«Дубровского подставляет его команда. Непонятно, что у людей в головах»
Публичная информационная перепалка властей Челябинской области и председателя Центризбиркома РФ Эллы Памфиловой стала последним и наиболее ярким отражением политических и управленческих проблем губернатора Бориса Дубровского и сформированной им команды. Это уже третий за последние дни открытый конфликт с федеральными структурами.
Ранее региональный минфин раскритиковал замечания Счётной палаты, а сам Дубровский чуть не поссорился с Росавтодором из-за срыва сроков ремонта трассы М-5. Подобные действия позволили наблюдателям провести аналогию с прежним губернатором Михаилом Юревичем, для которого информационные войны закончились отставкой.
Скандал, еще скандал
О конфликте губернатора Челябинской области Бориса Дубровского с председателем Центризбиркома РФ Эллой Памфиловой стало известно ещё до скандального заседания ЦИК. Памфилова не согласовала кандидатуру предложенного командой Дубровского для включения в состав нового облизбиркома главы регионального исполкома «Единой России» Алексея Лошкина. Однако губернатор вместо того, чтобы попробовать найти компромиссное решение, судя по всему, начал «давить», чем вызвал гнев председателя ЦИК, который вылился в её эмоциональном выступлении на вчерашнем заседании. При этом Центризбирком даже не стал рассматривать кандидатуру главы челябинской избирательной комиссии Елены Шубиной, которую Дубровский предложил взамен Лошкина, а выбирал между оппозиционными Юрием Гурманом и Александром Лебедевым. А вечером в ряде СМИ, известных своей близостью к Цвиллинга, 27, появились материалы о противостоянии Памфиловой и Дубровского.
Несколькими днями ранее региональный минфин достаточно резко ответил на критику Счётной палаты РФ, заявившей об увеличении основного долга Челябинской области в 1,3 раза, а также о других нарушениях. Министр финансов региона Андрей Пшеницын вспомнил, что его подчинённых не позвали на заседание коллегии, где озвучивались результаты проверки. «Видимо, в связи с тем, что мы могли задать неудобные вопросы», – предположил Пшеницын. Выводы аудиторов министр назвал абсурдными. «С таким подходом проверяющих нам, видимо, придётся обращаться к экстрасенсам, чтобы заранее предугадать, какой дефицит сложится и сколько денег к нам придёт под конец года – 31 декабря. В противном случае аудиторы и дальше будут выявлять превышение, которого по факту нет», – заявил Пшеницын.
Третий скандал связан со срывом срока сдачи путепровода под Миассом, который так взволновал губернатора Бориса Дубровского, что он направил жалобу в федеральный Минтранс. Однако путепровод на 1777 километре трассы М-5 «Урал» – объект федерального, а не регионального значения и в сферу ответственности областных властей он не входит. Заказчиком данных работ выступало управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» (структура «Росавтодора»), однако Дубровский направил жалобу в обход этого ведомства. Ничего, кроме лишней нервотрёпки, данное действие не вызвало.
Кадровый тупик и разгильдяйство
Политолог Александр Подопригора в своём блоге также обратил внимание на серию конфликтов руководства Челябинской области с Москвой. Комментируя вчерашнее заседание ЦИК, он написал: «Неясно, зачем вообще нужно было провоцировать на пустом месте этот новый громкий конфликт с центром, демонстрируя «кадровый тупик» и «чехарду» в руководстве области (скорее – тупик в кадровой политике и региональной политике вообще)? И ещё интересно – кто именно в окружении Дубровского изобрёл эту «хитрую» схему: предложить ЦИКу кандидатуру замглавы аппарата правительства области Обертаса якобы не от губернатора, а от ЗСО? Ведь такая «победа» на самом говорит о том, что реноме Бориса Дубровского в ЦИКе (только ли?) таково, что его кандидата нужно всячески от губернатора дистанцировать, поскольку «человек Дубровского» просто не имеет шансов, а его якобы официальный кандидат Шубина выступает в столице исключительно в качестве «козла отпущения».
