,20 сентября 2017 в 11:05

Дело «Синего кита»: эксклюзивные подробности уголовных дел о кураторах суицидальных групп в Челябинске

В изоляторах Челябинска сегодня содержатся два молодых москвича — 26-летний Илья Сидоров и 21-летний юноша, имя которого не называется. Оба посредством переписки в социальных сетях, по версии следствия, склоняли подростков к совершению самоубийств.

Дело «Синего кита»: эксклюзивные подробности уголовных дел о кураторах суицидальных групп в Челябинске

И если первый был одиночкой и, по сути, от собственной недалёкости вёл переписку с одной школьницей из Еткуля, то второй — настоящий активный куратор суицидальных групп, он не только общался с жертвами, но и координировал «коллег».

Подробности расследования уголовных дел, пугающая статистика и мнение стороны защиты одного из обвиняемых — в нашем материале.

Илья Спартак: кит-одиночка

Первое уголовное дело о доведении до самоубийства путем переписки в социальных сетях в Челябинской области возбудили 18 мая 2017 года, когда днём ранее в больницу попала 14-летняя девочка Карина (имя изменено) из Еткуля.

16 мая она наглоталась таблеток «валосердин» и слегка порезала руки. Школьницу спасли. Изучив её страницу, следователи пришли к выводу, что девочка стала жертвой игры в «Синего кита» — неизвестный на тот момент пользователь давал ей задания по причинению себе увечий. В начале июня в деле появляется фигурант — 26-летний почтальон из Москвы Илья Сидоров, зарегистрированный в сети как Илья Спартак. Его задерживают и привозят в Еткульский район, где на время следствия заключают под стражу. В суде и на первом допросе парень говорит, что всё признаёт, что переписывался с девочкой ради собственного интереса, сознаётся и в том, что требовал с Карины деньги, в противном случае угрожая убить её родных.

В СМИ появляется информация, что он был куратором крупных суицидальных групп, однако этот факт не подтвердился. На деле Сидоров оказался одиночкой — некогда сам состоял в группе вроде «Тихий дом» и «Синий кит», а потом от нечего делать решил написать нескольким подросткам, которых фактически методом тыка нашел в тех же группах. Из всех только Карина совершила попытку самоубийства.

«Сидорову вменятся один эпизод доведения до самоубийства несовершеннолетнего (статья 110 УК РФ), — рассказал руководитель следственного отдела по Коркино СУ СКР региона Андрей Михалев. — Он признаёт, что переписывался с девочкой, но утверждает, что ни к чему её не принуждал. Переписка именно с ним велась на протяжении нескольких месяцев, с апреля по июнь 2017 года. Попытку самоубийства девочка совершила 16 мая. Переписка в материалах дела имеется. Сейчас обвиняемый находится в психиатрическом диспансере, где проходит стационарную психолого-психиатрическую экспертизу».

Вместе с тем столичный адвокат Ильи Сидорова Михаил С. придерживается другого мнения относительно причастности его доверителя именно к майской попытке самоубийства девочки.

«В деле есть глубокие противоречия. Так, у меня имеется переписка Сидорова с Кариной — она начинается с 1 июня, то есть уже после того, как девочка пыталась покончить с собой. До этого, судя по всему, с ней переписывались другие лица, устанавливать которых следствие не желает, — отметил адвокат. — Сидорова просто удалось установить, так как он, требуя с Карины деньги, оставил номер своей банковской карты. Но ведь требование денег — это другая статья УК РФ».

В Челябинской области суд арестовал координатора группы «Синий кит»

Адвокат частично показал скриншоты переписки. Действительно, общение начинается с 1 июня и выглядит так, будто раньше потерпевшая и обвиняемый не переписывались на протяжении нескольких месяцев и не были виртуально знакомы. К тому же из общения видно, что девочка уже играла в «Синего кита». 

«Я его спрашиваю, зачем ты сразу оговорил себя, а он отвечает, что просто подписал протокол допроса и опять же просто так, по глупости, утвердительно отвечал на все вопросы. У Сидорова есть несколько диагнозов, которые нельзя разглашать, но можно сказать, что не от большого ума и у точно без явного умысла он писал Карине. А ведь Карина была готова к суициду даже задолго до 16 мая. Я изучил её страницу в социальных сетях — вся страница за длительный период времени пропитана атмосферой о готовящемся шаге в пропасть. Сам Сидоров не создавал никаких групп, не был их никаким куратором», — отметил адвокат.

Действительно, страница Карины не вызывает положительных эмоций. Девочка явно очень страдала от сложных отношений с молодым человеком старше неё по возрасту, состояла в депрессивных группах, таких как «Передоз», «Каспийский груз», «Разбуди меня» и других. Она периодически размещала стихи и монологи о том, что хорошо бы уйти из этого мира, ставила фотографии с порезанными и забинтованными запястьями и записками о несчастной любви. Так, еще 6 мая она поставила фотографию с забинтованной рукой.

