,11 июля 2016 в 14:05

Кладбище домашних животных

Зоозащитники против челябинского ветприемника. В интернете появилась соответствующая петиция с требованием прекратить убивать бродячих животных. Адресована она той организации, которая по закону должна усыплять кошек и собак лишь на время, а затем отдавать их новым хозяевам.

Собачья жизнь и звериная жестокость. Что скрывается за стенами ветприемника? Южноуральские "События недели" представляют новую серию проекта "Уральский спецкор" – расследование Яны Сконечной.

Челябинский ветприемник. Почему его называют живодерней, а его постояльцев не отдают зоозащитникам? Смерть или сон? И кто стреляет на улицах Челябинска? Почему полиция предпочитает не заниматься собачками? И почему проблему бродячих животных в Челябинске не решают цивилизованно? Может, эти убийства кому-то выгодны?

В Челябинске подразделение муниципального предприятия "Горэкоцентр" под вполне благозвучным названием "Ветприемник" распахнуло свои двери 11 лет назад. Тогда сюда даже позвали прессу и  показали первых постояльцев – щенки испуганно жались к стенам. А чиновники заявляли: это будет совсем не живодерня. Мол, всех животных будут аккуратно ловить на улицах с помощью снотворного, кормить три дня, а затем, если не найдется желающий забрать собаку или кошку, ее безболезненно усыпят. Эти тезисы закрепили и в техническом задании, которое разработали для сотрудников ветприемника. Вот только на практике что-то пошло не так.

Ветприемник, или "живодерня", как ее в народе называют, по сути – какой-то режимный объект. Находится он на городской свалке, которая охраняется и попасть на нее, если не знать тайных троп, очень сложно. По периметру живодерни установлены видеокамеры, часть из них направлена вовнутрь, часть следит за тем, что происходит снаружи, поэтому нам приходится здесь маневрировать, чтобы избежать их угла обзора. Снимаем вот на такую миниатюрную камеру go-pro, через щели в заборе.

Несколько дней в засаде, жара, дождь, мухи и характерные для свалки запахи. Однажды нам даже удалось пройти на территорию ветприемника через открытые в тот день задние ворота. Сказали, что ищем свою собаку и осмотрели клетки. Камера не сняла того, что внутри – там слишком темно. Животных было очень мало – пара собак в ошейниках, видимо сдали хозяева, и один щенок. Странно, если учесть, что две бригады ловцов выезжают отсюда каждый день и привозят, судя по отчетам, богатый "урожай". И только позже стало понятно, почему собак здесь так мало.
Изо дня в день за забором происходило одно и то же. Из автомобилей ловцов в клетки-вольеры выгружают буквально пару животных. По всей видимости – это те немногочисленные избранные, которых потом передают в приюты, чтобы не было претензий. Еще несколько собак и кошек – их привезли уже мертвыми – складывают в специальный холодильник. Остальное содержимое кузова, судя по разговору, водитель должен увезти в яму. Она находится тоже где-то на территории свалки.

Петиция с требованием прекратить убивать животных в ветприемнике недавно появилась в интернете. Тогда широкой общественности стало известно – кошек и собак из живодерни, за редким исключением, не отдают уже больше года. Ни сердобольным гражданам, ни зоозащитникам. Те, кто подписал эту петицию, недоумевали,- неужели живодерам легче убить? И только некоторые говорят, что знают истинную причину такой жадности. Но показывать свои лица не хотят – боятся, что в ветприемнике их внесут в черный список.

Зоозащитник: "Нам очень редко отдают этих животных по той причине, что отдавать-то и некого. В основном, отдают щенков и котят, там практически нет взрослых особей. Куда они исчезают? Они в большинстве случаев не довозятся".

Три женщины возле подъезда на Комсомольском проспекте – это что-то вроде добровольного дозора. Здесь они с самого утра и просидят до вечера – ждут прибытия машины живодеров. Рассказывают: мужчина с оружием был здесь и накануне, расстрелял дротиками местных кошек. Двух, погибших на месте, забрал с собой и пообещал вернуться.

"Вот эти соседи, они кричали им, а он капюшон надел, кто стрелял, и все. И их ребенок видел, как стреляли, они его с балкона убрали, потому что у ребенка там началось – ну, такое видеть… А она сама стояла с ребенком со своим, видимо считает, что он еще маленький и не понимает, что творит мама", – рассказывает очевидец расстрела кошек Елена Раева

"Она" – это соседка, которая и вызвала отлов. Женщину теперь ненавидит весь двор, она старается лишний раз не выходить из квартиры, и даже с нашей съемочной группой общается только через дверь:

- А они стреляли в них на глазах вашего ребенка, вас это не смутило?

- Они не стреляли, он сказал, что это сон и он увезет их в приют.

Эту байку о "спокойном сне" и каком-то мифическом приюте в "Горэкоцентре" вообще тщательно культивируют. Платят живодерам деньги за количество отловленных голов, неважно, больших или маленьких. Поэтому удобнее собрать щенков или котят где-то в одном месте. Поверив в существование приюта, люди спокойно отдают их сами. На наш запрос о том, чем же все-таки стреляют во взрослых животных, в ветприемнике ответили: "Отлов осуществляется путем применения обездвиживающих, снотворных препаратов".

