Опрос! Праздники или сухой закон? Важно ваше мнение! Сделайте свой выбор! На Южном Урале обсуждают запрет на градусы
Инициативы ГУ МВД по Челябинской области и депутата Законодательного собрания Ильи Бархатова по ограничению продажи алкоголя вызвали серьезный общественно-политический резонанс. Взявший паузу в принятии решения губернатор Борис Дубровский вынес вопрос на обсуждение общественности.
По итогам прошедшего в Челябинске круглого стола председатель Общественной палаты Олег Дубровин отметил, что подходить к принятию ограничений на законодательном уровне необходимо очень аккуратно. «У каждого региона свой менталитет, традиции и культура. Поэтому кто-то вводит ограничения, а кто-то отменяет. Если будут введены запреты в праздники, например, в парке Гагарина, то возможно это сможет стать вариантом решения проблемы. Но из-за дополнительных ограничений страдает добросовестный бизнес, а теневой рынок продолжает расти. Некоторые питейные заведения осуществляют и розничную торговлю, не нарушая, а обходя законодательство», – высказался он и добавил, что в любом случае решение остается за депутатами Законодательного собрания.
«Дополнительные ограничения на продажу алкоголя приведет к росту контрафакта», – говорят эксперты
Пока одни ратуют за введение дополнительных запретов на торговлю спиртных напитков в праздники, ссылаясь на положительный опыт СССР и снижение статистики по смертности и насилию, другие – предвещают рост теневого рынка контрафакта, а также убытки легальных продавцов. А третьи предлагают оставить все как есть или вообще отменить долгие праздники. Подробности – в материале информационного агентства «ФедералПресс».
Запрет на продажу алкоголя в праздники даст положительный эффект
Иркутские события, когда несколько десятков человек отравилось «Боярышником» и рост преступлений, совершенных на почве алкогольного опьянения, подтолкнули региональное ГУ МВД выйти с предложением к губернатору Борису Дубровскому пересмотреть алкогольное законодательство в области. Так, силовики выступили за ограничение продажи спиртосодержащей продукции в День молодежи, 1 сентября и 9 мая, а также дать руководителям органов местного самоуправления право определения границ продажи алкоголя во время проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий. «По итогам 2016 года рост преступлений на алкогольной почве увеличился на 2,1 %. Только за январь 2017 года более 19 тысяч лиц совершили административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения», – уточнил сегодня, 16 февраля, на круглом столе в Общественной палате начальник отдела по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления ГУ МВД области Дмитрий Блинов. Он также добавил, что изменения не коснуться питейных заведений, кафе и ресторанов, а только розничных объектов.
Практически одновременно с инициативой МВД поправки внес и депутат от «Справедливой России» Илья Бархатов. Парламентарий считает, что горячительные напитки необходимо запретить отпускать с прилавков в День российского студенчества – 25 января, Международный день защиты детей – 1 июня, День молодежи – 27 июня, День знаний – 1 сентября и Международный день студентов – 17 ноября. Кроме того, эсер предлагает увеличить ограничительное время по отпуску алкоголя с 8 часов до 10 часов и с 23 часов до 22 часов, а в воскресенье с 17 до 23 часов.
«В 43 субъектах действуют подобные ограничительные меры. Так, в Забайкалье запрещено продавать алкоголь 9 дней в году, а в Калужской области действует временное ограничение с 22 до 10 утра. И в этих регионах 1 и 9 мая в прошлом году не было допущено ни одного правонарушения, – привел примеры Илья Бархатов. – На Сахалине действует запрет на продажу алкоголя в День молодежи, День знаний и День студента. За прошлый год в эти дни также не было зафиксировано ни одного преступления против несовершеннолетних и несовершеннолетними. Мы видим, что такая мера действенна и есть положительная динамика».
Инициаторов алкогольных ограничений поддерживают главный нарколог области Борис Изаровский и замминистра здравоохранения Виктория Сахарова. По мнению Бориса Изаровского опыт СССР, когда в 1985 году был введен «сухой закон» имеет положительную сторону: «Количество впервые выявленных алкогольных психозов в 1985 году было 467, а уже через три года показатель уменьшился до 118. А уже в новой России в 2008 году алкогольных психозов в области насчитывалось более 1,6 тысяч случаев. Затем обозначилась тенденция на спад и в 2016 году этот показатель составил 913. Поэтому, я считаю, что ограничительные меры, которые вводит государство в отношении алкоголя дают о себе знать. Так что инициативы МВД положительно отразятся на наркоситуации».
