Новые ловушки у ТРК: автомобиль челябинца эвакуировали с тротуара-невидимки

История, на первый взгляд, типичная: машину Александра Лебедева уволокли на штрафстоянку от ТРК «Родник». Сама по себе эвакуация с общедоступных парковок практикуется уже не первый год, вот только Александр не стоял на месте для инвалидов или под знаком «Остановка запрещена». Возмутила его не только сама эвакуация, но и то, что произошло потом.

Новые ловушки у ТРК: автомобиль челябинца эвакуировали с тротуара-невидимки

 

На месте инцидента причина эвакуации стала очевидной: напротив главного входа в «Родник» вдоль края парковки идет тротуарная зона, отделенная от проезжих частей бордюром, плотно заставленная машинами. За подобное нарушение по ч. 3 статьи 12.19 КоАП грозит штраф 1000 рублей, кроме того, предусмотрена эвакуация (статья 27.13 КоАП).

Другое дело, что тротуар заметен плохо: высота бордюра не более сантиметра, и чтобы заехать на него, не требуется ни увеличенного просвета, ни даже особого нахальства. Сделать это можно случайно. 

Пока мы разговаривали с Александром, машины парковались на тротуаре одна за другой. В ответ на наши замечания водители искренне удивлялись:

— Какой тротуар? Вон все ставят. 

Автоэксперт Юрий Панченко считает, что «неявные» бордюры сбивают водителей с толку.

В администрации ТРК «Родник» нам пояснили, что не занимаются вопросами эвакуации: прилегающая территория была проверена комиссией ГИБДД, после чего инспекция установила зоны, где необходима эвакуация транспортных средств, мешающих проезду и проходу. За соблюдением правил вблизи ТРК, как и на других дорогах общего пользования, следит именно ГИБДД.

— Показанное на фото место действительно предназначено для движения пешеходов, но автовладельцам удобно его не замечать, — считают в администрации «Родника». — При этом на других уровнях парковки свободные места есть всегда, поэтому нарушения совершенно не вынужденные.

И все же в администрации комплекса пообещали обратить внимание на проблему «неявного тротуара».

Впрочем, Александра Лебедева возмутил не только сам факт эвакуации, но и сложности с возвратом автомобиля со штрафстоянки.

Посещение штраф-стоянки — всегда стресс: перед окошечком будки на Кашириных 129а скапливается очередь, а операторы не слишком приветливы/

— Со штрафстоянки меня отправили в отделение на Братьев Кашириных, где инспектор сразу же начал выписывать постановление: якобы он перед этим «рассмотрел дело в полном объеме», — рассказывает Александр. — Но у него не было ни записи, ни полного комплекта документов. По сути, постановление выписывалось вслепую и никакого «рассмотрения» не было. Я просил показать мне доказательства нарушения, но кроме нечитаемой копии протокола о задержании ничего не увидел. Вроде бы инспектор должен доказать вину водителя, а получается, что это водитель должен оправдываться — презумпция невиновности не действует. При этом инспектор пытался склонить меня согласиться с нарушением, говоря, что иначе мне не отдадут автомобиль, на что я ответил отказом. Он вынужден был писать протокол, в котором я выразил свое несогласие, и планирую оспаривать решение в суде. На штрафстоянке мне поначалу не хотели отдавать автомобиль без полной оплаты услуг эвакуации, что незаконно. Я не поддался, и в итоге мне удалось забрать машину только через шесть часов. Более того, сотрудница стоянки требовала у меня страховку ОСАГО, хотя какое право имеет она проверять подобные документы? А если бы у меня было электронное ОСАГО, наличие которого можно проверить только по базе данных, доступ к которой сотрудники стоянки вообще не имеют?

Кстати, жалобы на отказ выпускать автомобиль без полиса ОСАГО мы уже разбирали: тогда представители ООО «Лидер Плюс» пояснили нам, что руководствуются статьей пятой 288-го закона Челябинской области «О порядке перемещения задержанного ТС на специализированную стоянку, его хранения и возврата». Он предписывает возвращать автомобиль при наличии документов на управление, в число которых входит и полис ОСАГО.

За комментариями мы обратились к автоюристу Льву Воропаеву, который назвал случай достаточно типичным.

— Инспектор, оформляющий постановление, как правило, полностью полагается на выводы коллег, которые оформляли протокол задержания на месте эвакуации, — объясняет он. — В данном случае я не оправдываю, а лишь констатирую сложившуюся в России практику. Тем не менее это не лишает водителя права отстаивать свою позицию: для этого нужно потребовать оформления протокола и отразить в нем свои доводы. Материалы дела в полном объеме, включая видеозапись эвакуации, можно получить по ходатайству на имя должностного лица, хотя в Челябинске обычно их предоставляют после устной просьбы. Далее водитель вправе обратиться с жалобой в подразделение ГИБДД или в суд, но сделать это нужно в течение 10 дней с момента оформления постановления об административном правонарушении. Требовать страховку ОСАГО сотрудники штрафстоянки не вправе. Подобные полномочия есть у инспектора ГИБДД, и если он дает разрешение на выезд со штрафстоянки, сотрудники не должны препятствовать.

Предоплата не обязательна, но сотрудники штраф-стоянки как правило ищут повод убедить водителей в обратном. 

Что касается требований мгновенно оплатить услуги штрафной эвакуации (1900 рублей за перемещение плюс стоянку), то конфликты на этой почве случаются. Но знайте: автомобиль вам обязаны вернуть без оплаты как самого штрафа, так и эвакуации. На погашение штрафа отводится 70 суток (10 суток на оспаривание и 60 суток на оплату), а услуги перемещения нужно оплатить в течение месяца. Если вы уверены в незаконности эвакуации и планируете оспаривать штраф в суде, имеет смысл отложить оплату. Правда, челябинский оператор штрафной эвакуации, ООО «Лидер Плюс», не поощряет постоплату и ряд клиентов были сбиты с толку необходимостью подписывать допсоглашения, законность которых также вызывает вопросы.

В любом случае для обжалования эвакуации вы должны быть уверены в том, что нарушения действительно не было. Точку в спорах, подобных этому, может поставить только суд.

Источник: https: //transport. 74. ru/text/auto/430880934084613. html