По мнению политолога, Сергей Обертас станет председателем облизбиркома ценой остатков политической репутации Бориса Дубровского. «История слишком публична и выдаёт крайне неуверенное обращение последнего с избирательным инструментарием накануне президентской кампании, – отмечает Александр Подопригора. – Похоже, это не просто кадровый тупик и необоснованная чехарда. Люди в руководстве региона либо не знают, что делают, либо знать это им уже не обязательно».
Директор агентства «Монитор» Алексей Ширинкин увидел в действиях региональных властей и тоне некоторых публикаций по итогам заседания вызов со стороны областной команды в сторону федералов.
«Если брать историю с Эллой Памфиловой, то, учитывая специфику отношения губернатора к политике, не думаю, что инициатором агрессивных действий стал сам Дубровский. Это человек неконфликтный, политикой не увлекается, в отличие от его предшественника Михаила Юревича, – подчеркнул в беседе с журналистом Znak.com Алексей Ширинкин. – Но некие параллели с Юревичем читаются. С другой стороны, ЦИК – это всё же не судейские и не силовые структуры. Хотя сам по себе конфликт вызывает недоумение. Нелепо выглядят «пляски» вокруг председателя облизбиркома: сначала в разгар кампании уходит Ирина Старостина, на её место судорожно пытаются запихать Елену Шубину, но это сделать не удаётся. И тогда появляется устраивающая всех фигура Алексей Фартыгина – учёного, человека очень грамотного. Я бы сказал, что это идеальная кандидатура. Но оказывается, что и он не нужен. С другой стороны, он сам говорит, что решил уйти, и этому заявлению нет повода не доверять… Но для Эллы Памфиловой ситуация выглядит ненормально: меньше чем за полгода меняются три руководителя. Она понимает, что в регионе бардак, и прямо говорит об этом, понять её можно».
Алексей Ширинкин признаётся, что не понимает, ради чего раздувался такой скандал: выборов в Челябинской области в ближайшей перспективе не предвидится. Президентские выборы, даже если их перенесут на следующий год, вряд ли будут конкурентными. «Нынешняя борьба за избирком напоминает битву за некую синекуру (в средневековой Европе церковная должность, приносившая доход, но не связанная для получившего её с какими-либо обязанностями – прим. ред.). Место, конечно, важное, но в ближайший год не будет востребовано. Зачем с таким боем заводить туда человека? Если только не будет досрочных выборов, о которых мы пока не знаем…» – рассуждает директор «Монитора».
Алексей Ширинкин:
Это стиль магнитогорской команды. Они выросли в классических условиях, где считается, что нужно быть жёсткими, иначе сожрут, а мягкость – признак слабости. Почему не вести себя так же с федералами? Ту же Счётную палату, судя по всему, воспринимают как равную структуру, с которой можно разговаривать, глядя прямо, а не снизу вверх. Пока команде Дубровского это успешно удавалось, посмотрим, что будет дальше.
Другой известный политтехнолог, попросивший не называть его имени, вспомнил, как год назад Элла Памфилова, будучи уполномоченным по правам человека РФ, отказалась согласовывать предложенную губернатором кандидатуру омбудсмена Южного Урала. Вместо зампрокурора Владимира Можина пост тогда получила Маргарита Павлова. Новое противостояние команды Дубровского с Памфиловой, а также критику других федеральных органов власти он считает следствием «разгильдяйства замов и помощников губернатора, которые не думают ни об имидже главы региона, ни об области в целом».
«Не ищите в этом сложной кадровой игры, скорее всего, это просто спонтанность и разгильдяйство. У Дубровского сейчас нет ни кадровой, ни политической стратегии. Наблюдателям лишь хочется верить, что за всеми этими разборками стоит какая-то логика. Губернатор же решения принимает! Но нет. В тройке Лошкин, Фартыгин, Обертас, безусловно, самый сильный Фартыгин. Лошкин, наверное, тоже справился бы неплохо, но менее профессионально. Для Обертаса этой сумасшедший карьерный рост», – отмечает наш собеседник.
