,25 июля 2016 в 15:06 mitropolia74.ru

Маленький рай недалеко от центра города

В центре города есть Собор Симеона Верхотурского на его территории есть кусочек рая

Маленький рай недалеко от центра города

Первоначально Свято-Симеоновский храм был кладбищенским и приписным. Он не имел своего штата, службы совершали клирики находящегося поблизости Свято-Троицкого храма. Такая практика была обычной. Две другие кладбищенские церкви дореволюционного Челябинска также являлись приписными: Казанская церковь была приписана к Христорождественскому собору, Успенская – к Свято-Троицкому храму.

 Кладбище в заречной части Челябинска – на возвышенности, которую позже стали называть Симеоновской горкой – появилось в 1837 году. На нем была построена деревянная часовня, которая с годами обветшала. Поэтому челябинцы обратились к епископу Оренбургскому и Уральскому Митрофану (Вицинскому) с просьбой благословить строительство небольшого кладбищенского храма. 24 января 1873 года правящий архиерей разрешил начать работы.

 Освящение состоялось в 1883 году. Епископом Оренбургским и Уральским в то время был Преосвященный Вениамин (Смирнов). Однако сведений об его приезде в Челябинск ради освящения кладбищенской церкви не сохранилось: скорее всего, по благословению архиерея чин совершил какой-либо священник. Основным назначением храма было совершение заупокойных литургий, служение панихид и отпеваний. Он был однопрестольным, неотапливаемым, в достатке обеспеченным ризницей и утварью.

 К моменту освящения храма кладбище на Симеоновской горке уже было официально объявлено закрытым. Местные органы власти решили, что увеличение кладбищенской территории противоречит интересам развития города.

 В период строительства и освящения Свято-Симеоновского храма настоятелем Свято-Троицкого храма, к которому он был приписан, являлся священник Иоанн Петрович Днепровский (1825-1898). Именно его, следовательно, можно назвать и первым настоятелем Свято-Симеоновского храма. Отец Иоанн – выдающаяся личность, оставившая заметный след в истории Челябинска. Выпускник Уфимской семинарии, он служил в храмах Челябинского уезда с 1850 года. Много лет параллельно со священнослужением он преподавал Закон Божий в различных учебных заведениях Челябинска, слыл книжником и бессребреником. В 1863 году отца Иоанна назначили настоятелем Свято-Троицкой церкви, этот пост он занимал до конца жизни.

Фото и текст Игоря Кузнецова https://vk.com/miha1741990

 Заметным событием стало обрушение в 1889 году колокольни Свято-Симеоновского храма. Причиной стала буря. Восстановление проходило в 1889-1890 годах под руководством крестьянина П.М. Кутырева. В ноябре 1891 года епархиальный архитектор Ф. Маркелов засвидетельствовал, что капитальный ремонт купола и колокольни «произведены прочно, правильно, из материала должного качества». Известно, что благодетелем Свято-Симеоновской церкви был П.И. Ильиных, который помогал при возведении и других храмов Челябинска. В 1896 году Пётр Иванович скончался и был с почётом похоронен за алтарем храма. Могила его сохранилась до наших дней.

 Примечательный факт: когда летом 1919 года красноармейские части наступали на Челябинск, колокольня Свято-Симеоновского храма служила наблюдательным пунктом, направляющим огонь артиллерии войск Колчака. В начале 1920-х годов городские власти ликвидировали Симеоновское кладбище, убрав с могил кресты и плиты. Планировалось, что на этом месте появится парк, однако план не был осуществлён.

 Когда Свято-Симеоновский храм приобрел статус отдельного прихода, не вполне ясно. Одни утверждают, что это произошло накануне революции. Другие связывают это с регистрацией в храме общины обновленцев в 1922 году. Так или иначе, храм обрел самостоятельность задолго до закрытия Свято-Троицкого храма, произошедшего в 1929 году.

 Обновленческая община использовала храм 15 лет. В феврале 1937 года она объявила себя «автокефальной» и прервала отношения с обновленческой «иерархией». А в 1941 году Свято-Симеоновский храм возвратился в лоно канонической Церкви. Настоятелем стал протоиерей Сергий Ашихмин. Приход начал собирать средства, чтобы оказать помощь фронту. Письмо отца Сергия «За скорую победу над врагом» было помещено даже в известную книгу «Правда о религии в России», изданную Московской Патриархией в 1942 году.