В свою очередь, Виктория Сахарова отметила, что в праздничные дни увеличивается число смертей людей от внешних факторов: «Если за обыкновенные сутки гибнет в среднем по области 12 человек. То в новогодние праздники в день умирает 53 человека, 9 мая -- 17, а 1 июня -- 20».
«Тогда нужно просто взять и сократить это безумное количество праздников! И пить будут меньше и денег будут больше зарабатывать! Раньше 3 января выходили на работу и ничего, – достаточно неожиданно предложил руководитель общественной приемной губернатора в Тракторозаводском районе Игорь Вахитов. – Но я против введения запрета на продажу алкоголя 9 мая. У нас еще живы участники боевых действий, у которые есть традиция и они просят своих фронтовых подруг налить им 100 грамм. Об этом тоже не стоит забывать».
Дополнительные запреты приведут к росту нелегального алкорынка
Одним из противников ужесточения алкогольного законодательства выступил председатель «Союза пивоваров Южного Урала» Илья Ройтенберг. Он считает, что введение новых ограничений в очередной раз отразится на деятельности добросовестных игроков, теневой рынок контрафакта будет продолжать расти, вследствие чего увеличится количество отравлений и смертей. Кроме того, такие меры могут повысить коррупцию в правоохранительных органах, а также произойдет крен в пользу употребления крепких напитков, которые не требуют жестких условий хранения и транспортировки.
«За 1 рублю прибыли добросовестный продавец должен заплатить государству налогов и акцизов на 50 рублей. За 1 литр проданного алкоголя мы отдаем государству 25 рублей. А фуры с Казахстана как шли так и идут. Их никто не проверяет, они ничего не платят и продают одну бутылку за 20 рублей, – объяснил эксперт. – Алкогольное законодательство меняется непредсказуемо, появляются новые правила и тут же отменяются. Новый состав Госдумы уже рассматривает большое количество новых инициатив. Но все это касается только легальных продавцов, которых и так постоянно проверяют контролирующие органы. А черный рынок никак не регулируется. В Интернете, пожалуйста, большое количество сайтов, на которых можно заказать в любое время алкоголь. Даже, если их закрывают, то они опять появляются».
В итоге, Илья Ройтенберг пришел к выводу, что дополнительные ограничения не нужны, так как есть негативные прецеденты в других регионах. Более того, правоохранительные и другие органы не справляются с контролем по соблюдению уже действующего законодательства. (Более подробное изложение позиции Ильи Ройтенберга читайте в рубрике «Экспертное мнение»)
Пивовара поддержал гендиректор КРК «Мегаполис» Владимир Одольский: “Как повлияют запреты и ограничения на продажу контрафакта? Никак!”.
С ораторами согласился и первый зампредседатель движения «За возрождение Урала» Владимир Литвинов, напомнив, что плодом «сухого закона» 1985 года как раз стала мода на употребление «Боярышника». «В Кунашакском районе одно время был объявлен год трезвости. Так люди ездили закупаться в соседние районы, а когда принесли сдавать пустые бутылки, то их отказывались принимать, так как их быть не должно было. Или пример с Ильменкой. Перенесли фестиваль в другое место и отказались от спиртных спонсоров. Сразу мероприятие перестало быть всеобщей попойкой, – отметил спикер. – Другой вопрос, надо ли вводить запреты в праздники? Если студент не сможет купить алкоголь в магазине, то сможет упиться в подвале».
Подводя итог дискуссии, председатель Общественной палаты Олег Дубровин отметил, что подходить к принятию ограничений на законодательном уровне необходимо очень аккуратно. «У каждого региона свой менталитет, традиции и культура. Поэтому кто-то вводит ограничения, а кто-то отменяет. Если будут введены запреты в праздники, например, в парке Гагарина, то возможно это сможет стать вариантом решения проблемы. Но из-за дополнительных ограничений страдает добросовестный бизнес, а теневой рынок продолжает расти. Некоторые питейные заведения осуществляют и розничную торговлю, не нарушая, а обходя законодательство», – высказался он и добавил, что в любом случае решение остается за депутатами Законодательного собрания.
Фото из открытых источников, пресс-службы Общественной палаты и ЗСО