Ни прорыть, ни засыпать: финансовый тупик челябинского метро
На днях губернатор Борис Дубровский встретился с депутатом Государственной Думы Валерием Гартунгом. Поговорили о самых острых проблемах, в том числе о ситуации с челябинским метро.
По мнению Валерия Гартунга, самым опасным участком на линии челябинского метрополитена является станция «Торговый центр». Ее строительство началось в 2015 году. Произвели выемку грунта на 136 метров, установили металлические конструкции. Потом деньги закончились, и строительство объекта оказалось практически заморожено.
- Метрогипротранс выдал предписание, где говорится, что в таком состоянии замораживать стройку нельзя, - рассказывает депутат. – Строители стали обращаться в разные инстанции, в том числе ко мне.
Причиной обращений стала опасность обрушения грунта в непосредственной близости от реки Миасс. Чтобы не произошло обрушения, нужно строить опоры и возводить постоянную отделку станции.
Если станцию "Торговый центр" не укрепить, она обрушится на жилые кварталы.
- На завершение строительства станции нужно полтора миллиарда рублей, - констатирует парламентарий. – Сейчас складывается благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, чтобы получить финансирование из федерального бюджета.
Благодаря повышению цен на нефть, дополнительный доход в федеральную казну может достигнуть полутора триллионов рублей. Как распределятся эти средства – будет в немалой степени зависеть от активности просящих. На встрече было решено подготовить обращение первого лица региона о выделении денег на челябинское метро. В общей сложности на строительство первой очереди метрополитена требуется, по самым скромным подсчетам, 73 миллиарда рублей.
Гендиректор МУП «Челябметротрансстрой» Александр Сухоруков считает, что опасность обрушения станции «Торговый центр» на жилые кварталы несколько преувеличена челябинскими СМИ:
- Возможность аварии на производственном объекте существует всегда. Но мы анализируем ситуацию и в случае малейшей вероятности возникновения опасности принимаем все необходимые меры для ее ликвидации.
Однако низкая вероятность ЧП никак не отменяет необходимость достраивать метрополитен. Ведь ежегодно только на обслуживание уже построенных объектов уходит 300 миллионов рублей. Строительство метрополитена началось в 1992 году. Хотели построить за семь лет, но прошла уже четверть века. За этот срок выполнено лишь 45% первого этапа первой очереди. Берем калькулятор и считаем, к какому удорожанию уже привел долгострой.
С 1992 до 2010 года строительство метро финансировалось из трех бюджетов: городского (25%), областного (25%) и федерального (50%). В 2010 году перестали поступать деньги из федеральной казны, и бремя долгостроя приняли на себя город и область. В прошлом году строители освоили 631 миллион рублей, при этом на строительство пошла только половина этой суммы, другая половина – на эксплуатацию уже построенного. 2017 год обещает стать самым мрачным в истории челябинского метрополитена: в областном бюджете финансирование не предусмотрено, а город изыскал лишь 305 миллионов. С учетом вычета на эксплуатацию, хватит только на 17 метров отделки станции «Торговый центр».
Понятно, что если строить такими темпами, воспользоваться услугами подземки челябинцы не смогут никогда. Может быть, проще ликвидировать стройку? Этот вопрос, при кажущейся абсурдности, неоднократно поднимался.
- И вывод всегда был один: необходимо продолжать, - констатирует Александр Сухоруков. – Слушком много работ уже выполнено: 50% перегонных тоннелей, почти вся станция «Комсомольская площадь», 60% станции «Торговый центр».
Это проект всего челябинского метрополитена. Сейчас речь идет о строительстве отрезка от станции "Комсомольская площадь" до станции "Проспект Победы".
Остались станции «Проспект Победы» и «Площадь Революции». А еще нужны наземные павильоны, инженерный и административно-диспетчерский корпус, сеть вентиляционных киосков и санитарных скважин. Отрезок от пересечения Проспекта Победы и Свердловского проспекта до Комсомольской площади придется на центр разросшегося за десятилетия с момента начала строительства метро города. О том, чтобы доехать на метро из Ленинского района в Металлургический или с Северо-Запада на Северо-Восток, вряд ли можно даже мечтать. Челябинское метро – не единственный российский подземный долгострой. Аналогичная ситуация сложилась в Омске и Красноярске.
Источник: chel.mk.ru.