 За годы войны прихожане Свято-Симеоновского храма собрали 696 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч, сдали серебра в изделиях 6500 граммов, золота 269 граммов.

 В 1947 году Челябинская епархия обрела своего архиерея – епископа Ювеналия (Килина). Однако собором стал привокзальный храм в честь Рождества Богородицы, который власти разрешили открыть. Примечательно, что, по некоторым сведениям, когда владыка Ювеналий прибыл в Челябинск, привокзальный храм ещё не был открыт. Поэтому первоначально архиерей служил в Свято-Симеоновском храме, фактически используя его как собор, даже жил на территории храма, и лишь впоследствии кафедра оказалась в Рождество-Богородицкой церкви.

В 1940-50-х годах верующие занялись благоустройством Свято-Симеоновского храма. Здесь появились хозяйственные постройки, небольшой придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был обнесён кирпичным забором.

 В конце 1950-х годов развернулись «хрущёвские гонения». В марте 1960 года Священный Синод был вынужден принять решение о передаче приходов Челябинской епархии под управление епископа Свердловского Флавиана (Дмитриюка). В июле 1960 был закрыт кафедральный собор в честь Рождества Богородицы, его причт перешёл в Свято-Симеоновский храм, который вновь оказался единственной действующей церковью города.

 Перестроечное смягчение государственной политики по отношению к религии и Церкви постепенно стало отзываться и в Челябинске. В новых условиях прихожане Свято-Симеоновского храма начинают более настойчиво ходатайствовать перед облисполкомом и другими органами власти о разрешении провести реконструкцию своего храма.

 В 1985 году было написано письмо, подписанное двадцатью верующими. Среди них Г.П. Замятин, М.Д. Банникова, К.А. Крамаренко, А.П. Мошнина, А.Т. Засухина и другие. Адресовано письмо было сразу нескольким официальным лицам: председателю Совета по делам религий К.М. Харчеву, председателю Челябинского облисполкома Е.Ф. Куракину, управляющему делами Патриархии митрополиту Алексию (будущему Патриарху), правящему архиерею архиепископу Свердловскому и Курганскому Мелхиседеку.

 В этом документе можно найти описание стеснённых условий, в которых проходили праздники и будни тогдашнего Свято-Симеоновского храма: «Размеры единственной церкви с пристроенными тамбурами к бывшей кладбищенской часовне известны облисполкому, и также известно, что в храме размером 150 квадратных метров невозможно вместить всех желающих присутствовать при богослужении в воскресные дни и тем более в двунадесятые праздники. Люди вынуждены при любой погоде стоять в церковной ограде в течение всей службы». В этой связи верующие просили либо возвратить здание недействующего Троицкого храма, либо дать разрешение увеличить в размерах действующую Симеоновскую церковь.

 28 октября 1986 года Челябинский горисполком принял решение, позволившее церковному совету Симеоновской церкви разрабатывать проект реконструкции храмового здания, 2 сентября 1987 года разрешил проведение работ в соответствии с разработанным проектом. Авторами проекта реконструкции стали архитекторы института «Челябинскгражданпроект» Алексей Геннадьевич Буров и Виктор Иванович Токарев.

 Неоценимую помощь в реконструкции оказали прихожане. Работала небольшая бригада строителей, подобранная прорабом Олегом Малаховым. Им помогали добровольцы из числа прихожан. Работа шла очень быстрыми темпами, строили даже ночью. Поскольку строительные материалы были тогда дефицитным товаром, семерым прихожанам пришлось полгода проработать на кирпичном заводе, чтобы приходу разрешили купить там кирпичей.

 В результате реконструкции, проведённой в 1986-1990 годах, площадь Симеоновского храма увеличилась почти в три раза. Появились северный и южный приделы, а два прежних купола были дополнены шестью новыми главками.