При этом он не думает, что данный конфликт может привести к отставке губернатора.
«К сожалению, у нас в стране избирательные комиссии по факту не орган государственной власти, а некая прокладка между государством и гражданским обществом, призванная камуфлировать истинные процессы по формированию власти. К Памфиловой относятся как к главному общественнику по выборам и при кадровых решениях в губернаторском корпусе вряд ли воспринимают всерьёз», – комментирует эксперт.
Наверное, в самых радужных тонах картину нарисовал политолог Александр Мельников. В своём блоге он высказал мнение, что «та тщательность и разборчивость, которые сопутствуют всеобщему согласованию каждой фамилии (членов нового облизбиркома – прим. ред.), наводят на мысль, что Челябинская областная избирательная комиссия обречена на ближайшие годы стать лучшей в мире».
Александр Мельников:
На мой взгляд, Обертас среди и заявленных кандидатов, и вообще среди руководителей областного уровня – один из самых сильных чиновников в плане понимания, как работает и должна работать избирательная комиссия. Человек, который пользуется, очевидно, и поддержкой областных властей. Поэтому мне представляются весьма хорошими его шансы занять пост председателя комиссии. При этом стоит отметить, что в и без того запутанную историю (а точного понимания, каким желательно должен быть кадровый состав обновлённой комиссии, изначально не было и в местных властных кабинетах) изрядного тумана дополнительно напускает ведомство Памфиловой, последовательно не поддержавшее кандидатуры Лошкина, Готфрида и Шубиной.
«У меня нет ощущения, что Борис Дубровский идёт на открытый конфликт с федеральными органами власти, – заявил корреспонденту Znak.com политтехнолог Сергей Клесун. – Есть ощущение, что он до сих пор «разгребает» то, что оставил за собой Юревич. Дубровский изначально сделал ошибку, взяв на себя ответственность за происходящее в области, вместо того, чтобы вскрывать то, что натворил его предшественник – я имею в виду долги за дороги, обескровившие бюджет, проблему с «Гринфлайтом» и другое. Не исключаю, что конфликты с федералами были созданы искусственно тем же Юревичем, у которого остались старые связи и который, видимо, не списал себя со счетов. Ведь именно люди Юревича проталкивали Фартыгина на пост председателя облизбиркома, когда ушла Старостина. Губернаторы всегда ставили своих руководителей избиркомов, а тут система дала сбой. В итоге искусственно создана напряжённость. Что касается ремонта трассы М-5 – опять же человек взял на себя чуть больше, чем может. Увидел, что нужно сделать, и начал «зарубаться». Что будет дальше, сказать сложно, варианты могут быть противоположными. В Москве либо оценят это, либо этот псевдоконфликт перейдёт в новую фазу».
«Не понимаю, чем команду губернатора не устроил на посту руководителя облизбиркома Алексей Фартыгин, – сообщил нашей интернет-газете один из бывших чиновников. – Человек хороший, специалист грамотный. Если он не угодил, потому что работал при Юревиче, тогда мне непонятно, зачем летом Ирину Старостину заменили на него. Её тоже называли человеком Юревича, хотя в команде экс-губернатора она никогда не была «своей». Непонятно, что происходит у людей в головах, ощущение, что какая-то разбалансировка. Версия, что Фартыгин не хочет работать в избиркоме, потому что его позвали куда-то, выглядит неправдоподобно. Голикову (Олег Голиков, был соперником Владимира Бурматова на праймериз «Единой России», но снял свою кандидатуру – прим. ред.) тоже какой-то великий пост предложили. Что за методика такая?»
Отповеди федеральным органам власти наш собеседник назвал радикальными ошибками команды губернатора. «Есть неписанные правила: федералов никогда не критикуют и не винят. Своё мнение по поводу таких ведомств можно высказывать, глядя в зеркало, но никак не всуе. У человека либо выросла корона, либо он считает, что его дни сочтены, и ему уже всё равно», – отметил наш собеседник.
