и написали, что скоро на перекрестке будет 16-этажная гостиница. Кажется, даже «Интурист» - всё-таки, уже наступили гласность и перестройка.

Этот второй проект так и остался на стадии фотографии на страницах «Вечернего Челябинска».

Наступило время не строить новое, а ломать и перекраивать старое, в широком смысле этого слова.

«ДОЛЬКИ» ВМЕСТО ВЫСОТКИ

В новом проекте на рубеже тысячелетий доминанта еще подросла. По проекту «Жилтехстроя» она должна была составить уже 27 этажей гостиницы с торговым комплексом.

Что в итоге получилось, все видели.

Кто сейчас сказал: «Уродство!»? О вкусах не спорят! На сайте wikimapia, например, про торгово-офисный комплекс «Алое поле» написано, что «автор проекта Светлана Золотарёва очень удачно применила здесь оригинальную и интересную идею «долек».

Возможно. По недострою трудно судить о несбывшемся.

В 2011 году, кстати, мэрия задумала это здание снести, назвав его «темным пятном на нашей архитектурной действительности» и «позором города». Но ничего не получилось.  В суде первой инстанции разрешение на снос дали, а во второй – отказали. Потому что здание стоит не на муниципальной земле, а на федеральной.

На этой земле мэрии, к слову, чуть позднее даже просто боковой поворот со Свердловского проспекта еле-еле удалось сделать – с привлечением полиции и прокуратуры.

НОВАЯ ПОПЫТКА. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ?

Возможно, память  о тех «боях» до сих пор генетически жива в кабинетах мэрии, хоть обитатели в них и сменились. По крайней мере, когда в январе 2021 года челябинцы забеспокоились и спросили: «А что это за строительные работы возле «Алого поля» начались?», – пресс-служба мэрии коротко ответила: «Никакого отношения к предстоящему строительству администрация не имеет. Земельный участок находится в собственности Российской Федерации».

Но чей бы участок ни был, нам же всяко интересно, что на нем вырастет?

Разъяснения по просьбе мэрии дал застройщик – Сергей Манкевич, владелец ООО «Южуралспецмонтажстрой», которому принадлежат права аренды на часть этого федерального земельного участка. По его словам, все необходимые разрешения на строительство датированы еще 2005 годом, в 2014-2015 годах состоялись общественные слушания, и никакой дополнительной процедуры согласования не требуется.

Итак, в феврале на перекрестке проспекта Ленина и улицы Володарского начнут рыть котлован. За три года здесь собираются построить 32-этажный комплекс: два этажа коммерческих площадей, фитнес-клуб – на третьем, потом еще два этажа гостиничных апартаментов…  Остальное – квартиры.

Перестраивать торговый комплекс «Алое поле» застройщик не будет, но изменит его нынешний облик стеклянным фасадом – как и у остального монолитно-каркасного комплекса.

И ту возникает странный диссонанс… С одной стороны, по словам Манкевича, проект еще окончательно не готов. С другой, по его же словам, проект практически не отличается от предыдущего, и внесенные изменения «не влияют ни на что. Мы не стали менять конструктив, объемы…» А с третьей, отвлеченным взглядом  – как-то мало похожи 32 этажа элитного жилья на 27 этажей «жилтехстроевской» гостиницы…

Впрочем, наверное, пусть уже построят хоть что-то. Этакое доминантное.

Но хотелось бы, конечно, что-нибудь такое, чтобы и мы, простые горожане, и даже сам главный архитектор города по факту сказал, увидев: «Ух, ты! Надо же, как красиво у них получилось! И как вписалось-то в окружающий пейзаж замечательно…»

Остается добавить, что метро и злополучная доминанта - далеко не единственные "долгоиграющие" челябинские проекты. Мы планируем рассказать и о судьбе остальных.
А какие объекты в ТОП-10 "долгостроев" предложили бы вы?

На фото (из госархива, из альбома Дм. Графова, с сайтов chelchel.ru и aloe-pole.ru): здание чаеразвесочной фабрики; 7 ноября 1977 года у здания казармы на проспекте Ленина; проект гостиничного комплекса от 2005 года; проект ООО «Южуралспецмонтажстрой».