,14 марта 2020 в 16:45

💬 "Если бы мэром Челябинска был я, то в первый день написал бы заявление об увольнении!" 📝 Интервью с главой Советского района

Медиагруппа «Наш Челябинск» начинает новый творческий проект «Это наш Челябинск», рассказывающий о горожанах, желающих изменить наш город в лучшую сторону. Что они делают для этого? О чём они мечтают и каким результатом довольны?

💬 "Если бы мэром Челябинска был я, то в первый день написал бы заявление об увольнении!" 📝 Интервью с главой Советского района

Рассказ о главах городских районов мы начинаем с главы Советского района Владислава Макарова. 

От звонков друзей меня спасает электронная очередь

- Людям, знавшим вас с 90-х годов, трудно давался переход на «вы», когда ваш социальный статус в обществе изменился и вы стали главой района?

- Не трудно, потому что никто со мной на «вы» вот так вот специально не переходил, никакие личные изменения в карьере для меня не меняют давних человеческих отношений. С кем был на «ты», на «ты» и остался, никаких проблем.

- И давние друзья, узнав, что их старый товарищ Владислав Макаров теперь рулит районом, звонят по давно им известному мобильному телефону: «Привет, старик! Слушай, устрой моего ребёнка в детский садик. Или в элитную школу».

- Во-первых, с устройством в школы и детские сады у нас в районе каких-то особенных проблем нет и моя помощь в этом вопросе вообще не нужна. Во-вторых, существует электронная очередь и вмешаться в этот процесс не в силах ни один чиновник. Она и сделана для того, чтобы исключить возможное кумовство и прочие факторы, которые законодательство рассматривает как коррупционногенные. И механизмы эти отлично работают, избавляя общество от «позвоночного права».

- Открыв дверь вашего кабинета, я сознательно громко произнёс: «Разрешите!», надеясь, что вы, как офицер запаса, оцените моё уставное обращение. Но улыбки на вашем лице не заметил... Забыли своё армейское прошлое? Миритесь, когда посетители говорят: «Можно войти?»

- Вот честно, даже не обратил внимание. Армейское прошлое далеко позади… Хотя и ездил в прошлом году в Санкт-Петербург, отмечал с однокашниками 30 лет выпуска. Я учился в Ленинградском высшем военном училище железнодорожных войск и военных сообщений, теперь это Санкт-петербургский военно-транспортный университет ЖДВ РФ. Серьезный вуз, в мою молодость экзаменационный конкурс составлял около 20 человек на место, а сейчас ещё больше. Недавний министр транспорта России Игорь Левитин заканчивал, кстати, мой факультет. Так что, если я в сегодняшний жизни уставных фраз и не употребляю, все же давно в отставке, но вот с железнодорожниками, а ведь на территории Советского района находится железнодорожный вокзал и многие структуры ЮУЖД, говорю на одном языке, опыт учёбы и службы помогает.

И не только с ними, на недавнем юбилее завода железобетонных шпал, он тоже расположен у нас в районе – в посёлке Фёдоровка, обсудил с его руководством достоинства новых железобетонных шпал и шпал деревянных, пропитанных креозотом. Я, как инженер-путеец со шпалоподбойкой, «лапой» и прочими путейскими инструментами поработал немало. 

У главы района тоже полномочий хватает

- Среди всех прочих глав районов Челябинска вы самый «молодой», на этот пост вас избрали один год и семь месяцев назад. А среди вас есть «дедовщина»? Тот же «курчатовский» глава Сергей Антипов, который в номенклатуре еще с советских времён, не попрекает вас отсутствием опыта? Вы вообще общаетесь, советуетесь друг с другом?

- Никакой «дедовщины» (смеется) и сравнения, кто и сколько у власти в районе, среди нас нет – общаемся предельно дружелюбно. У каждого района, так или иначе, есть своя специфика, уникальность. У Советского, например, пятнадцать поселковых территорий, то есть одна часть района – это самая натуральная деревня, а другая – это центр-центр. Поэтому оптимальную практику руководством приходится искать самому, вряд ли мне поможет опыт Сергея Антипова или Сергея Колесника из Калининского района.

- Как прокомментируете мнение, что «глава района ничего не решает» - вся власть у губернатора?

- Губернатор – это уровень государственного управления субъектом федерации. Понятно, что главный в Челябинской области – это Алексей Леонидович Текслер. Но поверьте, у главы района тоже полномочий хватает. И говорю я так вовсе не из какого-то бахвальства. Просто когда мэр Челябинска Наталья Петровна Котова ставит задачу, она всегда повторяет: «Не задумывайтесь о том, чей это уровень ответственности, просто берите и выполняйте! Всё что происходит в районе, пусть даже это мероприятие федерального уровня, это и ваша головная боль». Такая постановка вопроса исключают даже мысль о «переводе стрелок» и о том, что лезу не в свои дела. Работаем и всё. Естественно, сохраняя разумный баланс во взаимоотношениях с властью областной. Никаких проблем никогда не возникало.