Другой в прошлом высокопоставленный чиновник высказал мнение, что Бориса Дубровского подводят его подчинённые. «Дубровский в пиаре сам ничего не понимает, но такое впечатление, что на публичные конфликты его специально «вытаскивает» кто-то из команды. Вероятно, думая, что таким образом они формируют образ некоего заступника перед Москвой. Это глупо. Лет пять назад проводилось исследование отношения челябинцев к Москве. И оказалось, что оно очень раболепное, а потому подобные выхлесты пиарщиков Дубровского большинство жителей посчитают глупостью», – сообщил эксперт.
Андрей Колядин
Борис Дубровский неплохой экономический менеджер. Но политика несколько отличается от экономики. Она построена на компромиссах и договорённостях. Любое давление изнутри системы или извне приводит к войнам, в которых для подчинённого звена побед нет. Поэтому идея вступить в конфликт с федеральным центром очень неразумна. Даже если губернатор победит, «осадочек останется». И структура федерального центра будет на область в обиде, со всеми вытекающими жалобами и урезанием благ. Поэтому надо решать конфликты без истерик и не в публичной плоскости. Ну или завести того, кто будет решать, например, нормального вице-губернатора.
Политконсультант Александр Петраков утверждает: беда Бориса Дубровского отчасти в том, что он является не сильным, а, скорее, ведомым лидером, подвержен влиянию своего окружения, в том числе советников, друзей, которые часто не имеют формального статуса и не отвечают за последствия своих советов и «идей».
«Большой проблемой является также эмоциональность самого Дубровского и его окружения в сочетании с неким «провинциализмом» – когда собственные действия, внутренняя ситуация и повестка в регионе воспринимаются как некий «пуп Земли» в отрыве от федеральных повесток и трендов, от реакции и действий полпредства, просто от обстановки в стране, – отмечает Александр Петраков. – Ситуацию усугубляет то, что подчинённые Дубровского видят это и понимают, очевидно, что за «удаль молодецкую» (то есть за откровенно некорректные, не отвечающие многолетним писаным и неписаным аппаратным правилам общения, субординации заявления) им ничего не будет. Скорее, даже наоборот – подобное поведение им поставят в плюс, это поднимет их акции в глазах губернатора и его ближнего круга».
В кулуарах уверены, что главным консультантом Бориса Дубровского до сих пор является бывший вице-губернатор Иван Сеничев
Эта импульсивность в сочетании с суровой челябинской прямолинейностью, считает Петраков, сближает нынешнюю губернаторскую команду с политикой и реакциями его предшественника Михаила Юревича. Но есть большая и тревожная для Бориса Дубровского разница. «Политические и информационные конфликты Юревича всегда были громкими, публичными и резкими, но они никогда не выходили за пределы регионального уровня, – отмечает политконсультант. – Даже фатальный для Юревича конфликт с силовиками, элитами одной из «запреток» и руководством «Росатома» информационно развивался в рамках областной информповестки. Нынешние конфликты Бориса Дубровского и его окружения изначально носят федеральный характер, словно губернатору и подчинённым недостаточно внимания со стороны «старших товарищей» и они хотят привлечь к себе дополнительное. Едва ли только подобное внимание им понравится. К тому же у него при наиболее радикальном и бескомпромиссном варианте развития событий вполне могут быть кадровые выводы».
Если подобные конфликты станут регулярными и долгоиграющими, эксперт видит два пути.
Или губернатору предложат сменить риторику и значительную часть своего окружения, или ещё до окончания президентской предвыборной кампании на Южном Урале появится другой глава региона. Как сообщил источник, близкий к администрации президента РФ, на Бориса Дубровского в Москве уже обратили внимание: «Эмоциональное выступление Эллы Памфиловой было согласовано с Кремлем. Видимо, там сочли, что губернатор Челябинской области на себя много берёт и его нужно приструнить. Сейчас многое будет зависеть от того, как он воспримет данный сигнал».
Источник: znak.com.