Переводят стрелки: главным курантам Челябинска вернут достойный вид и голос
Главные часы Челябинска в следующем году отметят 40-летие с момента выпуска и требуют срочного капремонта – впервые за 25 лет с момента установки на здании арбитражного суда. Как функционирует часовой механизм на площади Революции, что в нем требуется исправить и почему с весны не отремонтированы часы на «Ритме» – в нашем материале.
За самыми известными уличными часами Челябинска ухаживает инженер из МАУ «Кировка» Игорь Тияткин. В его ведении часы на арбитражном суде на улице Воровского, 2, на «Ритме» (проспект Ленина, 53) и памятнике основателям Челябинска в конце Кировки.
«В обычное время никто не обращает внимания на эти часы, зато когда они замерзают или начинают спешить-отставать, сразу все звонят и требуют исправить, – отметил смотритель часов. – Говорю начальству уже много лет, что часы на арбитражном суде требуют срочного ремонта – редукторы изношены, механизм сам по себе старый. Раз в три года скажут написать заявку, указать все детали, пообещают всё сделать, я напишу – а бумагу под сукно. И через два-три года всё по новой...».
Игорь Тияткин работает с главными часами города уже 25 лет
Часы на арбитражном суде появились в ходе реконструкции здания в начале 1990-х – были достроены два этажа и добавлены куранты. Механизм часов в следующем году отметит 40-летие – его сделали в 1977 г. в Ереване.
Многие челябинцы думают, что за часами на суде большая комната с огромным механизмом – как показывают в фильмах интерьеры часовых башен средневековых зданий. Но в реальности всё иначе: на седьмом этаже суда в одной комнатке находятся два механизма, старые изношенные детали, древний компьютер с ЭЛТ-монитором, а доступ к часам – через антресоль на балконе одного из залов суда.
«Это тоже относилось к часам, – указывает мастер на старый компьютер. – Было звуковое воспроизведение, стоял IT PC 286-й, озвучка была обычный бой часов, потом ныне покойный челябинский писатель Гудков написал музыку для этих часов. Был проигрыш музыкальный, а затем бой в стиле "бом-бом-бом" – тоже от компьютера, не от самих часов. Сейчас всё это похерили, года четыре часы не звонят. Сначала жильцы дома с гастрономом возмущались, что невозможно спать, а потом привыкли, жаловались даже, что убрали их будильник. Когда предупреждал руководство, что нужно оцифровать запись, пока не потерялась, внимания не обращали».
Руководство у смотрителя часов менялось несколько раз – сначала это была УК «Ремжилзаказчик», затем другая УК, потом часы перевели на баланс городского управления культуры и передали МАУ «Кировка».
Первичный механизм часов на арбитражном суде инженер собрал своими руками
Часы разделены на несколько частей не только территориально. Первичный механизм – это сердце часов. Он отвечает за точность времени и задает сигнал-импульс на включение механизма. Периодически на нем загорается красная лампочка – это включается исполнительный механизм. Есть еще механизм вторичный – он отвечает за циферблат и является своего рода «лицом» часов.
«Пульт управления» часами
За неприметными дверцами антресоли на седьмом этаже скрываются два циферблата. Один из них отвечает за текущее время, другой был нужен на случай отключения напряжения – накопительный механизм собирал информацию по времени и помогал основному механизму догонять время при включении электричества. По словам инженера, перепады напряжения случаются достаточно часто:
«По своей природе часы очень точно настроены. Если бы не изношенность механизма, не приходилось бы подводить взад-вперед. В последнее время отстают, потому что арбитражники втихаря выключают напряжение на час-полтора, и бывает это то раз в неделю, то раз в месяц. Меня заранее не предупреждают».
Так выглядит часовой механизм изнутри
Дощечка исполняет роль тормоза
Управлять часами можно с помощью этих циферблатов и механизмов, а если требуются работы по фасадной части (например, замена лампочек по периметру) – вызывают 27-метровую вышку и альпинистов. Последний раз внешнее вмешательство потребовалось, когда часы перестали работать из-за обилия пыли: альпинисты открутили стрелки, инженер снял механизм и за сутки его отреставрировал.
Навещать часы Игорь Тияткин приходит один-два раза в неделю. Чаще – если только механизм «заартачится»:
«Бывает, что всё нормально, всё хорошо, но если перед длительным отъездом с ними не попрощаться, какую-нибудь "козу" подстроят. Уже знаю это и прихожу, смотрю – всё нормально, говорю "давайте, не балуйтесь", себя так успокаиваю».
