«Обидно, досадно, но ладно» Четыре причины, по которым ХК «Трактор» не прошел первый раунд плей-офф
Хоккейный клуб «Трактор» — главная боль и гордость челябинских болельщиков — уступил казахскому «Барысу» в первом раунде плей-офф. Серия продлилась шесть матчей, и удачливее оказались хоккеисты из Астаны — 4:2.
С одной стороны — результат для «Трактора» плохой. Еще бы, ведь именно челябинцы стали единственным вылетевшим в первом раунде плей-офф клубом, имевшим более высокий посев и преимущество домашней площадки. Более того, соперник «черно-белых» отнюдь не казался непроходимым.
«Барыс» — команда, с трудом отошедшая от времени, когда ее главным тренером был буйный челябинец Андрей Назаров, которого в середине сезона сменил куда более уравновешенный Эдуард Занковец. Обладает прекрасным подбором результативных легионеров: тройка форвардов Бойд — Доус — Боченски, еще один нападающий Мартен Сен-Пьер и пара защитников Даллмен — Баркер, забросившие на шестерых 87 шайб в 60 матчах регулярного чемпионата (из них 36 — на счету Доуса). Но при этом у «Барыса» далеко не самая надежная защита (167 пропущенных шайб в «регулярке») и относительно нестабильный основной вратарь Хенрик Карллсон, показатели которого в регулярном чемпионате были хуже, чем у обоих голкиперов «Трактора» Павла Францоуза и Василия Демченко. К тому же один из супертройки форвардов, Брендон Боченски, травмировался, да так, что в плей-офф астанинцы были вынуждены обходиться без него.
Играло за «Трактор» не только преимущество своей площадки. Состав челябинцев, казалось, явно не хуже, чем у «Барыса», а надежнейшая игра в защите (шутка ли: «Трактор» пропустил в «регулярке» всего 120 шайб, став лучшим по этому показателю в Восточной конференции и четвертым во всей КХЛ) и два классных вратаря грозили нивелировать не только атакующую удаль легионеров «Барыса», но и собственную невзрачную игру в атаке и при розыгрыше большинства.
Однако первые же секунды плей-офф показали, что все «расклады», основанные на анализе регулярного чемпионата, можно смело выбрасывать в мусорку.Игры навылет — совсем другой вид спорта, где важны не только (а порой и не столько) мастерство и игровые навыки, сколько умение собраться в нужный момент и проявить волю. А еще — опыт.
«Трактор», начав серию на своей площадке, пропустил уже на 11-й секунде первого матча гол, ставший самым быстрым в истории плей-офф КХЛ. Затем еще четыре шайбы — и старт серии превратился в холодный душ 2:5, от которого команда, похоже, не отошла, даже победив во второй игре 5:1.
Впрочем, надежда вернулась, когда челябинцы выиграли в овертайме четвертый матч серии, проходивший в Астане, и вернули себе преимущество своего поля. Однако обиднейшее поражение в пятой игре (также в овертайме) в Челябинске вновь поставило «Трактор» на грань вылета. Который, собственно, и случился в субботу, 4 марта.
Причин вылета «Трактора» несколько — как объективных, так и субъективных.Первое — в плей-офф снова прорезались все проблемы, которые мучили «Трактор» в регулярном чемпионате. Казалось, во второй половине «регулярки» челябинцы прибавили в результативности и в розыгрыше большинства. Однако в противостоянии с «Барысом» всё вернулось на круги своя. 12 шайб за шесть матчей — не та цифра, с которой выигрывают серию. Яркий показатель — лучшим бомбардиром «Трактора» в плей-офф стал пусть и известный своей игрой в атаке, но все-таки защитник Кирилл Кольцов (одна заброшенная шайба и четыре результативные передачи). Лучший же среди форвардов Максим Якуценя (2+2) из-за травмы не мог выйти на шестую, ставшую решающей, игру.
Второе — главный тренер челябинцев Анвар Гатиятуллин проводил первый полноценный сезон в качестве наставника клуба КХЛ. И, несмотря на внешнюю уверенность в себе и команде, все-таки был новичком плей-офф.
Третье — состав «Трактора» зиял пробоинами. Сказались все многочисленные промахи селекции, которую «вел» менеджмент клуба.Список приглашенных, а затем выставленных в ходе сезона из команды игроков включает в себя аж трех легионеров (Ржепик, Бирнер, Веске) плюс россияне Кислый, Панков и Мирнов. Не стал лидером по игре и вернувшийся после полугодового лечения от гепатита авторитетный чех Иржи Новотны. Совсем «никаким» оказался когда-то блестящий форвард Дерек Рой, время которого в большом хоккее, видимо, подошло к концу.
В итоге получилась так, что треть игроков атаки «Трактора» — вчерашние юниоры (Пеньковский, Шаров, Тридчиков), уже умеющие «не провалиться», но еще не способные «дать результат», и примкнувший к ним 17-летний Виталий Кравцов, который провел все шесть матчей серии, что ровно в два раза больше, чем он сыграл в «регулярке». А заменой выбывшему Якуцене стал сын генменеджера клуба Данил Губарев — боевитый парень, но так и не забивший в этом сезоне ни разу в 32 играх регулярного чемпионата. Это, пожалуй, лучше всего иллюстрирует реальную «глубину» состава «Трактора». Обыгрывать «Барыс» было просто некем.
Четвертое — в клубе совершенно напрасно нагнетали ажиотаж вокруг самого попадания «Трактора» в плей-офф. Пафосные ролики про «возвращение в большую игру» и прочая, оказавшаяся чрезмерной медийная активность, похоже, лишь добавила нервозности и без того волновавшимся игрокам.
В итоге — обиднейшее поражение в серии и упущенная казавшейся такой реальной возможность попасть в число восьми сильнейших клубов КХЛ.
Но если трезво оценивать итоги завершившегося для «Трактора» сезона, то болельщикам челябинского клуба не стоит посыпать голову пеплом.
Если уж начистоту, то «Трактор» смог в регулярном чемпионате подняться на четвертое место в Восточной конференции не столько благодаря собственной игре (пусть и куда лучшей, чем сезоном ранее), а феноменальному фиаско в концовке «регулярки» «Салавата Юлаева» — клуба, куда более мощного с точки зрения и состава, и финансов, — и более чем неуверенной игре других «крепких» середняков (прежде всего, прошлогодних полуфиналистов кубка Гагарина из новосибирской «Сибири», вообще не попавших в плей-офф). Будь они в порядке, «Трактор» занял бы место в районе шестого-седьмого и, чего уж там, тоже вряд ли бы прошел в первом раунде кого-то из тройки «грандов» — «Ак Барс», «Металлург» и «Авангард».
Неплохо бы вспомнить и то, что команда уже второй сезон переживает процесс перестройки и смены поколений. Из «серебряно-бронзового» состава «белоусовского» «Трактора» 2012–2013 годов остался один Максим Якуценя, а на тренерской скамейке — вчерашний новичок.
Так что для челябинского клуба попадание в плей-офф — уже шаг вперед, ведь годом ранее команда вообще не участвовала в играх навылет. К тому же видно, что у «Трактора» огромные резервы для роста, о чем менеджменту и тренерскому штабу клуба и стоит подумать.
Барыс - Трактор / пресс-конференция / 2:1 / счёт в серии 4:2