Юрий Выскубенко: У зрителя должно оставаться послевкусие от каждого спектакля
В Челябинском театре оперы и балета им. М.И. Глинки приступил к работе новый помощник главного балетмейстера Юрий Выскубенко. Он прибыл из Москвы на Южный Урал к премьере балета «Ида» («Жизнь и страсть Иды Рубинштейн») и сразу влился в трудовые будни театра.
По словам самого балетмейстера, на сегодняшний день его главная задача - обеспечить качественный балетный репертуар в Челябинске на время отъезда значительной части труппы в европейское гастрольное турне.
В этом году, несмотря на большие гастроли, город не останется без балета. В афише спектакли с участием балета идут едва ли не через день.
«Сейчас я знакомлюсь с репертуаром, который идет в театре. Посмотрел уже большую часть спектаклей, многое нравится. Такие балеты, как «Баядерка», «Лебединое озеро», «Анюта», «Эсмеральда», «Щелкунчик», - настоящее украшение репертуара театра» - рассказал Юрий Выскубенко агентству Mega-U.ru.
И хотя, по его мнению, труппа в театре достаточно сильная, «работать есть над чем». Поэтому, в первую очередь, балетмейстер решил направить свои усилия на «оттачивание мастерства» солистов и танцовщиков кордебалета.
Для этого он использует все свое мастерство и незаурядный опыт.
До приезда в Челябинск Юрий Сергеевич работал арт-директором одного из крупнейших в мире международных гала-концертов «Kremlin Gala. Звезды балета XXI века». В рамках масштабного проекта ему приходилось сотрудничать с российскими и зарубежными звездами мирового уровня – Дианой Вишневой, Светланой Лунькиной, Натальей Осиповой, Иваном Васильевым, Фарухом Рузиматовым и многими другими. А также с выдающимися хореографами и передовыми балетными труппами мира.
Сегодня он просматривает репетиции и проводит мастер-классы для челябинских артистов балета.
«Я считаю, что нужно не просто сохранить, но и улучшить качество наших постановок. Работа не простая, приходится обучать молодежь и ставить их в новые партии, так как многие артисты на гастролях. Спасибо педагогам, они проводят большую кропотливую работу», - рассказывает Юрий Сергеевич.
По его оценкам, работать с челябинскими артистами интересно, во многих он видит большой потенциал и, как строгий учитель, считает, что они «могут работать еще лучше».
«Для этого нужно повысить эффективность, направить работу артистов в правильное русло, чтобы каждая потраченная в классе или на репетиции минута была проведена с пользой. Тогда будет рост», - говорит Юрий Выскубенко.
На своих мастер-классах он, как выпускник московской школы балета при Большом театре, уделяет большое внимание основам классического танца – чистоте исполнения, отточенности линий, выворотности, апломбу и так далее.
При этом балетмейстер обращает особое внимание на выразительность исполнения, говоря о том, что само по себе движение без внутренней одухотворенности не так интересно. Это уже спорт, а не искусство, хотя в гимнастике и фигурном катании в последнее время огромное внимание уделяется именно выразительности.
«Я считаю, что зритель, приходя на балет, хочет видеть каких-то необыкновенных людей, возвышенных существ на сцене.
Классический балет есть замок красоты,
чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
пиликающей ямой оркестровой
отделены. И задраны мосты (Иосиф Бродский)
Поэтому каждый артист должен понимать, что на сцене нужно полностью отдавать себя спектаклю, нужно излучать энергию, рождающуюся от воодушевления. И тогда можно затронуть у зрителей самые глубокие, сокровенные чувства, впечатлить их, чтобы после спектакля у зрителей оставалось послевкусие, и они думали о том, что увидели, пережили. Тогда люди будут вновь и вновь приходить на наши спектакли», - уверен балетмейстер.
Отметим, что Юрий Сергеевич имел вполне успешную карьеру танцовщика. Он не раз принимал участие в различных конкурсах, обладает Золотой медалью Международного конкурса артистов балета «Cita di Rieti» (Италия), Золотой медалью Всероссийского конкурса хореографов в Краснодаре.
Видел его и челябинский зритель на фестивале «В честь Екатерины Максимовой».
Среди последних достижений Юрия Выскубенко можно отметить специальные премии за лучшую современную хореографию балетного конкурса Юрия Григоровича, «Молодой балет мира» в Сочи.
Однако после получения диплома хореографа в 2007 году он постепенно сменил амплуа, правда, не отказавшись от участия в конкурсах. Только теперь выступает в роли хореографа-постановщика и педагога для своего сына Дмитрия, выпускника московской академии при Большом театре. Дмитрий в свои 18 лет - обладатель пяти Золотых медалей международных конкурсов.
«Дмитрий - выдающийся, перспективный молодой танцовщик. Я хотел бы, чтобы в ближайшее время он смог станцевать на сцене Челябинского театра. Уверен, это будет приятный подарок для зрителей», - говорит балетмейстер.
В конце нашей беседы Юрий Сергеевич пожелал жителям Челябинска новых, позитивных и незабываемых впечатлений от встреч с искусством и от посещения театра оперы и балета имени М.И. Глинки.
«Я, в свою очередь, приложу максимум усилий для того, чтобы зрители получили то, за чем они пришли в театр», - пообещал балетмейстер.
Фото Дмитрия Курицына.