Достоевский - это про сегодняшний день
В нашем городе достаточное количество театров и тех объединений, которые занимаются театральными постановками. Одним из таких проектов является «Z театр». Его основателем и режиссером является Сергей Зырьянов, выпускник актерского факультета Челябинского Государственного Института Культуры. Проектом занимается он вместе с женой, и недавней работой Сергея, представленной 30 января на сцене Челябинского Института Культуры, стал спектакль под названием «Достоевский. Пластические рассказы».
Мне удалось побывать на премьере. Это было захватывающе и очень необычно: бусы сыпались на сцену, а актеры так близко, словно в коммунальной квартире, расположились на специальных жердочках. Заинтересовавшись этим событием, я решила задать Сергею несколько вопросов.
Автор: Сергей Коляскин
- Почему Достоевский и его рассказы?
- До этого мы сделали «Вишневый сад» Чехова, потом взяли «Гамлета» и «Дон Жуана». А Достоевского я давно хотел, где-то с начала 2021 года. Достоевский – это про сегодняшний день. Он многим понятен и близок. Структура его произведений очень близка к моему пониманию формы и чувств через пластическое содержание. В этом мы с ним, кажется, сошлись. Я не захотел брать какое-то большое произведение, потому что на данный момент это довольно сложная затея. Во-первых, такие произведения как «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» берут все, а рассказы берут мало. Также формат моего театра, а это привлечение людей, которые заняты еще где-то, у них тоже есть работа, семья и тому подобное. Они приходят ко мне на определенные небольшой промежуток времени и в таком ключе, когда мы не располагаем огромным репетиционным процессом проще взяться за что-то поменьше, но это не влияет на содержание. Я хотел взять линии не только одного рассказа, а объединить их все через один главный, но физически мы не успели этого сделать. Потому что та работа, которую мы проделали в спектакле сейчас, это колоссальный труд собрать всех, отрепетировать. Даже несмотря на это атмосферу других рассказов у нас получилось передать.
- Связана ли постановка как-то с 220-летием Достоевского в этом году?
- Нет. Сейчас расскажу, как это было. Мы всегда снимаем спектакли и монтируем видео, чтобы, во-первых, на память, во-вторых, на фестивали и, в-третьих, для самоанализа и большего качества спектаклей. Со стороны актеры лучше видят себя и понимают все замечания. А так, я писал заявление на грант, сделал привязку и нам все равно отказали. Сделано все на свои деньги.
- В чем заключаются особенности Достоевского?
- Он достаточно отличается от прошлых работ тем, что в нем на первый план выдвигаются внутренние переживания героев, о чем читатель обычно только догадывается и видит перед собой больше внешний сюжетный план. И структура, когда сюжет отодвигается, открывая дорогу чувствам, дает больше возможностей и вариантов интерпретации произведений Достоевского. Психологизм рассказов выражается в пластике, в движениях и мимике. Музыка тоже важна, я сам ее подбираю и нахожу. Также в самом действии участвует несколько точек, это позволяет заинтересовать зрителя, для которого мы это делаем. А делаем мы это так, чтобы было интересно, чтобы хотелось прийти не один раз. И это не обосновано экономически, это обосновано тем, что жизнь – это и есть сцена, это поток постоянного движения, действий. Понимаете?
- Да, понимаю. Соглашусь с вами. А какие постановки планируются еще?
- Конечно. Разнообразит наш репертуар пьеса современного драматурга Анастасии Чернятьевой, которая учится у Николая Владимировича Коляды в Екатеринбурге. «Феню» она написала еще в начале прошлого года. И это будет уже не пластическая постановка, а со словами. Сейчас мы активно занимаемся ею, будем выступать на маленькой площадке в институте.
Автор: Сергей Коляскин
- Это очень круто! Хотелось бы увидеть её! И последнее, чем вы, как режиссер, вдохновляетесь?
- Интересный вопрос. По большей части я вдохновляюсь искусством. Оно не может быть абсолютно хорошим, но я стараюсь посещать крутые какие-то мероприятия, смотреть фильмы. Здесь стоит сказать, что опыт, каким бы он ни был, полезен. Хочется, конечно, чтобы хорошего было больше, но это не всегда так работает. Некоторые идеи и правда, иногда могут подтолкнуть на создание чего-то. Например, уже после, по-моему, самой реализации декораций этой стены с жердочками я встретил что-то похожее в другом спектакле, и это нормально. Искусство поддерживает жизнь и стремление к жизни.
- Прекрасно, спасибо за разговор! Искренне желаю вам успехов в своей работе!
Поговорив с Сергеем, мне многое стало понятно. Эта постановка не только о рассказах Достоевского, сколько про нас, про людей. А искусство – это как художественные произведения, так и сама жизнь. В ней всегда происходит много разных событий, и это естественный процесс, просто так остановить который невозможно. Жить и творить стоит, главное направить себя в нужное русло.
Также 20 февраля состоялся второй показ спектакля по рассказам Достоевского. Актеры уверенно сыграли свои роли, а зрители остались довольны. Получилось красиво и интересно.
Автор: Сергей Коляскин