,27 февраля 2020 в 16:37 vk.com

🌟 К 75-летию Великой Победы!

📕«Техническая интеллигенция Челябинска против Адольфа Гитлера» - рассказ из книги Р. Грибанова «Боги войны»

🌟 К 75-летию Великой Победы!

Последнюю пару лет войны бесноватый фюрер Германии Адольф Гитлер грезил созданием wunderwaffe – «чудо-оружия», с помощью которого фашисты смогли бы одолеть наступающие русские войска. А главные конструкторы и инженеры в уральском Танкограде - Челябинске не грезили, они это чудо-оружие делали, далеко опередив европейскую техническую мысль. Здесь была сконцентрирована советская техническая интеллигенция – лучшие в СССР главные конструкторы, инженеры, начальники цехов. Они в Челябинске образовали удивительный по концентрации талантов плавильный котёл знаний, из которого выплеснулась такая сила, с которой не смогла совладать вся работавшая на Гитлера Европа. На Южном Урале общую промышленную победу над Европой творили инженерные гении из разных регионов: ленинградец Жозеф Котин, челябинец Владимир Гусаров, киевлянин Евгений Патон и харьковчанин Иван Трашутин. Удивительные по уровню производственной фантазии чертежи и идеи выходили из-под рук конструкторов – Николая Духова, Михаила Балжи, Николая Шашмурина.

🏭 О том, что танки делались в Челябинске не только на ЧТЗ, но и на заводе «Станкомаш», мир узнал лишь в конце ХХ века, когда с этого предприятия сняли гриф секретности. Тогда на важном для военно-промышленного комплекса страны завода смогли во всеуслышание доложить: «Мы были частью большого Танкограда!». Именно здесь в годы войны располагался бронекорпусный завод № 200. Главным инженером которого служил Владимир Ниценко.

Это была непростая задача – разместить на заводской территории сразу 23 (!) эвакуированных предприятия из Москвы, Ленинграда, Харькова, Донецка, Мариуполя и превратить их в единый рабочий механизм по производству танков. За один только месяц население Ленинского района Челябинска удваивается – людей размещают в помещениях Дворца культуры, в школах, в совершенно не оборудованных для жилья складских помещениях и даже в отцепленных железнодорожных вагонах. И это, считай, повезло, остальным пришлось рыть для жилья ямы в земле и там ночевать. А получив такой мощнейший приток рабочей силы, челябинский «Станкомаш» разделился на танковый завод (№ 200) и завод снарядов (№ 78).

🔰 Для корпусов танков и самоходок нужна собственная броневая сталь. И под руководством Владимира Ниценко на заводе строятся две мартеновские и четыре электрические печи, обеспечившие увеличение выплавки стали на 45 процентов. «Это невозможно!» – воскликнули в ставке Гитлера. «С таким инженером возможно», – ответил коллектив завода № 200. Но генеральное испытание Ниценко ждёт впереди, главному инженеру ставят главную задачу – для налаживания танкового производства нужно смонтировать пресс мощностью в три тысячи тонн. В мирное время процесс его установки занял бы три месяца. Ниценко просит для взявшейся за выполнение невыполнимой работы бригады дополнительный продуктовый паёк и... обещание от начальства ни во что не вмешиваться. Парни уложились за 17 дней! Причём окончательный монтаж суперпресса проходил в абсолютной тишине: у рабочих уже не было сил на разговоры, а начальство, сжав кулаки, прикусив языки и скрутив нервы, выполняло обещание молчать и не вмешиваться. Сделали!

💫 Конструкторская мысль у Владимира Ниценко и возглавляемого им коллектива инженеров не останавливалась ни на минуту. Русский Т-34 потому и внушал ужас врагам, что его узлы постоянно совершенствовались. В сентябре 1942-го на заводе № 200 вступает в строй цех крупного стального литья, построенный исключительно для производства башен Т-34. Суть в том, что бронестойкость литых башен была гораздо выше сварных – здесь не было швов, являющихся слабым местом конструкции. Задумка Ниценко и её исполнение челябинцами оценили на ура танкисты, с такой мощной защитой проще было крушить врага. А Ниценко с товарищами уже внедрял идею комбинированной броневой защиты танка, состоящей из литых броневых деталей и деталей из катаной брони, соединённых между собой сваркой.

Именно по этому «принципу Ниценко» на заводе № 200 выстроится производство нового семейства танков серии ИС и тяжёлых самоходных артиллерийских установок на его основе. Это было самое настоящее «оружие Победы», не знавшее себе равных на поле боя и откованное челябинскими мастерами. А Владимир Ниценко за вклад во внедрение новой техники, механизацию и автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов был награждён орденом Ленина. Но не меньшую ценность для инженера по призванию имело и наличие множества авторских свидетельств на изобретения, полученных Владимиром Сергеевичем за годы войны. #74