,4 декабря 2018 в 12:15

«Феерия порнографии»: челябинцам презентовали новый облик города. Но он им не понравился

В Челябинске состоялась публичная презентация концепции архитектурного облика центра города, которую разрабатывали местные и московские специалисты под руководством союза архитекторов России. Предполагается, что значительная часть концепции будет реализована к 2020 году, когда на Южном Урале пройдут саммиты ШОС и БРИКС.

«Феерия порнографии»: челябинцам презентовали новый облик города. Но он им не понравился

 

 

Однако практически сразу же авторы концепции оговорились, что она касается не архитектуры, а благоустройства. Но это может стать первым шагом на пути Челябинска к воскрешению.

— Задача невероятно сложная и в то же время простая, — до начала мероприятия поделился с журналистами председатель Союза архитекторов России Николай Шумаков. — Нужно сделать операцию, чтобы город зажил иной жизнью. Город должен повернуться к человеку. Челябинск — человеческий город. Вроде простая операция… По опыту Москвы, Казани, Сочи и Екатеринбурга скажу: это все реально сделать, всего-навсего поработав на уровне взгляда человека. Мы пока говорим о благоустройстве. Хотя проблем много.

Если поднять глаза, там еще страшнее. Но, сделав первый шаг, пойдем еще дальше. Надо почистить город, каленой метлой пройтись. Освободить от лишних наслоений, а следующих шаг — на этом месте сделать то, что должно быть в цивилизованном Челябинске. 

В областном центре уже года три только и разговоров, что о благоустройстве, гостевых маршрутах, дизайн-коде и информационном шуме. Но, видимо, дальше разговоров дело не идет, раз председатель Союза архитекторов описывает Челябинск, не выбирая выражений.

— Сейчас в Челябинске настолько много всего лишнего… — говорит Николай Шумаков, — как в Индии, где нет мусорок и все валится под ноги. А здесь это произошло с перестройки, когда появилась иллюзия, что все можно, что это демократия. Иллюзия, что мы можем общий фасад города испортить своим остеклением балконов, расширением, кондиционерами.

А нижние этажи — это просто феерия порнографии! То, что произошло на первых этажах города, — невыносимо. Сарайчики, переходящие в торговые ряды, киоски, закоулки — целая неосознанная жизнь.Это не просто на панельных домах, а на сталинской шикарной архитектуре. Это все надо убирать подчистую. Газоны — плохие, тротуары — плохие, проезжая часть — плохая. Что вы сделали с пешеходом? Вы ему пространства не составили для жизни — одни машины. 

Но на один из двух главных вопросов — когда и на какие деньги все делать, архитектор ответил весьма расплывчато.

— Это все зависит от заказчика. Какова их воля будет, — сказал Николай Шумаков. — Деньги — понятно, но тут надо для себя определить. 2020 год намечен, но до него всю программу не успеть. Однако первоочередные работы надо сделать.

После этого всех позвали в зал, где Николай Шумаков повторил свою речь, правда, уже без едких фраз. Но задеть публику он все же смог.

— Это Челябинск — поэтому не работает, — сказал архитектор, принимая микрофон, но поймав на себе неодобрительный взгляд губернатора Бориса Дубровского, поспешил исправиться. — Это простой солдатский юмор, вы же понимаете. 

Но тон дискуссии уже был задан, и бессознательную обратную реакцию общественности архитектору было не остановить. Первый же вопрос из зала превратил презентацию в мини-митинг.

— У нас все классно проектируется, но, к сожалению, от проекта до финиша очень большие проблемы случаются, — сказал активист из микрорайона Парковый-2 Роман Никитин. — Господин губернатор не смог решить нашу проблему, господин Репринцев (руководитель комитета архитектуры и градостроительства администрации Челябинска. — Прим. ред.) не смог. Вот они передо мной все сидят. Тефтелев (теперь уже экс-мэр. — Прим. ред.) не смог. Минстрой, архитектура, все закрыли глаза. Кто должен контролировать ваш проект и как жители могут повлиять? Я пытаюсь повлиять, но меня не слышат. Господин Дубровский отказался с нами встречаться, отправил к Шалю, прокуратура отписки дает.  