 Достижением периода перестройки стало и создание профессионального хора. В 1985 году по благословению иерея Иоанна Иващенко (настоятеля храма) ленинградский регент Алексей Григорьев создал большой хор, состоявший из профессиональных музыкантов. В 1987 году Мариной Болеславовной Томашевич, за несколько месяцев до этого уволенной из Челябинского института культуры за пение в церкви, был создан также клирос из профессионалов. В состав клироса вошли многие участники большого хора. В августе 1987 года, накануне дня святого мученика Евпла, состоялась первая служба с участием этого клироса.

Знаменательным событием, в центре которого оказался Симеоновский храм, было празднование тысячелетнего юбилея крещения Руси в Челябинске. Московские торжества прошли в июне, в Челябинске же юбилей отмечался в июле 1988 года. В Симеоновском храме состоялись торжественные богослужения, которые возглавил специально прибывший из Свердловска архиепископ Мелхиседек (Лебедев), управлявший тогда и Челябинской епархией. После литургии в театре оперы и балета состоялось торжественное собрание с докладами и концертом, который дал большой хор Свято-Симеоновского храма под управлением В.Г. Литовки.

 В 1989 году храм стал кафедральным собором. Именно тогда на челябинскую кафедру после значительного перерыва был вновь назначен правящий архиерей – епископ Георгий (Грязнов). 29 апреля 1989 года, в Великую Субботу, верующие Челябинска встречали своего нового архипастыря в Симеоновском храме. У входа епископа ожидали священнослужители, а также многочисленные прихожане во главе со старостой Виктором Максимовичем Маточкиным.

 Важнейшими событиями духовной жизни Южного Урала стали первосвятительские посещения. Святейший Патриарх Алексий II побывал в Челябинске в сентябре 2000 года, Святейший Патриарх Кирилл – в апреле 2010-го. Разумеется оба предстоятеля Русской Православной Церкви молились в Свято-Симеоновском кафедральном соборе.

 В сентябре 1990 года по благословению епископа Георгия в кафедральном соборе открылась воскресная школа. Закон Божий преподавал иерей Николай Трофимов, церковное пение – певчая Наталья Дмитриевна Солодовник. Со слушателями воскресной школы часто встречался епископ Георгий (Грязнов). Несколько позже в число преподавателей вошел священник Дмитрий Алфёров и иконописец Наталья Чекотина, которая рассказывала об иконописи. Однажды взрослая группа воскресной школы даже попросила отца Дмитрия не прерывать занятия на летние каникулы – так сильна была тяга к знаниям о православной вере.

 В первое десятилетие XXI века занятия по Закону Божию в воскресной школе проводил протоиерей Ярослав Иванов. Слушатели отмечали доступность изложения и пунктуальное отношение священника к занятиям. В этот период воскресная школа Свято-Симеоновского кафедрального собора стала для Челябинской епархии образцовым учебным заведением подобного рода. Слушатели делятся на три возрастные группы. Проводятся занятия не только по основам православной веры, но и по церковному пению, литургике, церковной истории. Занятия по церковнославянскому языку ведет кандидат филологических наук Валерий Эдуардович Будейко. Об иконописи рассказывает искусствовед, кандидат исторических наук Марина Павловна Шумакова.

 В начале 1990-х годов при Симеоновском кафедральном соборе стали действовать пастырские курсы. Священнослужители, рукоположенные в то время, в большинстве своём прошли обучение на этих курсах. Официально они получили статус духовного училища в 1995 году. Епископ Челябинский и Златоустовский Георгий (Грязнов), бывший проректор Московской Духовной академии, преподавал догматическое богословие. Протоиерей Анатолий Мухин, выпускник Института святого Владимира в городе Харбине, вёл Священное Писание Ветхого Завета. Молодой иерей Игорь Шестаков, выпускник исторического факультета Челябинского государственного университета, обучал слушателей истории Церкви. Одногодичное Челябинское духовное училище успешно функционирует до сего дня. С годами серьёзно изменился преподавательский состав, а не раз обновлялись учебные планы. С 2011 года проректором духовного училища является иерей Евгений Мартенец, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии.

