Как киевлянин на Урале Гитлеру подарок "сварил"

🌟 К 75-летию Великой Победы! Герои-южноуральцы! 📕«Как киевлянин на Урале Гитлеру подарок "сварил"» - рассказ из книги Р. Грибанова «Боги войны»

Как киевлянин на Урале Гитлеру подарок "сварил"

🔰 Во время войны в Челябинскую область было эвакуировано более 300 промышленных предприятий и почти 360 тысяч человек. Здесь был создан настоящий промышленный щит России. Особенную роль играли переехавшие на Урал парни из Украины. Квалифицированные рабочие из Харькова, Мариуполя, Днепродзержинска влились в трудовые коллективы предприятий Челябинска и Магнитогорска и показали классный темп работы. Имена харьковчанина Егора Агаркова и днепродзержинца Болеслава Буйвида навечно вписаны в скрижали трудовой славы ЧТЗ и ММК. Нашли себя на Урале и продемонстрировали свои лучшие качества украинские инженеры и конструкторы Владимир Ниценко («Станкомаш») и Иван Трашутин (ЧТЗ). Но особенно круто блеснул на Урале киевлянин Евгений Патон.

🎖Уже первые строки биографии этого человека впечатляют. Евгений Патон родился в Ницце, его отец служил русским консулом во Франции, а дед, генерал от инфантерии, был сенатором Российской империи. Крёстными маленького Жени были представители императорского дома Романовых – великий князь Вячеслав Константинович и княгиня Александра Иосифовна. По семейному преданию род Patton перебрался из Голландии в Россию при Петре І – строить корабли. Поэтому Евгений с детства знал: его главная по жизни задача – служить Отечеству.

🌉 Патон многое делал для своей страны – строил мосты, основал институт электросварки, Евгений Оскарович впервые в мире разработал комплексную программу развития сварочного производства. Но генеральная проверка продолжателю дел знатного дворянского рода случилась в 1941 году, когда на страну обрушилась главная беда – война с фашистской Германией. И реализовать свои уникальные идеи главному электросварщику СССР помогли мастера из уральского города Челябинск.

Немецкие армады наступали лихо и воевали умело. Русская армия несла потери не только в людях, но и в технике. К началу войны СССР имел 22 600 танков, но уже в 41-м около 20 тысяч бронемашин остались чадящими кострами на полях сражений. И когда гитлеровцы набросились на Сталинград, на участке грядущего германского наступления соотношение в количестве танков было 1:10 в пользу немцев. Вся надежда была на Челябинск, где на базе местного тракторного завода заработали эвакуированные производства из Ленинграда и Харькова. Танков нужно было много! А значит, и делать их придётся по-новому, гораздо быстрее, чем в мирное время. Но как этого добиться, если специалисты-мужчины ушли на фронт, а их места в цехах заняли женщины и дети? На помощь пришёл Патон.

❗ Евгений Оскарович разрабатывает принципиально новый способ сварки специальных сталей и в принципе создаёт новый класс сварных конструкций. Придуманная Патоном уникальная для того времени технология автоматической сварки специальных сталей позволила значительно увеличить выпуск танков Т-34. Его автоматы скоростной сварки (АСС) снизили уровень трудоёмкости в изготовлении корпуса танка Т-34 в восемь раз. Главный эффект при работе на АСС – автоматы Патона не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших физических усилий, поэтому автосварщиками могли трудиться подростки и женщины-разнорабочие.

Это была революция в промышленности. Если сварщик раньше варил пять метров шва в час, то с новой установкой – 30 метров. Сварочные автоматы Евгения Оскаровича получили название «патоны», они работали безотказно, и пробить снарядом сваренную с помощью АСС броню можно было только с близкого расстояния. В Челябинске а испытательный «расстрел» выкатили на танкодром «тридцатьчетвёрку» со сшитым новым методом корпусом – 12 попаданий подряд прямой наводкой в швы автоматической сварки не нанесли сварному танку ни малейшего ущерба. Патон вам, фрицы!

📖 Евгений Патон щедро делился своим опытом и научными идеями с южно-уральскими коллегами, он не только был постоянным консультантом по внедрению автоматической сварки на ЧТЗ, но и входил в состав Дома учёных Челябинска. Инновационный метод челябинцев и Патона стал объектом изучения для промышленников всего мира, ещё бы, ведь после внедрения «патонов» производительность труда возросла в пять раз, а потребность в рабочей силе уменьшилась на 84%.

Длина швов, сваренных в Танкограде автоматами Евгения Патона за время войны и вытянутых в линию, составила бы шесть тысяч километров. Это как раз расстояние от Челябинска до Берлина и обратно. #74