«Картина отпечатана у меня в голове»: слепой художник с Южного Урала создаёт абстракции о любви и жизни
79-летний Евгений Костылев из Еткуля создаёт картины-аппликации о любви, семье и философии жизни. Каждая тема зашифрована в символах, которые автор сначала словно пазл складывает в голове, а потом переносит на полотно. За 40 лет он сделал больше 100 таких картин, причём часть из них — вслепую.
Дело в том, что три года назад пенсионер полностью потерял зрение, но заниматься искусством не перестал. У Евгения Григорьевича нулевое зрение, но он с лёгкостью может отыскать в мастерской любую свою картину и рассказывать о ней часами. Говорит, что рисовать любил с детства.
Семья его родом из Ленинграда, переехала в Челябинск во время войны. Любовь к искусству привил отец, который сам делал детям игрушки и часто рассказывал про Малевича.
— Я с раннего возраста делал копии портретов, был великолепным судомоделистом. Но всё это было только моим хобби. По образованию я техник-технолог, работал на станкостроительном заводе. И хоть в искусстве я не профессионал, но знаю, наверно, больше, чем любой академик, — смеётся Евгений Николаевич. — У меня по искусству книг великое множество. И раньше я не пропускал ни одной выставки в музее.
Последние три года полностью потерявшему зрение художнику помогает супруга. Вера Сулеймановна вырезает фигуры и наклеивает их на полотно.
— В 1975 году была авария на котельной, где я работал. Я тянул цепь, которая золу удаляла из-под котлов, и надорвался. Сетчатка одного глаза отекла. Пошли проблемы со зрением. А сейчас оно вообще нулевое, — рассказывает мастер. — И получается, что в голове у меня складываются картины, а воплощает их в жизнь Вера Сулеймановна. Я ей говорю, каких размеров вырезать фигуры, как их клеить, как делать разметку.
Супруги вместе больше 50 лет. Но, как замечает с улыбкой Евгений Григорьевич, в этом вопросе понимания с полуслова они пока не достигли.
— Иногда ругаемся до потери сознания. Разойдёмся по разным комнатам, а потом она подходит: «Ну ладно, давай дальше клеить». Как она меня бросит, — рассуждает шутя пенсионер. — Вместе мы уже сделали 10 картин. Работа над каждой — не меньше недели. А замысел я могу вынашивать вообще год.
— Я сделал то, чего нет во всём мире — сам придумал символы, этими символами я изобразил всё, что хотел. И можно изображать ещё много и много, — говорит Евгений Григорьевич. — Эти символы могут быть ключом к расшифровке картин других художников.
Источник: https://chelyabinsk.74.ru/text/gorod/416442038403072.html?video=1#video