Экскурсия с оттенком «передела»
Челябинцы начали ездить на работу на «культурных», «революционных» или «театральных» автобусах. С виду — обычная маршрутка, следует по обычному рейсу, останавливается на каждой остановке. А цена проезда даже ниже, чем в общественном транспорте. «Челябинский обзор» пытается разобраться, чем вызвано такое стремление «окультурить» горожан.
Остановка общественного транспорта, пересечение улиц Блюхера и Доватора. Подъезжает автобус № 66. Двери открываются, но пассажиры не спешат в него заходить. Ждут ещё около минуты и... заходят в подъехавший ПАЗ с номером маршрута 66.
«В чём причина?», — интересуюсь на ходу у снующей публики.
«Так в том автобусе проезд стоит 20 рублей, а в этом 15», — звучит ответ.
При более детальном изучении выяснилось: автобус, перевозящий пассажиров за 20 рублей —муниципальный. В салоне кондуктор, принимаются транспортные карты, в рейс машины выдвигаются по расписанию. В общем, официальнее некуда. За 15 рублей — проржавевший ПАЗ, судя по трафарету на окне, предлагает некую экскурсию «ЧКПЗ — Коробельная» (орфография сохранена — прим. редакции). То, что на «ученическом» экскурсионном маршруте нет ни одного школьника, новоявленных «экскурсоводов» восточного происхождения за рулём не интересует. Ровно, как и то, что сам автобус совсем не похож на туристический. Главное — есть спрос. «Туристическая группа» пополняется на каждой остановке. Каждый платит наличными.
Природу появления «экскурсионных» автобусов пояснили в управлении транспорта администрации Челябинска.
«В июле вступил в силу федеральный закон ФЗ-220 — „Об организации регулярных перевозок пассажиров“. Он наконец-то дал нам полномочия наказывать тех перевозчиков, которые годами выставляли машины на рейс нелегально, — рассказывает пресс-секретарь управления транспорта Челябинска Валентина Богомазова. — Если у перевозчика нет договора с властями на обслуживание регулярного маршрута, то водителю грозит штраф в 5 тысяч рублей, а владельцу в 300 тысяч. Но предприниматели схитрили. И под такими „экскурсиями“, по сути, скрываются обыкновенные маршрутные такси, которые перевозят людей без разрешения на то властей».
Выяснилось, что по городу действует уже целая экскурсионная сеть.
№ 15 «Научный» ЧМК — ЮУрГУ.
№ 24 «Заводской» ЧМК — ул. Академика Королёва.
№ 25 «Театральный» Теплотехнический институт — ул. Чистопольская.
№ 29 «Связной» ул. Мамина — пос. Федоровка.
№ 37 «Перспективный» ЗЭМ — 47 микрорайон.
№ 52 «Промышленный» ЧТЗ — ул. Скульптора Головницкого.
№ 60 «Культурный» ЧМК — посёлок Шершни.
№ 66 «Ученический» Училище (ЧКПЗ) — станция Шершни.
№ 71 «Торговый» ЧМК — ул. Чичерина.
№ 85 «Революционный» ул. Мамина — пос. Новосинеглазово.
№ 103 «Заводской» ЧМК — пос. АМЗ.
№ 110 «Развивающийся» Училище (ЧКПЗ) — ул. Бейвеля.
«Если экскурсия предназначена для несовершеннолетних, то к перевозчику предъявляются очень жёсткие требования по транспорту, — комментирует легальность такого вида деятельности президент областной Ассоциации туристических организаций Людмила Мосина. — Должны быть обязательно ремни безопасности, табличка „дети“. Каждый рейс согласовывается с ГИБДД, они же проверяют все документы на машину. А перед выездом оформляются две страховки. Первая — „гражданская ответственность перевозчика“, вторая — „от несчастных случаев“ на каждого пассажира».
То есть как минимум 66-й «ученический» маршрут гарантированно не подходит по параметрам под «экскурсионный». Но как быть с остальными?
«Когда экскурсия проводится для взрослых, то требований гораздо меньше. Главное, чтобы экскурсия в один день началась и закончилась, а в салоне была предоставлена путевая информация. Есть негласное требование, чтобы в каждом автобусе был аккредитованный экскурсовод, но это законом не закреплено. По большому счёту, мы можем плыть на лодке и через наушники слушать информацию о примечательных местах, — утверждает Мосина, задумчиво добавляя, — У этих маршрутчиков очень грамотный юрист. Если исключить несоблюдения правил по „ученическому“ маршруту, по остальным я даже не знаю, к чему здесь можно подкопаться».
По официальным данным, количество автотранспортных предприятий, заключивших договоры с Администрацией города Челябинска и работающих легально, увеличивается. Городу — прибыль как минимум от налоговых отчислений. И она растёт:
2014 год — 14 миллионов 780 тысяч рублей,
2015 год — 21 миллион 88 тысяч рублей,
первое полугодие 2016 года — около 12 миллионов рублей.
