Дом вверх дном! «Молодёжная мода» стала «Лебедем», чтобы вместить в себя «Лабиринт страха».
Одно из самых красивых зданий Челябинска и объект культурного наследия известный как «Магазин купца М. Ф. Валеева» в последнее время претерпевает странные изменения. Они не красят ни само здание, в советское время получившее название «Молодёжная мода», ни образ пешеходной Кировки. В канун саммита ШОС в Челябинске тема облика центра получает особое звучание.
Квадратные метры для аренды
В настоящее время здание принадлежит ООО «Молодёжная мода», владельцем которой является Анатолий Лебедев, в прошлом – директор одноимённого магазина. Во время приватизации он сумел выкупить контрольный пакет акций у своих работников. Несколько следующих лет «Молодёжная мода» была, пожалуй, самым пафосным в Челябинске магазином. И это логично: в центре любого крупного города в России и Европе можно увидеть брендовые бутики и дорогие универмаги. Они выполняют двойную роль: с одной стороны, работают как торговые площадки, с другой – их витрины делают центр мегаполиса нарядным.
В интервью 2003 года Анатолий Лебедев с гордостью говорил: «Центру города нужно ещё и соответствовать. Это не деревня или пригород Челябинска, где можно полуразрушенную клетушку поставить или подогнать трейлер и торговать с него – нет, центр накладывает определённые требования!». Надо отдать должное собственнику: он сделал качественный ремонт фасада и перестроил интерьер. «Марку свою мы не потеряем. Это будут хорошие, красивые, большие салоны с качественным товаром», – обещал хозяин.
Так было до поры до времени. А потом Анатолий Лебедев как-будто потерял интерес к своей идее. «Молодёжная мода» всё больше становилась просто четырьмя тысячами квадратных метров для аренды.
Сегодня там, где был главный вход в универмаг, – дверь с вывеской: «Дом вверх дном». Витрина слева буквально заляпана пёстрыми зазывалками: «Бей посуду!», «Побег из тюрьмы» и прочими. Витрина справа ещё жива. В ней сидит на стуле макет человеческого скелета и большими буквами набрано: «Лабиринт страха». Некогда шикарный универмаг торгует аттракционами и удивительно неряшливо об этом сообщает.
Общего пространства у «Молодёжной моды» теперь нет, зато есть магазинчики с отдельными входами. Здесь продают изделия из меха и кожи, обувь. А особенно оживлённая жизнь происходит в цоколе. «Очки. Скидки», «Jungle. Твой уличный стиль», «Кыштымский трикотаж», «Головные уборы», «Вязание на заказ», «Женская одежда и аксессуары». Все эти вывески сделаны на каких-то фанерных досочках и привязаны к декоративным элементам из чугунного литья буквально верёвочками. А вывески (или всё-таки рекламные объявления?) «Ксерокопия. Сканирование. Фото на документы», «Ремонт и продажа электротранспорта» и «Всё для маникюра, педикюра и депиляции» - и вовсе напечатаны на клеёнке.
«…Но это ужасно»
С самим собственником «Молодёжной моды» нам поговорить не удалось. Он сейчас живёт не в Челябинске (по слухам, даже не в России). Управляющая магазином Евгения Андреева говорит, что изображённое на фотографиях – это не наружная реклама, а вывески арендаторов.
– Рекламы на здании нет. А вывески согласованы с министерством культуры. То, что вы назвали клеёнкой, это временные конструкции, я уже дала поручение их убрать.
Мы поинтересовались, не коробит ли администрацию «Молодёжной моды» такая пестрота и все эти «лабиринты страха».
– Немного коробит, – вздыхает Евгения Андреева. – Но, понимаете, времена такие сейчас… Особо арендаторов не выбираем. Площадей вокруг пустых много. «Лабиринт» здесь уже три года. Они хорошие плательщики. Это, конечно, для нас компромисс, но сейчас не те времена, когда мы заполняли пространство элитными магазинами…
Председатель Госкомитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области Александр Баландин с пониманием относится к сложностям ведения бизнеса, однако видит нарушение законодательства:
– Не хотел бы сильно ругать «Молодёжную моду», это не самый плохой собственник объектов культурного наследия. Но то, в каком виде «магазин Валеева» сейчас, – это ужасно. У нас есть по этому поводу обращение общественности. Мы направили письмо в Управление по наружной рекламе города Челябинска. На днях ждём ответа о принятых мерах.
Загадочный «автограф»
Другая метаморфоза со зданием произошла сравнительно недавно. Немногие даже заметили, как вместо вывески «Молодёжная мода» на фронтоне главного здания появилась другая – «Лебедь». Не вполне понятно, что она означает. Хотя догадаться можно: очевидно созвучие с фамилией собственника. Евгения Андреева объяснила это следующим образом:
– Как говорит Анатолий Павлович, это восстановление исторической справедливости. Изначально это был дом купца Валеева. И на фронтоне была его именная вывеска. М. Ф. Валеев был собственником, на сегодняшний день собственник А. П. Лебедев. «Лебедь» – это вывеска, у нас имеется на неё согласование.
Представить упомянутое согласование администрация ООО «Молодёжная мода» не смогла.
Между тем на сей счёт возникает ряд вопросов. Во-первых, как напомнили в Управлении наружной рекламы и информации администрации города Челябинска, указание на здании в месте нахождения организации её наименования, адреса и режима её работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом РФ «О защите прав потребителей». В нашем случае «Молодёжная мода» вывеской являлась, а «Лебедь» таковой быть не может: это не название магазина. Следовательно, либо администрация ООО «Молодёжная мода» лукавит, либо чиновники Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Челябинска не имели права согласовывать подобную вывеску.
Во-вторых, положа руку на сердце, Анатолий Лебедев вряд ли может гордиться тем, что получилось в реальности из его идеи сделать образцово-показательный магазин, и подписывать это своеобразным «автографом».
Наконец, в-третьих, очевидна этическая проблема. Скажем, названия гостиницы «Видгоф» или офисного центра «ВИПР» указывает на имя предпринимателей, которые их построили. Анатолий Лебедев здание не строил. Уж как минимум, об «исторической справедливости» говорить неуместно.
По мнению руководителя челябинского общественного движения «АрхиСтраж» Юрия Латышева, в данном случае лучшим вариантом было бы вернуться действительно к исторической вывеске на фронтоне «М. Ф. Валеев». Это было бы и данью человеку, который возвёл знаковое для Челябинска здание, и цивилизованным способом использования исторического наследия респектабельным бизнесом. Такого же мнения придерживается Александр Баландин, а также многие челябинские архитекторы.
Мы будем следить за развитием этой истории.