,5 апреля 2020 в 20:35

Кто главный в Ленинском районе?

💬 Наш сегодняшний собеседник - глава Ленинского района Александр Орел.

Хватает ли у него силы воли терпеть социальный пессимизм местных жителей, который нервно выплёскивается в соцсетях? О чём он мечтает и каким результатом доволен?

🐪 Творческий проект «Нашего Челябинска», рассказывающий о людях, которые хотят изменить наш Челябинск в лучшую сторону. Журналист Роман Грибанов.

Александр Орёл, глава Ленинского района Челябинска: «После решения Алексея Текслера мы получили возможность для развития»

 - Александр Евгеньевич, а кто главнее в Ленинском районе – вы или хозяева ЧТПЗ?

- (молчание на несколько секунд) Я. Конечно, на территории самого завода и тех социальных объектов, которые принадлежат трубникам, это и стадион, и дворец культуры, главенствующая роль принадлежит руководству ЧТПЗ и собственникам этого предприятия. Но что касается района, все принципиальные решения, бесспорно, принимают администрация и глава района. Не ищите в этой ситуации каких-то предпосылок для споров или конфликтов, их нет, ведь если я нуждаюсь в совете, то мне совершенно не зазорно позвонить и обсудить общую позицию. Хоть на ЧТПЗ, хоть на любое другое предприятие, которых на территории нашего района немало. Или даже попросить у них о помощи, если мне такая помощь необходима.

- Но если спор случится…

- …то последнее слово будет за тем, в чьей сфере ответственности будет находиться обсуждаемый вопрос. Например, сегодня у нас один из самых актуальных вопросов – это обсуждение набережной на Смолино. Исторически, часть этой земли принадлежит трубникам. Понятно, что без их согласия обустройство набережной невозможно. Как и без их содействия и помощи. А значит нужно выяснить позицию ЧТПЗ, ведь у них тоже имеется собственное представление о том, как этой землей распорядиться.

- Понятно, чего хочет частный бизнес – застроить всё многоэтажками с видом на озеро и заработать на этом деньги, как это было в Челябинске в последние 15 лет. Вдоль Миасса – одни уродливые и однообразные «свечки»…

- Сегодня жизнь меняется. И на взгляд абсолютного большинства жителей Челябинска набережная – это прежде всего средство коммуникации, отдыха, это не многоэтажная застройка, а открытые пространства. Так что по набережной на Смолино будем искать с ЧТПЗ компромисс, и я уверен, что разум точно победит.

- Может быть после этого Ленинский район избавится наконец от своего старого советского имиджа – «Ленаря», местечка гопнческого, хулиганского, сугубо рабочего.

- Такие печальные понятия о Ленинском районе сохранили люди старше 40 лет, кто еще помнит советское прошлое и знает значение слова «лампасник». И этот штамп - проблема для нас, людей, работающих в администрации. Мы-то знаем, что Ленинский – это чрезвычайно удобный для жизни район. И мы системно и методично такой штамп со стороны челябинцев ломаем, из года в год проводя нетривиальные культурные мероприятия, которых точно нет ни в одном другом районе. Меняя постепенно имидж и статус Ленинского района. В этом не только заслуга районной администрации, хотя похвалить себя, конечно, очень хочется. Подъему Ленинского района к статусу «территории для комфортной жизни» способствует несколько причин.

- Давайте с этого места поподробнее.