Однако с «экскурсоводов» нельзя получить ни копейки. Все деньги, собранные с «просветительских» поездок, оседают в виде неучтённого нала в карманах владельцев. Но кто они, конкретно не может сказать никто. Или не хочет.
«Раньше эти машины принадлежали „Консулу“, — на условиях анонимности рассказывает один из легальных частных перевозчиков.
Для справки: В декабре 2014 года правоохранители взяли под стражу директора компании «Консул» Сергея Вербовского. Он обвиняется в организации группировки, которая занималась вымогательством и нападала на маршрутки. Позже в феврале арестовали помощника организатора «маршрутных войн», автомеханика фирмы «Консул» Олега Петруковича. Ему вменяют факты хулиганства, поджоги, и даже угрозы убийства.
«Администрация с „Консулом“ воевала годами, — продолжает собеседник „Челябинского обзора“. — Или делала вид, что воевала. Их машины ездили без каких-либо разрешений, „отжимали“ маршруты, про техническое состояние автобусов лучше даже и не заикаться. Сейчас Вербовский за решёткой, но, скорее всего, за ним стоит кто-то гораздо влиятельнее. Причём эта организация гробит конкретно муниципальный транспорт. Полностью дублируется 66-й маршрут. Но только МУП возит за 20 рублей, частники по 15. С 71-м маршрутом аналогичная история. Не могу делать конкретные выводы, но количество муниципального транспорта на этих маршрутах сократилось, у них увеличилось».
Частники утверждают, что и сами не в восторге от возможной гибели муниципального транспорта. Войдя во вкус, «экскурсовод» может и их начать теснить. Отчасти это уже происходит. По крайней мере, водители начинают поглядывать в ту сторону, аргументируя это тем, что у «экскурсионщиков» не надо проходить регулярные медосмотры, следить за техническим состоянием транспорта, элементарно соблюдать правила перевозок. Нет ответственности, зато есть прибыль — внешне кусок лакомый.
Контролем за маршрутными такси занимаются несколько структур. Но в ГИБДД Челябинска к вопросу об «экскурсионных» автобусах отнеслись с недоумением, заявив, что впервые слышат о проблеме. К управлению государственного автодорожного надзора по Челябинской области (УГАДН) у предпринимателей также есть вопросы:
«УГАДН никак не реагирует, — рассказывает один из частных перевозчиков. — Проверяющие говорят, что на этих машинах всё хорошо. Показываю им конкретную фотографию, спрашиваю: как всё хорошо, у них посреди салона лежат две огромные запаски? Колёса очень тяжёлые, не дай бог водитель резко тормознёт или врежется во что-нибудь, представьте, что это колесо сделает с пассажиром, например, ребёнком? На что подчинённые Катайцева (начальник управления Владимир Катайцев — прим. редакции) говорят: да не может быть, у них всё хорошо».
«Мы сформировали доказательную базу про то, что это не экскурсионные маршруты. Но пока судебного прецедента нет. Постоянно переносятся заседания. Этими машинами занимается не управление транспорта напрямую, а УГАДН. Но пока никого не наказали», — подмечает Валентина Богомазова.
От лица перевозчиков-частников была написана коллективная жалоба, которая была направлена прокурору Челябинской области, министру дорожного хозяйства и транспорта региона, а также руководителю регионального управления Федеральной антимонопольной службы. В письме акцентируется внимание на том, что перевозки пассажиров разрешены только на основе договоров, заключённых с администрацией муниципалитета, и по утверждённой транспортной схеме. Но в итоге из прокуратуры приходит ответ, что «по результатам проверки несоответствий требованиям законодательства не выявлено, коррупциогенные факторы отсутствуют».
Муниципальные транспортники рассчитывают на решение суда в их пользу. Очередная дата рассмотрения дела назначена на пятое сентября. При вердикте о штрафе в 300 тысяч рублей нелегалов можно штрафовать хоть каждый день, надеются в ведомстве.
Частники настроены более скептически: «Муниципалы ещё шевелятся, а надзорные ведомства никак не реагируют. Хотя имеют все возможности. Проблема с Вербовским длилась годами. Но как только пришёл генерал (начальник ГУ МВД по Челябинской области Андрей Сергеев — прим. редакции), мигом прихлопнули эту лавочку. Сейчас почему-то это сошло на нет. Видимо, кто-то везде получает „на карман“».
В разговорах же на условиях анонимности транспортники и вовсе заявляют, что в Челябинске кто-то намерено уничтожает муниципальный транспорт.
«Формируется новая маршрутная сеть, и как только МУП окончательно ляжет на бок, всё это кто-то „подберёт“, и выйдет на маршруты уже официально, — прогнозирует директор одного из предприятий. — Это „транспортный передел“ в Челябинске, кем-то четко и дальновидно спланированная акция».
Источник: ob-zor.ru