«Это не свалка, а центр города»
Почему центр Челябинска превратился в помойку?

О том, что Челябинск находится, мягко говоря, в крайне неухоженном виде, высказывались многие — «залетный» московский блогер Варламов, телеведущий Владимир Соловьев, губернатор Челябинской области Борис Дубровский и огромное число представителей городской общественности. Но, по большому счету, все они ограничивались лишь констатацией факта и общими (пусть и громкими) фразами.
Для проведения нашего расследования мы решили взять прежде всего ту часть территории Челябинска, которую местные краеведы относят к так называемому историческому центру города, а также ряд прилегающих к нему участков. В итоге нами было исследовано пространство, ограниченное Свердловским проспектом, проспектом Ленина, улицей Российской, улицей Труда, автомобильной развязкой возле площади Павших и южной набережной реки Миасс, а также территорией на северном берегу Миасса, что находится за цирком.
Земли за цирком
Первым делом мы осмотрели участок земли, расположенный на набережной реки Миасс, рядом с цирком и торговым комплексом «Набережный». Его основное назначение — «Для проектирования и строительства спортивно-оздоровительного комплекса с аквапарком и гостиницы (первый этап застройки территории), в т. ч. земельный участок площадью 0.35 га на период проектирования оставить за МУП Культурно-торговый комплекс „Набережный“».
На деле территория почти полностью представляет из себя заросший пустырь, посередине которого выделяется примерно 10-метровый холм, видимо не срытый строителями (о том, что они когда-то здесь были, свидетельствует небольшая часть участка, покрытая щебнем).



У самого крупного из остальных участков нет никакого назначения к использованию (занят автостоянкой).
Рядом с ним — участок, предназначенный «для эксплуатации строений и ведения личного подсобного хозяйства». Но хозяйства там нет, если не считать таковым небольшую огороженную автостоянку.
Следующий участок предназначен для «эксплуатации нежилого дома». Дом этот даже есть, но находится в полуразрушенном, аварийном состоянии. Зато еще одна полулегальная парковка работает.

Ещё участок формально имеет целью использования «эксплуатацию индивидуального жилого дома». На деле — мини-мусорка и пустырь.

Квартал ул. Карла Маркса — Российская — Красноармейская — Коммуны (чуть ниже ТК «Радуга»)
Еще один квартал, практически полностью занятый автостоянками разной степени легальности и обустроенности.
Так, со стороны улицы Российской расположен участок, чьё формальное назначение по данным Росреестра — «Для эксплуатации части индивидуального жилого дома, индивидуального жилого дома, строений и ведения личного подсобного хозяйства». На деле — огороженная, но не заасфальтированная парковка.
Но больше всего удивил следующий участок. Формально он выделен для «проектирования, реконструкции и эксплуатации нежилого здания-памятника». В реальности, конечно же, никакого здания и, тем более, здания-памятника нет. А есть лишь забор с замусоренными зарослями внутри, да сваленные рядом бетонные блоки.

Квартал пр. Ленина — Красноармейская — Коммуны — Свободы
Здесь половину квартала занимает печально известный «участок Тартаковского» — территория на месте бывшего здания и двора ткацкой фабрики (перекресток проспекта Ленина и ул. Свободы), из-за которой уже почти десяток лет судятся челябинская мэрия и скандально известный предприниматель Виктор Тартаковский.
Формально этот участок и вовсе предназначен «для эксплуатации территории картинной галереи» (!). На деле там — огромный котлован и недавно продолжившийся процесс строительства (точнее — дальнейшего углубления внутрь земной тверди) непонятно чего.

В этом квартале наше внимание привлек участок рядом с домом культуры Всероссийского общества глухих. По данным карты Росреестра, он предназначен «для размещения офисного здания». На деле же — платная автостоянка.
Квартал ул. Труда — Свободы — Карла Маркса — Красноармейская
Примерно половину территории квартала занимает огороженная забором стройплощадка с въездом с улицы Труда. На момент посещения ее корреспондентами «Челябинского обзора» на территории были две единицы техники и примерно пяток рабочих, однако назвать это активными строительными работами трудно. Большая часть площадки заросла бурьяном и лопухами.

Квартал ул. Труда — Свободы — Карла Маркса — Пушкина
Первым наше внимание привлек еле просматривавшийся из-за зарослей и кустов сгоревший одноэтажный деревянный дом на улице Свободы рядом с улицей Труда. На деле за зарослями скрывался остов дома и окрестности, судя по остаткам огневища и разному хламу, успешно облюбованные бомжами и наркоманами. Формально же, по данным Росреестра это земельный участок предназначен как бы «для эксплуатации нежилого здания».

В этом квартале заметнее всего трехэтажное здание-недострой на перекрестке улиц Пушкина и Труда. Участок под ним рредназначен, по данным Росреестра, «для проектирования и строительства здания магазина-офиса». Но будет ли на деле достроено здание — решительно непонятно.

На углу улиц Советской и Карла Маркса расположен старый деревянный дом с заколоченными ставнями, явно давно не эксплуатирующийся. Рядом с ним — второй, в чуть более удовлетворительном состоянии, с работающими внутри офисами. По данным кадастровой карты Росреестра — это участок предназначен «для эксплуатации нежилых зданий (дом-контора электроучастка с пристроями) и сооружений».

Чуть ниже по улице — участок обозначен «для эксплуатации многоквартирного дома». На деле же — давно сгоревший в пожаре деревянный одноэтажный дом-барак, и облюбованные бомжами заросли на его заднем дворе.