Выступающий не стал объяснять суть своей проблемы, но речь шла о конфликте между жителями микрорайона Парковый-2 и застройщиком, который из-за изменившихся градостроительных норм решил добавить в существующий проект еще несколько высоток на месте детских площадок, что крайне возмутило уже живущих в районе людей. 

— Я, как пытался, понял ваш вопрос, — ответил Николай Шумаков. — Вектор вашего вопроса понятен, но давайте обойдемся без агрессии. У вас дикая агрессия. Вы архитектор? Откуда вы знаете, что в проекте хорошо, а на деле плохо. Вы можете сесть. Все регламенты прописаны. Это вам кажется, что ничего нет, но все выполняется. Есть функция у заказчика, проектировщика, Ростехнадзор. В Челябинске это тоже работает. Мы говорим о конкретной работе. Все прописано и будет в соответствии с регламентом. 

После этого завязалась перепалка, которую пришлось остановить губернатору.

— Сейчас интервью не у Дубровского, скажите людям — регламент, — обратился он к модератору. — Задавайте вопросы спикеру.

Но беседу с председателем Союза архитекторов России решили свернуть. И на сцену вышел один из проектировщиков — Алексей Бутусов, который рассказал собственно о благоустройстве. Предлагается радикально пересмотреть почти 300 гектаров городского пространства. Это улицы в центре города и несколько общественных мест. Предполагается три типа благоустройства: на центральных — подороже, на задних улицах — попроще. Такого уровня в Челябинске пока нет нигде: вместо асфальта и плитки — гранит, освещение без проводов, подсветка зданий, озеленение, новые архитектурные формы. Но и к этому у горожан появились претензии.

— Мне не понравился перекресток улиц Карла Маркса и Кирова, вы предлагаете там поставить амфитеатр, но это бессмысленная идея, вы закрываете исторические здания, — сказал руководитель проекта «Архистраж» Юрий Латышев. — У Кировки нет концепции, просто набор картинок. В городе мало исторических зданий, большинство сконцентрированы именно на Кировке, а концепции там нет. И еще одно место — памятник Курчатову, вы планируете там площадки. А там до сих пор стоит скейт-парк, который должны убрать.

На это архитектор ответил, что рядом с историческими зданиями, наоборот, запланировано самое лаконичное благоустройство, чтобы подчеркнуть прелесть старины.

— По поводу амфитеатра — это спорный вопрос, — сказал Алексей Бутусов. — Это пока концепция, все можно пересмотреть. Но сейчас там блошиный рынок, который также закрывает эти здания. Мы предлагаем лучший вариант, потому что у нас уклон идет от улицы. 

Затем о преобразованиях в транспортной сфере рассказала Дарья Распопова, которая участвовала в проектировании дорожной составляющей московской программы «Моя улица».

— Мы опирались на пять принципов: пытались упорядочить улицы за счет изменения геометрии и организации парковочного пространства, сместить баланс в пользу незащищенных групп пользователей — пешеходов и велосипедистов — и отдать приоритет общественному транспорту. Нужно понимать, что места для всех машин определенно не хватит, это объективно, — сказала эксперт. — Например, мы предлагаем на перекрестках Энгельса с Коммуны и Сони Кривой изменить геометрию и сделать островки безопасности, которые успокаивают движение и делают безопасными переходы. 

Представленные слайды сразу же смутили присутствовавших в зале автомобилистов. В городе и так есть проблемы с парковками, а их предложено сократить. Одно из новшеств — внедрить в городе параллельную парковку. Сейчас мест, где знаки предписывают парковаться именно так, немного, да и традиции подобной парковки в Челябинске нет.