Тем временем, во дворе на Комсомольском проспекте похоронили кота, который после такого дротика действительно уснул – навсегда. Металлический наконечник с чем-то розовым внутри и остатками серой шерсти – сейчас единственная, завернутая в газету, улика против тех, для кого убийство бродячих животных, вероятно, обычное дело. Чуть позже дротик возьмут на исследование судмедэксперты. Чтобы точно сказать, яд там внутри или нет?

Под столом в этой квартире в Тракторозаводском районе сейчас прячется черная собака и ее безногий щенок. Лапу, которую пришлось отнять, ему повредили чем-то ловцы из ветприемника. А его матери досталось из ружья, рассказывают хозяева животных:

"Ей дротик попал через нос и вышел, поэтому отравы было мало, она четыре дня полежала, ничего не ела, мы ее бульоном отпаивали А в полицию не обращались. Ну, смысл обращаться, если их стреляют и на каждом шагу такое происходит?"

Тем временем, и в других челябинских дворах – еще несколько вопиющих случаев: в бродячих животных также стреляют дротиками из ружья, не стесняясь прохожих. На видео – собака, которая погибла буквально за считанные минуты после встречи с мужчинами, похожими на работников Горэкоцентра. Другие кадры сняла беременная женщина, которая вышла прогуляться возле детского сада и подышать свежим воздухом. Правда променад, судя по видео, испортил мужчина в камуфляже и с ружьем. Не обращая внимания на даму, он стреляет в местную собаку, раненое животное убегает, а живодер спокойно садится в автомобиль и уезжает.

"Мы написали объяснение у участкового и все. А потом его случайно встретили, участкового, и я спросила: "как там наше дело?". Она сказала: "ничего, они сказали, что это не они", – вспоминает зоозащитник Татьяна Гусева

Почему участковый предпочел поверить живодерам на слово – не понятно. Номер автомобиля зафиксирован на видео. И, кстати, совпадает с номером той машины, которую наша съемочная группа не раз видела во время слежки за ветприемником. У зоозащитников уже сложилось ощущение, что правоохранительным органам не до "кошечек". Но они продолжают писать заявления.

В центральном отделе полиции Челябинска в возбуждении уголовного дела против "кошковода" отказывают. Судя по объяснениям живодера, "кошка через ткань мешка вцепилась ему в руку. От боли дернулась рука, и мешок скользнул по стене дома".
Между тем, пользователи интернета обсуждают похожий инцидент, который случился примерно в то же время в Тульской области. Во время сноса цыганского городка один из мужчин с размаху швыряет котенка о стену дома. Это видят и дети, и правоохранители. Живодера повязали и завели на него уголовное дело за жестокое обращение с животными. В комментариях к видео многие не сдерживают эмоций и призывают к суровому наказанию.

В Челябинске действуют те же законы, много похожих инцидентов и обращений, но почему-то они очень редко заканчиваются возбуждением уголовного дела. Скорее всего, потому, предполагают юристы, что не хватает неопровержимых доказательств.

"Вполне реально и уголовное дело завести, и посадить это лицо. Просто этого не делается, нет нормальной доказательной базы и на любое заявление о возбуждении уголовного дела будет ответ о том, что нет состава преступления, допустим нет умысла", – объясняет юрист.

Железное доказательство того, что Горэкоцентр работает не по правилам, нам дают судмедэксперты. Они закончили исследование дротика, погубившего кота на Комсомольском проспекте.:

- В содержимом представленного дротика обнаружен сукцаметоний, который является действующим веществом препарата "Дитилин" и других.

- Но это не снотворное?

Нет, это не снотворное.
 - То есть животное убить можно?

- Да, это от дозы зависит.

Дитилин или адилин – вещество, которое иногда применяют при операциях. Когда под наркозом нужно расслабить мышцы, а за человека дышит аппарат искусственной вентиляции легких. У собак и кошек дыхательная система расслабляется до такой степени, что они просто не могут вдохнуть воздух, объясняют ветеринары.

 "Происходит блокировка дыхания, острая асфиксия, животное просто не может делать дыхательных движений, но при этом уровень сознания какой-то остается, смерть конечно наступает, но она мучительная", – говорит ветеринарный врач Вячеслав Глушков.

Дитилин, Адилин и им подробные препараты уже запрещены во всех цивилизованных странах и в половине городов России. В том числе и в Миассе., где зоозащитники добились этого через суд.

"Это список А: во- первых, это приравнено к наркотикам, если они работают с таким препаратом, значит у них должна быть лицензия, которая будет контролироваться наркоконтролем, но думаю, что никто им на эти препараты лицензию не давал, а обездвиживать – это те же самые наркозы, которые мы применяем при операциях. Они очень дорогие, тем более это все поступает из Европы", – заявляет ветеринарный врач Карен Даллакян.