- У помнящих советское прошлое челябинцев, особенно у тех, кто жил в Центре и считался творческой интеллигенцией, сохранилось достаточно смутное, но безусловно превратное представление о том, что это такое – промышленное предприятие и кто это – люди, на нём трудящиеся. Спецовки, металлическая стружка, мусор… Ребята, это давно уже не так. Причем не только по отношению к ЧТПЗ, заводу, прославившемуся на всю Россию своим проектом «Белая металлургия». Процесс серьезнейшей модернизации прошли практически все крупнейшие промышленные предприятия Ленинского района – «Электромашина», «Конар», Челябинский механический завод. У всех у них совершенно другой уровень производства по сравнению с СССР, а главное – это совершенно иной уровень зарплаты, по сравнения с «белыми воротничками» из Центра – экономистами, бухгалтерами, юристами. По сбору налогов Ленинский район – второй в городе, и по общему валовому продукту мы отстаём только от Металлургического, но там огромное предприятие находится. Новые профессии и новые условия труда создали в районе совершенно новый класс рабочих. Это уже не тот советский пролетариат, у «новых рабочих» гораздо более высокий уровень жизни и другие запросы по её качеству. И что не менее важно, у детей этих рабочих – совсем иные потребности и мечты, нежели «качалки» и спортивные штаны с широкими лампасами. Всё это заставляет районную власть соответствовать требованиям местных жителей. Восемь лет назад мы начали строительство первого сквера, когда ещё не было программы «Комфортная среда», по которой выделяются деньги, сами их нашли. Я тогда побывал на ЧТПЗ – в цехах и на территории завода, потом вышел на улицу, посмотрел вокруг – и почувствовал разницу. И мы этот диссонанс постепенно сокращаем. Важно, что работающие на «Конаре» или на НПО «Урал» люди – это жители района, у нас нет такого гигантского человеческого маятника, как на Северо-Западе Челябинска: утром – весь народ уезжает на работу, вечером – возвращается домой. Ленинский – район в этом плане самодостаточный, а это шанс развивать комфортную для жизни среду.

- Гопники теперь бродят по гетто «Паркового-2»…

- Без комментариев. Но я правда считаю, что если человек в одном месте живет работает, покупает жилье и тратит деньги – это наше огромное преимущество перед другими районами. И ещё один наш плюс, может быть условный, но для меня очень важный – в Ленинском давно ничего с точки зрения благоустройства не делалось. Мы можем практически с нуля создавать новые общественные пространства, объединять их в систему. И базовые точки для этого – «Плодушка» и набережная Смолино.

- Ну, при Дубровском о строительстве под ШОС и БРИКС на территории «Плодушки» какого-то мега-парка развлечений говорили. Но нет больше Дубровского, не состоялся в Челябинске саммит ШОС… А значит и супер-проект «Плодушки» канул в небытие?

- Бывший питомник фруктовых деревьев «Плодушка» уже 40 лет представляла из себя абсолютно заброшенный пустырь. И взялись за его благоустройство мы еще до Дубровского, да и продолжить это дело придётся, скорее всего, не при одном губернаторе. Задача минимум – навести элементарный санитарный порядок в этом уникальном месте, сделать его безопасным. Лавочки, освещение – вполне понятная история. Задача максимум – реализовать здесь грандиозный проект геопарка «Южный Урал», способный к району привлечь внимание жителей всего города. Да, с темой ШОС и БРИКС можно было получить под его выполнение дополнительное финансирование. Но меня не сильно огорчает отмена саммитов. Потому что другое радует – губернатор Челябинской области Алексей Текслер принял решение об увеличении в районах собственной налоговой базы. Это важнейший для развития города системный ход! Теперь 30% собираемых в районе налогов остаётся в районе же, а это почти 100 миллионов рублей собственных доходов ежегодно. Можно работать и быть уверенным, что даже без дополнительного финансирования, только на местных финансовых ресурсах, на «Плодушке» в течение ближайших пяти лет минимальный порядок навести мы сможем. Геопарк с крепостью Челяба и серией мини-музеев – это история более дорогая, тут без поддержки областного центра нам не обойтись. Не только в строительстве, но и в содержании.

- Метро в Челябинске строят 40 лет. Сколько времени нужно, чтобы в Ленинском районе появился геопарк?

- При поддержке областных властей – 10 лет. Требуемые для реализации этого красивого проекта 500 миллионов – не критичные для региона деньги, думаю, что у нас всё получится.

- А набережная?

- Это еще одно преимущество Ленинского и к его реализации мы приступили. Ни у одного района нет того, чтобы весь центр находился на береговой полосе. Несколько километров улицы Новороссийской – это красивейший берег озера. Подарок судьбы! Отличный ресурс для развития территории.

- Снова у Алексея Текслера денег будете просить?