— Работая над упорядочением парковочного пространства, мы увидели, что есть три типа парковок: легальная, нелегальная и промежуточная, где не всегда понятно, можно ли парковаться, — говорит Дарья Расповова. — Мы думали, что количество легальных машиномест в результате нашей работы уменьшится, но в итоге получилось так, что на некоторых улицах оно увеличится. 

Челябинский эксперт по транспорту Яков Гуревич сказал, что по сути городу предложено вернуться к тому, что было до «дорожной революции», в которую вложено 20 млрд рублей. — Челябинск оказался единственным городом в мире с уничтоженной ливневой канализацией, ее нет. Был уничтожен общественных транспорт, Челябинск — столица ржавых ПАЗиков, — говорит Гуревич. — Выделенные полосы, которые вы показываете, у нас их невозможно организовать, потому что построена такая транспортная система, что мы не можем ржавые пазики пропустить по выделенным полосам, а обновлять подвижной состав никто не планирует. Достижения последнего месяца — аренда старых автобусов, и сегодня объявлен конкурс на покупку ржавых трамваев. У нас несколько десятков миллиардов планируется выделить на стройку к саммитам ШОС и БРИКС, сколько-то на благоустройство центральной части, а балансовая стоимость общественного транспорта в Челябинске — 0 рублей. 

После этих слов зал взорвался овациями. Затем на сцену вышел руководитель движения «Челябинский урбанист» Лев Владов, который выполнял полевые исследования для разработки транспортной составляющей концепции. Он попенял горожанам за агрессию в сторону москвичей.

— Это сложная комплексная работа, — сказал активист. — Архитекторы нарисовали много картинок, чтобы показать, что поменяется в городе. Чтобы дать представление. У меня тоже претензия: а покажите мне общую концепцию. Но это очень сложно, и вряд ли кто-то в зале может комплексно ответить на этот вопрос. Я хочу попросить собравшихся горожан быть спокойнее, у меня тоже много вопросов к представителям власти. Но сегодня встреча посвящена именно концепции, и коллеги хотят услышать, что вы думаете об их работе. А у нас в начале был такой балаган, и это не очень этично. Давайте этот вечер посвятим продуктивной работе с архитекторами.  

И сразу же урбанист высказал, как он сам признался, крамольную мысль, что городу нужны пробки. Правда, зачем — никто не понял.

— Чем больше в Челябинске пробок и меньше парковок, тем нам лучше, — сказал Лев Владов. — Потому что однажды мы проснемся и скажем: ребят, хватит ездить на машинах. Мы никогда на них в город не влезем. 30% машин в потоке днем — это люди, которые ищут парковочное место. Выделенные полосы — это первое, что мы должны делать независимо от того, выделяем мы деньги на транспорт или нет. Это поможет общественному транспорту и изменит представление людей о скорости его работы. Согласен, что сейчас транспорт дает скотские условия. Эти ржавые пазики. Я не пользуюсь маршрутками, потому что это унижение. И отстаньте от скейтпарков. Если убрать его от Курчатова, то скейтеры никуда не денутся и будут разрушать гранит именно на памятнике. Не отбирайте у молодежи последнее активное пространство.

Завершить презентацию с мотивирующей речью вышел губернатор Борис Дубровский, который закончил мероприятие полуриторическим вопросом: 

— Будем реализовывать-то?

Но оваций не последовало. Зал устало отозвался: да.  

Как ранее сообщалось, в Челябинске к саммитам ШОС и БРИКС планируется преобразовать центр города. Для этого была разработана концепция архитектурного облика, которая предполагает принципиально новое для города благоустройство центральной части, современные материалы и форматы, а также единообразие в вывесках, указателях, освещении и т. п. Предполагается, что на первом этапе реконструкция коснется десятка улиц в центре Челябинска, а также пространств на Алом поле, у дворца спорта «Юность» и краеведческого музея. Из 300 гектаров площади, попавшей в концепцию до 2020 года, предлагается сделать 88 гектаров. Однако проектные работы еще не начались, объем финансирования и источники власти не называли. 

Источник: Znak. com