Не любят часы и посторонних мастеров. Смотритель вспомнил, как в начале 2000-х уехал в отпуск на юг и через неделю часы остановились – сначала на Воровского, потом на Ленина.
«Начальство мне звонит, все на нервах, говорят "ты это специально подстроил!". А как я могу руководить часами за три тысячи километров? Призвали они других специалистов, ну они накрутили... Полмесяца потом исправлял. Эти часы не любят, когда крутят назад – хандрят от этого, лучше перегнать вперед».
К часам на «Ритме» у мастера нет доступа с мая 2016 года
Игорь Тияткин всю жизнь работал с электроникой, закончил два техникума по электроснабжению и горно-геологическую академию, на любительском уровне занимался радиоделом. К работе с часами на центральной площади Челябинска его пригласили знакомые специалисты сразу после установки механизма. А с часами на «Ритме» инженер работает с 1996 года. Там всё не как в суде – есть комната с подогревом, и при работе с механизмом мастера видно с улицы. Но весной управляющая компания закрыла проход к комнате с часами – проём заняла крепкая решетка.
Управляющая компания заварила решеткой доступ к чердаку и часовому механизму
«Там пионеры сколько раз мне замки выламывали!.. Но часы не трогали, только бутылки оставляли, мелко пакостила молодежь, – вспоминает Игорь Тияткин. – Теперь вот с мая не могу к часам попасть – заварили проход, сколько месяцев бьюсь, чтобы добраться до механизма, но как всегда у ЖЭКа не хватает ни петель, ничего для новой двери. Может, на следующей неделе что-то решится».
При этом директор УК «Созвездие» Андрей Слободчиков сообщил, что в компанию не поступало таких заявок:
«В УК "Созвездие" они не обращались, а дверь мы заварили, чтобы ограничить доступ к ценному имуществу. Металлическая дверь не спасет – только вариант с решеткой. И если бы к нам обратились на уровне руководства, что хотят иметь доступ, не было бы проблем. Может, на уровне мастера обращение было, не знаю. Но официальных бумаг к нам не поступало».
В УК «Созвездие» говорят, что поставили решетку для сохранности имущества
Руководитель управляющей компании затруднился ответить, обсуждалось ли ограничение доступа к чердаку и часам с представителями МАУ «Кировка».
Часам на «Ритме» требуется подогрев и замена освещения
В планах мастера полноценный ремонт часов на арбитражном суде с полной заменой механизма и возвращением музыкального боя:
«Хочу вернуть старую мелодию и чтобы часы отбивали время – там интереснее и можно отсчитать время. Еще нужно унифицировать наши уличные часы, для этого нужно выписать механизмы из Санкт-Петербурга. Сейчас все разные, и это немного затрудняет работу. Да и внешний вид уже непрезентабельный. Стрелки сразу были сделаны не как надо – примерно равной длины, нужно сбалансировать, укоротить заднюю часть, чтобы был у стрелок противовес, – отметил Игорь Тияткин. – Но выделенных денег раньше хватило только на реконструкцию "Ритма" – те часы были уже вообще угроблены, я механизм как только ни перематывал-переделывал, но он не справлялся, наконец поставили новый. Сперва контора относилась к "Полёту", потом к городу, потом их на себя взял "Лукойл", а потом город снова забрал. И сделали четырехцветную атрибутику, на которой ничего не видно – я сразу предупреждал, что человеческое зрение на такой высоте не различит, который час. И стрелки тяжелые, идут-то они точно, но немного отвисают на делениях 15 и 45, получается вместо этого 16 и 44 минуты».
Смотритель часов надеется вернуть им функцию курантов
Кроме того, каждые два-три года необходимо менять освещение часов на Воровского (для этого пригоняется вышка, разом заменяют все лампы), где Игорь Тияткин поставил датчики освещения – чем раньше темнеет, тем раньше оно включается. На «Ритме» уже не работают три прожектора из восьми – тоже нужно менять, но пока нет доступа и финансовой возможности. А мелодия для челябинских курантов была записана в 90-х в отсутствие Windows (по словам инженера, на машинном уровне) и может быть утеряна.
Больше информации по этой теме можно найти на новостном портале http://medialenta.ru/s/E017rsk
Услышат ли челябинцы бой курантов и мелодию авторства своего земляка, решат городские власти
Источник: chelyabinsk.ru.