 В начале XXI века при Свято-Симеоновском кафедральном соборе начал действовать молодёжный клуб «Держись!» и детско-юношеский театр «Белая птица». Отметим также, что приход кафедрального собора сыграл значительную роль в становлении Челябинской православной гимназии, которая открылась в 2002 году. Достаточно сказать, что гимназия носит имя покровителя храма святого праведного Симеона Верхотурского, а в первые годы располагалась совсем рядом с собором, на первом этаже жилого дома.

 Иконописная мастерская при Свято-Симеоновском храме была образована в 1991 году. Первоначально ею руководила Н.В. Чекотина. Главным ориентиром для иконописцев стали творения московских мастеров конца XIV – начала XVI веков. Выбор данного направления был обусловлен его высочайшими духовными и художественными свойствами. Сегодня мастерская представляет собой характерное для нашего времени явление в области иконописи. Не имея преемственной связи с какой-либо школой, она развивается в русле традиции древнего московского письма с привнесением новых качественных элементов. Все иконы Симеоновского собора последних 10-15 лет выполнены в собственной иконописной мастерской, где продолжают трудиться ученики Н.В. Чекотиной.

 Более десяти лет в соборе действовали золотошвейная мастерская (руководитель О.В. Шаламова) и мастерская резьбы по дереву (руководитель А.В.Коробейников). И хотя обе мастерские прекратили своё существование, они внесли определённый вклад в культуру края, в дело православного просвещения.

 В конце XX – начале XXI века продолжал меняться внешний облик собора. В первой половине 1990-х, в период настоятельства протоиерея Николая Трофимова, на территории храма были снесены ветхие строения, взамен было выстроено новое трехэтажное административное здание. Фасад храма был украшен иконами, при входе в храм были установлены скульптурные барельефы «Симеон Верхотурский» и «Обретение Казанской иконы Божией Матери».

 В годы настоятельства протоиерея Бориса Кривоногова (1997-2004) была весьма существенно обновлена ризница, приобретены серебряные богослужебные сосуды и напрестольное Евангелие с серебряным окладом. Соборный хор в выборе репертуара стал опираться на традиции Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Настоятель специально привёз из Москвы подходящие ноты, и регент Елена Коростина начала активно внедрять их в богослужение. Кроме того, вошло в традицию проведение рождественских ёлок с участием правящего архиерея. Организовывать их помогал профессиональный режиссёр Олег Павлович Евдак, доцент Челябинской государственной академии культуры и искусств.

 В 2004-2005 годах по инициативе настоятеля, протоиерея Игоря Рысенко, были проведены работы по гидроизоляции фундаментов собора и прилегающих зданий, обновлены несущие конструкции колокольни. К выполнению этих работ привлекали промышленных альпинистов. Изменился внешний вид храма и храмовой территории: устроены новые цветники и газоны, альпинарии с редкими растениями. Рядом с храмом разместилась зона отдыха для прихожан, где был положен тротуар из плитняка, установлены беседки, смонтирован трёхъярусный водопад.

 В последующие годы капитальному ремонту подвергся каменный забор вокруг собора, в храме были установлены небольшие динамики, благодаря которым богослужение стало слышно даже в притворе. В 2009 году в храме появился фарфоровый иконостас, сделанный в Сысерти. Это уникальное сооружение: в момент установки такие же были только в Екатеринбурге, Невьянске, Верхотурье, Новом Афоне и Риме.

В 2002-2007 годах кафедральный собор издавал журнал «Симеоновский вестник». Он выходил ежеквартально и распространялся среди прихожан. Главным редактором был иерей Ярослав Иванов. Огромную помощь в его издании приходу оказывала Татьяна Филипповна Соболева, готовившая большую часть материалов, и Анжела Викторовна Усманова, профессиональный фотограф. В 2006 году был создан сайт Свято-Симеоновского храма sobor-chel.ru. Позднее, в 2011-2014 годах, он служил официальным сайтом Челябинской епархии. Сейчас ресурс используется для размещения информации о строительстве нового челябинского собора – Рождества Христова.

В храме имеются частицы святых мощей апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, преподобного Сергия Радонежского, мученика Иоанна Русского, священомученика Сильвестра Омского, праведного Симеона Верхотурского, священномученика Константина Меркушинского, святителя Тихона Задонского.  вот и там есть кусочек рая