- Ещё бытует мнение, что вся реальная власть у предпринимателей, а районный глава с его крохотным бюджетом ничего поделать не может. Это так?

- Не совсем, хотя роль предприятий, которые находятся на территории района, в деле районного развития, действительно, велика. И снова у Советского здесь своя специфика, в отличие от Ленинского, Металлургического или Калининского районов, у нас больших заводов с большими деньгами не так уж много. Точнее, у нас вообще есть только один большой завод и несколько средних. С точки зрения экологии – это, конечно, плюс, а вот с привлечением финансов промышленников сложнее. Так что власть в районе с представителями бизнеса никто не делит, а только налаживает полезное сотрудничество. Наш большой завод – это находящееся в Новосинеглазово предприятие «Трубодеталь», поменьше – это завод железобетонных шпал в Фёдоровке, НПО «Сплав» на выезде из города. И обращаться к ним напрямую за финансовой помощью мне запрещает закон. Промышленники и так несут серьезную социальную нагрузку, нельзя просить у них еще денег на развитие района. Специалисты «Трубодетали», например, подготовили проект нового стадиона в Новосинеглазово и всю расчетно-сметную документацию. А когда появилась возможность попасть в федеральный проект, у нас весь пакет ПСД уже был готов. И вот он, замечательный стадион, созданный на федеральные деньги, но при непосредственной помощи «Трубодетали».

- Это почему – «один большой завод на весь район»… А как же находящаяся в посёлке Фёдоровка огромная фабрика мясной гастрономии, принадлежащая такой успешной компании, как «Ариант»?

- «Ариантовская» фабрика хоть и находится рядом с Федоровкой, но официально зарегистрирована в Сосновском районе. Так что повезло, увы, не мне (улыбается)…

С Натальей Котовой отмазки не прокатят

- Чем Наталья Котова отличается от Евгения Тефтелева?

- Мне сложно сказать, ведь в должности главы района я с Евгением Николаевичем толком и поработать не успел, меня избрали, и он через пару месяцев ушёл в областные структуры власти. Так что могу выразить только свои ощущения от работы с Натальей Петровной. Она человек очень организованный, структурный, педантичный при этом чрезвычайно мобильна и коммуникабельна. Такое впечатление, что глава Челябинска вообще не отдыхает, может с рабочим вопросом позвонить и в семь утра, и в 11 вечера.

Понимаешь при этом, что если она трудится в таком режиме, то и ты должен соответствовать, отговорки типа, «уже поздно, Наталья Петровна, я завтра всё расскажу» не принимаются и никогда не делаются. Вначале было непросто от такого режима, но сейчас если я нахожусь на работе менее 10 часов, то уже неуютно себя ощущаю. Отпуск стал давно забытым понятием, за полтора года в этой должности я брал отпуск на две недели и все дни провёл его с телефоном в руках. У нас в мессенджерах есть отдельная группа «Главы районов», она всегда очень активна.

- А может сейчас так случится, что, хоп, распахнётся дверь, а на пороге вашего кабинета – Наталья Котова: «Ага, Владислав Евгеньевич, интервью даёте…»

- С учётом того, что именно сегодня Наталья Петровна проводит объезд и едет туда, куда определят сопровождающие мэра журналисты, то её появлению в администрации Советского района я нисколько не удивлюсь. Но у главы города не было никогда цели непременно застать врасплох кого-то из чиновников. Есть у неё вопрос – всегда попросит подготовиться по интересующей теме, предоставить не только всю информацию, но и пути решения проблемы.

- А с Алексеем Текслером вы часто встречались?

- Если не на совещаниях, а конкретно в районе, то три раза. Один раз 9 мая прошлого года, на торжественном поздравлении ветеранов Великой Отечественной войны. Один раз в День города, когда губернатор приезжал на стадион «Локомотив» во время фестиваля «Шаг к большому футболу». И еще в августе у губернатора был по плану назначен объезд Советского района, и я показывал ему как проблемные точки, так и места, где полным ходом идёт благоустройство. Это, примерно, полдня непрерывного общения, ехали ведь в одном автобусе, я всё время отвечал на вопросы Алексея Леонидовича, ему всё было интересно.

- Представим ситуацию – ваш автобус, по просьбе губернатора, меняет маршрут, едет по плохой дороге и вдруг колесо попадает в выбоину. Кто первый выругается от неожиданного толчка – вы или губернатор?

