Есть такое мнение! «Центр Челябинска уничтожают под знаменем ШОСа» - Юрий Латышев, «Архистраж»
Исторических книг и герба-верблюда мало для того, чтобы люди помнили это. Историю можно прочувствовать только в натуре: увидев дом, в котором жил богатый купец, с расположенными на первом этаже торговыми лавками и магазинами. Центр города должен стать историческим памятником купеческого Челябинска, по которому будут гулять горожане и гости
Челябинск может развиваться только с имиджем купеческого города, а этот образ разрушается вместе с историческим центром. Кто виноват в этом: чиновники, бизнес или законы?
Юрий Латышев, член совета по культурному наследию при госкомитете охраны объектов культурного наследия Челябинской области и координатор группы «АрхиСтраж»:
— Челябинск — это город торговли, купеческий город. В начале XX века здесь жили 40 тыс. человек и работали 400 торговых лавок. Но исторических книг и герба-верблюда мало для того, чтобы люди помнили это. Историю можно прочувствовать только в натуре: увидев дом, в котором жил богатый купец, с расположенными на первом этаже торговыми лавками и магазинами. Центр города должен стать историческим памятником купеческого Челябинска, по которому будут гулять горожане и гости, оставляя, в том числе, и деньги в магазинах и музеях, которых сейчас нет.
Если не будет этих достопримечательностей, мы потеряем свою особенность и естество. Тогда можно переименовывать Челябинск во что угодно, хоть в Тефтелевград. Исторический центр Челябинска — это то, что ограничено рекой Миасс, улицами Васенко, Российской, Карла Маркса. Это 50-70 га, то есть от общей площади города составляет всего 0,2%. Но именно на этот клочок земли стараются влезть застройщики, возвести здесь прямоугольники из стекла и бетона.
Одним из первых ударов по историческому облику старого города стало возведение «Челябинск-Сити». Ситуация, как в сказке про лисичку со скалочкой, когда она сначала просит просто похранить скалочку в доме, а потом сама начинает в нем командовать.
Вот и это ужасное решение с безличной высоткой на Кировке стало прецедентом, после которого застройщики говорят: «Вот же есть одна высотка, значит, подобные строения должны быть доминантами в центре». Но зачем развивать деловую часть города непременно на исторических 0,2% площади города?
Я ничего не имею против высотных офис-центров и жилых комплексов в северо-западной части города: пример тому — «Западный луч», «Манхеттен», Radisson blue, будущий Exe. Они находятся почти в центре города, но при этом не разрушают его исторической части. Там для бизнесменов и офисных сотрудников обустроена особая инфраструктура, в том числе, парковка — так зачем громоздить высотки в историческом центре?
Многое делается под знаменем ШОСа: власти не способны привести в порядок то, что есть, и перекладывают ответственность на застройщиков. Чиновники хватаются за любую соломинку: лишь кто-то захочет что-то построить, они отвечают: «Строй, что угодно! Только заплати деньги за землю!»
В результате даже при строительстве конгресс-холла, который, кстати, эстетически — очень интересное здание, игнорируются предварительные археологические изыскания. Строятся 20-этажки, хотя по генплану возводить что-то выше двух-четырех этажей в историческом центре запрещено. Ради экономии сносится уникальное здание аэропорта, которое давно стало символом города. Другого способа подготовиться к саммитам никто не видит, а ведь ШОС — это несколько дней, разве можно ради них загубить исторический облик Челябинска?
Некоторые считают, что в центре Челябинска лучше построить хоть что, лишь бы не было «этих разрушенных халуп». Но «халупа» переводится со словацкого как «коттедж». И ничего плохого в том, что у нас в центре стоят коттеджи, которым по 100 с лишним лет, совершенно нет. А вот то, что они в разрушенном состоянии — это беда нашего законодательства. Во-первых, дело в том, что собственников объектов культурного наследия практически никак не наказывают за несоблюдение ограничений. А во-вторых, в законе об охране объектов культурного наследия сказано: собственники исторических зданий обязаны вкладывать деньги в его реставрацию, а при сдаче в органы охраны памятников имеют право на получение компенсации. Но с последним кризисом это положение заморозили, заявив, мол, денег нет, держитесь.
А если это здание муниципальное, и на его восстановление у бюджета города или области нет средств, то его можно отдать в частные руки. В такой ситуации заключается договор, по которому частное лицо в течение трех-семи лет обязуется восстановить здание, а потом ему возвращается часть денег. Но из-за кризиса никто не стремится заинтересовать частных инвесторов восстанавливать такие объекты. Получается тупиковая ситуация: сохранить историческое наследие не хотим и не можем, построить что-то стоящее — нет денег, поэтому давайте строить, что получится.
Большинство людей во власти сейчас — это те, кто пришел молчать и подписывать бумажки. А ведь люди, которые отвечают за облик города, должны быть личностями, со своим мнением, готовые смотреть комплексно на проблему.
Закон в России можно поворачивать в нужную сторону, поэтому так важен человеческий фактор. И если руководители не заинтересованы сохранить город, то уже не играют особой роли ни погрешности в законах, ни даже экономическая ситуация.
По своему опыту защиты архитектурного облика могу сказать, что находить компромисс с чиновниками сложнее, чем с бизнесменами, владельцами строительных компаний. Застройщики — это, прежде всего, люди. Да, кто-то категорически не прислушивается к активистам, заявляя: «Да пошел ты подальше. Что ты вообще понимаешь?». Но большинству из них можно объяснить, что не стоит издеваться над обликом города. И если им позволяет финансовая ситуация, идут на компромисс, потому что они более свободны, чем чиновники.
А вот представители власти могут только выполнять формальности и требования начальства, иначе рискуют слететь с должности. И особенно это стало заметно в кризисное время: чиновники очень сильно держатся за свои места, им больше некуда идти.
Конечно, нельзя сказать, что уже все потеряно. Сейчас у Челябинска остался последний шанс сохранить свое лицо. Может быть, стоит серьезно подойти к организации конкурсов на разработку плана благоустройства исторического центра Челябинска? Последние из них почему-то в итоге коснулись чего угодно, только не исторического центра. До сих пор у нас нет никакого целостного проекта, куда ткнут пальцем — там и появится очередная высотка. Важно понять, что через год-два городская и областная власть может смениться. Но беспорядочные высотные стекляшки в центре останутся, и старый купеческий Челябинск, по сути, будет уничтожен.