Известно, что в планах властей — преобразование этого пространства в приятный сквер на берегу реки. Что может быть лучше? Но пока этого не случилось.
Участок — объект культурного наследия регионального значения „Чаеразвесочная фабрика Кузнецова, 1898 г.“». Это действительно разрушенное здание бывшей чаеразвесочной фабрики. Оно принадлежит находящемуся в Москве Российскому университету правосудия, и, судя по тому, что никаких реставрационных или восстановительных работ не ведется, так и останется печальным символом разрухи в самом центре Челябинска.
Территория вокруг него относится к производственному комплексу компании «Планар».
Участок находится за забором УВД Центрального района Челябинска, его официальное предназначение — «для строительства административного здания для размещения Челябинской квартирно-эксплуатационной части и правоохранительных органов». И действительно, когда-то здесь должна была быть построена вторая часть комплекса райотдела. Однако вот уже почти 15 лет здесь заброшенный пустырь, заросший бурьяном.


Еще один недострой середины 2000-х. История, схожая с «монолитовской» высоткой: близкий к тогдашнему мэру Челябинска Вячеславу Тарасову предприниматель Артур Никитин собирался возвести здесь очередной торговый комплекс (и формальное предназначение участка — «для проектирования и строительства торгово-административного здания с подземной автопарковкой»). Однако с приходом к власти Михаила Юревича стройка встала, и уже больше десятилетия своим уродливым металлическим каркасом портит вид всей территории вокруг. Правда, на днях появились слухи, что к саммиту ШОС этот ужас переделают в гостиницу. Однако, честно говоря, в это верится слабо.
Квартал ул. Красная — Коммуны — Васенко — Карла Маркса
Участок предназначен «для размещения пристроя к служебно-техническому зданию». На деле — территория так и не построенного когда-то блока к комплексу зданий регионального управления ФСБ. К сожалению, обычный заросший пустырь за забором.
Квартал улиц Труда — Свердловский проспект —пр. Ленина —Красная.
Здесь наше внимание привлекли два участка.
Обычные, не совсем ухоженные зеленые насаждения. Оба участка предназначены «для строительства общественно-делового центра (1 очередь) после разработки и утверждения в установленном порядке документации по планировке территории». И правда, не так давно по поводу возможной стройки проходили весьма скандальные общественные слушания. Однако никаких следов строительства тут не видно.

Территория на набережной Миасса, на которой когда-то, лет 20 назад, размещался «Сад камней» — открытая часть геологического музея. Сейчас это —заброшенные заросли с разрушенным фонтаном. Кадастровая карта Росреестра сообщает, что на этом пространстве — два больших земельных участка с одинаковым предназначением — «для комплексного благоустройства территории с размещением объектов рекреации и объектов общественного назначения».

Выводы у нашего расследования весьма печальны.
Первое. В Челябинске крайне неаккуратно относились и относятся к городскому пространству.
Судите сами — общая площадь отмеченных нами 63 участков — около 220 тысяч квадратных метров, или 22 гектара. Напомним, общая площадь обследованной нами территории — около двух квадратных километров. Если из нее вычесть поверхность реки и площадь улично-дорожной сети, то получится, что примерно каждый пятый-шестой квадратный метр в самом центре Челябинска — либо заброшенные пустыри или заросли, либо в лучшем случае не сильно оборудованные автостоянки. Общая кадастровая стоимость этой земли — более 1,55 миллиарда рублей (и это с учетом более чем «странной» стоимости участков на берегу Миасса рядом с дворцом спорта «Юность»). Другого термина, кроме как «разбазаривание», тут подобрать трудно. И это только два квадратных километра, из 530, которые занимает Челябинск...
Второе. Не спешите винить в этом действующие власти города и области.
Судя по данным Росреестра, подавляющее большинство ныне пустующих участков было роздано не при Евгении Тефтелеве, а при его предшественниках — Вячеславе Тарасове, Михаиле Юревиче и Сергее Давыдове. Впрочем, у нынешней мэрии грехов тоже хватает — неухоженность даже «нормально» используемого городского пространства бросается в глаза не меньше пустырей и бомжатников.
Третье. В ближайшее время никаких изменений не будет.
В большинстве случаев владельцы и арендаторы земель (среди них, как правило — известные в городе бизнесмены, бывшие и действующие депутаты, родственники бывших и действующих чиновников), в свое время «хапнули» участки, и лишь после выяснилось, что они либо слишком невелики, чтобы строить что-то действительно серьезное (ну какая офисная высотка на пяти-шести сотках?), либо наоборот — слишком велики для бизнесменов средней руки. А тут еще и кризис, который вместе с экономическими проблемами «убил» покупательскую способность челябинцев, а вместе с ней — и желание что-то строить.
В то же время глупо ожидать от владельцев заброшенных участков желания избавиться от неиспользуемого владения (даже если оно в аренде). Поведение в стиле «собака на сене» — классическое для нашего бизнеса. А заставить его, даже «именем саммита ШОС» — непросто. С одной стороны, конечно, можно не продлевать договоры аренды. С другой — по законодательству, у действующих арендаторов все-таки есть преимущественные права, оспаривать которые, вероятно, придется через суд. Предстоящий же саммит владельцы угодий, скорее, используют для попыток продажи участков по завышенной цене. Вам (власти) надо этот саммит? Вот и выкупайте! Шантаж? Бизнес.
Очевидно, что в своем сегодняшнем виде центр Челябинска всё больше походит на свалку. Не зря именно такой эпитет применил губернатор региона Борис Дубровский. И с этим надо что-то делать — такое положение дел не просто позорит город, но и влияет на его экономику. Но вот что именно со всем этим делать — пока решительно непонятно. Нужен не просто ориентир в виде саммита, а конкретный, детальный план комплексного, эффективного развития центра Челябинска.
О наличии такого плана власти города и области официально не заявляли. Пока не заявляли?

Источник: ob-zor.ru