- А чего представлять? Мы как раз поехали на дорогу, где одни сплошные ямы – отрезок улицы Некрасовской, в посёлке АМЗ, возле детской школы искусств. Но никто на ухабах не ругался, этот проблемный участок хорошо известен, мы в этом честно признались губернатору, доложив, что идёт работа по устранению выбоин. По этой дороге с грунтовым покрытием регулярно проходит грейдер, но на следующий год снова появляются ухабы. Папы везут своих детей в школу искусств и произносят сквозь зубы слова, к искусству не имеющие никакого отношения. Знаем… Работаем… Там нужна дорога с асфальтовым покрытием, это зона ответственности муниципального управления дорожного хозяйства, прошу их помочь. Возле школы искусств из-за дорог, нецензурных выражений быть не должно.

- Что вы обещали «советчанам», а не выполнили?

- Все просьбы, высказанные мне на личных приёмах, я старался, насколько это возможно, решить. И пустыми обещаниями не разбрасывался. Другое дело, что в районе есть ряд проблем, которые нельзя решить не по причине отсутствия политической воли или необходимых финансов. Существуют порой просто такие технические условия, которые тормозят процесс. Есть барьеры, возникшие вследствие непреодолимой правовой коллизии. И я не маг, чтобы взмахнуть волшебной палочкой, р-раз – и всё решилось. Поэтому признаю – проблемы есть, но нет пустых обещаний.

- А что с парком имени Пушкина? Он ведь дряхлеет год от года – смотреть страшно.

- Этот объект хоть и располагается на территории Советского района, но находится в подчинении городского округа, за его состояние отвечают структуры Управления культуры. Мы очень хотим преобразовать район, сделать его привлекательнее, уделяем огромное внимание благоустройству общественных пространств. В прошлом году у нас их было сделано 18, таким результатом не может похвастать ни один другой район Челябинска. В этом году уже подтверждено финансирование по созданию сквера на улице Борьбы, возле второй нашей детской школы искусств, и ещё одного сквера на улице Цвиллинга, напротив бывшего кинотеатра имени 30-летия ВЛКСМ.

- Это там, где всю жизнь были пустырь и уродская автопарковка?

- Да. Там планировалась многоэтажная застройка, но мы добились отмены этих планов, решив в пользу появления на видном месте общественного пространства. Осенью будет сквер, сейчас готовится его проект, который курируют новый главный архитектор Павел Крутолапов и недавно назначенный вице-мэр по городской среде Александр Егоров. Кстати, это уже третья площадка за последние два года, где вместо многоэтажной застройки появится общественное пространство. Вместо новой части сквера Колющенко и в сквере у «Мечты» на улице Воровского должны были быть совсем другие объекты – коммерческие. Вообще, про каждый из наших благоустроенных скверов я могу рассказывать очень долго, нужно еще парочку интервью.

Я же не мазохист!

- А почему народ так негодует, стеная о том, что Челябинск становится всё хуже и хуже?

- Что я могу с этим поделать? Стараюсь оскорбительных отзывов в свой адрес не читать, я же не мазохист. Но если бы дело касалось только моей персоны… Сделали в прошлом году нормальный пляж на Смолино – получили в соцсетях массу негативных отзывов. Причём писали люди, которые на этом пляже ни разу не были. Я же вижу - сам обладатель аккаунта находится не в Челябинске, то есть не видел и не знает реальной картины перемен, но пишет гадости под видом «экспертного мнения» и учит жизни в нелицеприятной форме. Жаль, что в социальных сетях огромное внимание уделяется негативу, а хорошие новости не являются объектом для обсуждения.

- Так выходите на народ через соцсети сами!

- А мы что делаем? С 2015-го года активно выходим. У нас и в «Одноклассниках», и в ФБ, и в Инстаграме, и в ВК группы есть, в том же ВКонтакте – более 1500 публикаций. При том что в администрации нет штатного фотографа или журналиста, работаем «на коленках» и на энтузиазме. И публикации идут минимум один раз в день.

- Владислав Евгеньевич, сыграем в блиц. Я начинаю фразу, а вы, не думая при этом ни секунды, её продолжаете.

- Давайте.

- Я люблю Наталья Котову за…

…то что она замечательная женщина.

- Во время нашего интервью я слукавил, сказав про…

…про то, что стараюсь не читать отзывы в соцсетях. Меня они конечно же волнуют.

- Если бы мэром Челябинска был я, то в первый бы день…

- …написал бы заявление об увольнении, так как не вижу себя на этом посту.

 Автор проекта: Роман Грибанов

Подробнее о проекте «Это наш Челябинск» читаем тут.