- При чём тут «просить»? Алексей Текслер, придя в область, увидел базовую проблему, которая долгие годы не давала Челябинску развиваться. Мы все не удовлетворены состоянием дел города. Все, и обыватели, и чиновники, и герои социальных сетей. И последние пять лет мы все видели деградацию Челябинска. И это в том числе вина представителей власти. Но задумайтесь над цифрой: средний ежегодный бюджет на содержание Ленинского района составлял 15 миллионов рублей. И это при площади района в 75 квадратных километров. Если поделить 15 миллионов на 365 дней, то в день я на эти деньги могу нанять двух (!) человек и самосвал. На весь район. Какое тут развитие… Именно в этом причина деградации Челябинска, а не некая «злая воля» не желающих превращать город в конфетку чиновников. И Алексей Текслер принял принципиально важное для мегаполиса решение об увеличении для районов собственной налоговой базы. В прошлом году у нас было 20 миллионов рублей, повторюсь, на 2020-й запланировано получить 100 миллионов. Есть ли возможности для развития? Ещё какие! Самое интересное, мы тут же столкнулись с другой проблемой. Я восемь лет – глава района, и все эти годы я принуждал людей, чтобы работы по благоустройству района они бы сделали как можно дешевле. Экономия средств, которых страшно не хватало – вот каким был замер эффективности. Образно говоря, приходилось асфальт по тротуарам размазывать тонким слоем, иначе бы денег не хватило. И сейчас и для меня, и для нашей команды очень непросто повернуть у себя в голове – не надо делать дёшево. Надо делать качественно, чтобы к единожды заасфальтированной улице не возвращаться лет 10. Научиться жить в условиях, когда у тебя имеются ресурсы, это не менее сложно, когда этих ресурсов у тебя нет. Это же проще всего: денег нет, извините, ничего сделать не могу. Но позиция и Алексея Текслера, и главы Челябинска Натальи Котовой сегодня иная. Сколько вам нужно денег? Возьмите! Но дайте результат.

- И как вам новые порядки от Натальи Котовой?

- А почему «новые»? В должности заместителя главы города Наталья Петровна курировала глав районов, это был её прямой функционал. Поэтому контакт налажен давно, требования понятны, сменился статус, но не изменились позиция и принципы взаимодействия. Разве что Наталье Петровне в новой должности приходится быть более открытой, объясняя свои управленческие действия общественности через СМИ, но это требование времени.

- Вы активный пользователь соцсетей?

- Да. Всегда смотрю Фейсбук и Инстаграм, в ВК тоже присутствую, площадка очень важная, но по ощущениям – не моя. Читаю ленту, реагирую на посты, которые мне нравятся, меньше пишу сам – стал уставать от негативных комментариев. Использую соцсети скорее для мониторинга настроения общества, чем для донесения до людей своих новостей и собственной позиции по тому или иному вопросу.

- У вас есть в соцсетях челябинские авторы, которые своими постами влияют на ваши поступки, формируют мнение на мир, то есть являются авторитетами?

- Внимательно читаю высказывания того же Льва Владова, «челябинский урбанист» часто говорит правильные вещи. Другое дело, что как не включённый в сложнейшую систему управления городским хозяйством человек, он не понимает механизмов принятия решения и не знает тех трудностей, которые кроются в элементарных, с точки зрения дилетанта, вещах.

- Вы довольны своей зарплатой?

- Да. Я же в чиновники не из бизнеса пришел, а из системы образования, где зарплаты, мягко говоря, невысокие. Так что чего мне недовольным быть.

- У чиновников ведь зарплата в целом невысокая, но за своё место чиновники крепко держатся. Почему?

- Про «крепко держатся» - полная ерунда, среди чиновников достаточно высокая текучка кадров. Приходят молодые ребята, поработают два-три года, и уходят. Навыки-то нарабатываются сильные.

- Навыки или связи?

- Вы серьёзно думаете, что чиновник районной администрации, отвечающий за уборку улиц, у которого зарплата в среднем – 25 тысяч рублей, реально обрастает каким-то мифическими «нужными связями»? А вот опыт коммуникаций и опыт управленческий точно накапливается бесценный, отличный трамплин для выстраивания карьеры. Здесь и бумажной-то работы почти нет, образ некоего «чиновника», который на служебном автомобиле приезжает к себе в кабинет, чтобы переложить с места на место пару бумажек – это точно не про районную администрацию. Наших специалистов, поверьте, мотивирует не столько «зарплата» и «связи», а реальная возможность что-то хорошее сделать для Ленинского района. Здорово же, привести лет через 50 на набережную Смолино своих внуков и сказать: «Это строил я».

Интервью брал: Роман Грибанов

#этоНашЧелябинск #АлександрОрёл #цифровойЧелябинск #74 #Грибанов@nashchelyabinsk #этоНашЧелябинск@nashchelyabinsk