В клинике в самом разгаре идет стерилизация кошки. Сейчас она ничего не чувствует но через пару часов уже придет в себя. Примерно такое же снотворное-наркоз должны использовать при отлове и живодеры.
Судя по информации с сайта госзакупок, на 2016 год челябинский ветприемник получил почти семь с половиной миллионов рублей. Вот только пошли ли все деньги в дело или часть осела в чьих-то карманах?

Кстати, среди зоозащитников ходят слухи, что один из тех, кто причастен к живодерне, за первый год ее работы вроде как купил себе квартиру. Экономят, считают они, в первую очередь, на препаратах. Вводить животных в сон – дорого, а яд стоит копейки. Кроме того, убитую собаку не нужно кормить три дня – тоже экономия. А в журнал вполне можно записать, что все были живы: все равно, по мнению зоозащиты, никто не сможет ничего проверить. Когда есть возможность бесконтрольно тратить бюджетные деньги, кто же откажется? Вот и в истории с убитыми кошками по телефону Ветприемника женщинам сказали: из вашего двора, согласно журналу, привезли десяток живых и здоровых, можете забирать.

На их засекреченную территорию журналистов не пускают, но камера ловит звук. Слышно, что требуют паспорта с фотографиями на всех животных. А дротиками, говорят, вообще не пользуются.

Из ворот зоозащитница выходит едва сдерживая слезы: "Ни одной кошки нашей нет, там котятки только и дымчатая одна есть похожая, но не наша".

По всей стране люди протестуют против того, что они называют "зоофашизмом". В интернете уже десятки петиций из Челябинска, Крыма, Самары, Воронежа за закрытие ветприемников и упразднения живодеров. Знающим людям понятно: отстрелом проблему бродячих животных никогда не решить. Тогда почему чиновники настойчиво продолжают выделять бюджетные деньги именно на это?

На такой, видимо щекотливый, вопрос работники челябинского управления экологии согласились ответить нам только письменно.

Суть такова: стерилизовать собак и строить для них муниципальный приют дорого, особенно при дефицитном городском бюджете.

Зоозащитник: "Это не так уж и дорого, учитывая, что наше население вполне развитого города-миллионника уже давным-давно к этому готово и большинство этой работы мы проводим сами – волонтеры. Им просто нужно нам не мешать и содействовать – и тогда эта проблема уже была бы намного мягче или вообще решена в городе".

Закон, стерилизация и налоги для тех, кто хочет, чтобы их животные продолжали свой род – вот три кита, на которых держится западная борьба с бродячими собаками и кошками. Причем, вполне успешно. Здесь, конечно, в некоторых приютах безнадзорных тоже усыпляют, но гуманно. По крайней мере, не отстреливают ядовитыми дротиками на улицах. И придерживаются принципа: животные не виноваты, виноваты люди.

"В Румынии во всех крупных городах, при всей бедности страны, появляется бродячая собака – и специальные службы ее отлавливают. Но ее увозят не на живодерню, как у нас, а в специальную клинику, уничтожают насекомых, приводят ее в полный порядок, кастрируют-стерилизуют и на ушко надевают специальный жетончик. И когда ты видишь на улице такую собаку, ты точно знаешь, что ты хоть с годовалым малышом идешь, она никогда не бросится", – отмечает доктор филологических наук Марина Загидуллина

Впрочем, приживется ли когда-нибудь в России программа гуманного регулирования бродяжек, сказать сложно. По мнению некоторых экспертов, если на нее выделят деньги, без воровства и экономии и здесь не обойдется.

"Под это дело же можно столько всяких гуманных "соплей" развести и выбить бюджет уже нормальный. Потому что отстрел собак – это такая штука маргинальная, а тут, если мы все так благородненько сделаем – их надо будет ловить, кастрировать и чипировать, там я думаю можно другие деньги выбить", – уверен блогер, писатель Максим Бодягин.

О деньгах и животных сегодня говорят и в областной прокуратуре. Зоозащитники принесли сюда фотографии убитого на Комсомольском проспекте кота. Заявление против живодеров дополнили судмедэкспертизой и другими документами. Еще один аргумент – сам дротик. Это совсем не то, что применяют, когда стреляют снотворным. Он похож на гарпун, и вытащить его без операции невозможно.

"Мы проверим ваши доводы и вам письменно сообщим, насколько обоснованно и в рамках закона они действовали", – подчеркнул прокурор отдела по рассмотрению обращений граждан прокуратуры Челябинской области Евгений Крутяков.

Если следователи все-таки распутают этот клубок из денег, животных, крови и бизнеса, не исключено что все это выльется не в одно уголовное дело. Сами же зоозащитники уже давно вынесли свой приговор тем, кто ездит на фургонах "Горэкоцентра" – они не просто убийцы. Но и те, кто совершает преступление против всего населения. По мнению зоологов, нельзя убирать из города животных, которые веками жили рядом с людьми. На их место придут другие, более опасные, из леса. И, возможно принесут с собой смертельные болезни. Ведь вымерла же когда-то половина Европы, потому, что вместе с ведьмами сжигали и кошек. В результате расплодились крысы и началась эпидемия чумы.
Источник: cheltv.ru