 

В пользу того, что дело может оказаться не в почтальоне, говорит и тот факт, что в июле 2017 года Карина довела начатое до конца — её тело нашли во дворе дома. 

«Я всё понимаю, мой доверитель — далеко не самый умный человек, но он и не злодей, какого из него сделали СМИ, почему вопросы не задают родным девочки, которые должны были видеть, что с ней творится, и принять меры. Её страница в соцсетях такая, что сложно было заранее не заметить приближающуюся беду», — резюмировал адвокат. 

Сейчас Илья Сидоров вместе с защитником написал заявление на имя прокурора области, где указал, что он не знал, где живет девочка, не склонял её к самоубийству, считал, что игра несерьёзная.

«В нашем случае уголовное дело возбуждено по факту преступления, которое произошло до внесения поправок в УК РФ (с июня 2017 года примечания к статье 110 УК РФ предусматривают наказание за склонение, призывы или содействие совершению суицида через интернет). Поэтому в нашем случае признаками объективной стороны статьи 110 УК РФ являются активные угрозы, реальные и осуществимые, а не мнимые и виртуальные. Таких угроз не было», — говорит адвокат.

Куратор-вундеркинд

Второе уголовное дело о доведении до самоубийства, возбужденное в июне 2017 года, расследуется в третьем отделе по расследованию особо важных дел СУ СКР по Челябинской области. Это первое в России производство, начатое уже после внесения поправок в Уголовный кодекс — об организации деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства и склонение к этому (статьи 110.2 и 110.1 УК РФ). По таким делам в настоящий момент в России нет ни судебной практики, ни уголовной. 

Дело о доведении до самоубийства путём склонения к этому через соцсети возбудили в Челябинске по факту попытки суицида 14-летней школьницы из Ленинского района. Серьезных последствий здесь удалось избежать — трагедию буквально успели перехватить, заметив, в какие игры играет школьница. У неё же нашли неопровержимые доказательства того, что она стала жертвой не просто одиночки, решившего развлечься, а настоящей группы, доводившей жителей России и СНГ до самоубийства.

В конце июня по оперативным материалам, собранным сотрудниками отдела «К» ГУ МВД по Челябинской области, московские оперативники задержали ключевого куратора —  им оказался 21-летний уроженец Москвы, живший в Подмосковье и работавший финансистом в крупнейшей финкорпорации. Юношу в условиях строжайшей секретности привезли в Челябинск и заключили под стражу. Заседание суда тогда прошло в закрытом режиме, самому фигуранту даже закрыли лицо, пока вели по коридору суда, — следствие постаралось максимально засекретить процесс, надеясь, что молодой человек даст показания на возможных соучастников.

Через месяц МВД России опубликовало видео задержания молодого человека, в том числе показало его лицо. Но из-за того, что ранее о нем никакой официальной информации не было, СМИ решили, что речь идет уже о третьем задержании, которое связали с делом Ильи Сидорова, тем более что МВД показало переписку юноши с некой Кариной (тезку потерпевшей в деле Сидорова).

«Эти два уголовных дела никак не связаны между собой, потерпевшие разные, просто имена совпали. Обвиняемый из Еткуля не был как таковым куратором, а вот у нас всё серьёзнее, — рассказал старший следователь третьего отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР области Дмитрий Ашарин. — Нашему фигуранту предъявлено обвинение в совершении преступлений по трём статьям УК РФ — 110 в старой редакции („Доведение до самоубийства“), часть 3 статьи 110.1 („Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства“), часть 2 статьи 110.2 („Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства с использованием интернета“). Потерпевшими пока признаны два человека — 14-летняя девочка из Ленинского района Челябинска (поэтому расследование ведётся здесь), а также 18-летняя жительница Амурской области».

По версии следствия, финансист — очень умный и образованный молодой человек, зарегистрировав ряд фейк-аккаунтов, курировал в 2017 году несколько суицидальных групп и координировал деятельность других кураторов.

«С разных страниц и от имени разных лиц обвиняемый вел переписку с не менее чем 50-ю жителями России и стран СНГ, которых склонял к совершению самоубийств, — рассказал Дмитрий Ашарин. — Находил „жертв“ в социальных сетях, размещая на своих страницах хештеги: „тихий Дом“, „Синий кит“, „разбуди меня“, „F-57“ и другими. По этим тегами и переходили пользователи, подогретые интересом после ряда публикаций на эту тему в федеральных СМИ. А дальше с ними начиналась работа. Обвиняемый и те кураторы, кому он помогал, обрабатывали потенциальных жертв, в том числе используя методы из психологии. Например, разбудить в 4:20. Это известный в психологии приём. Если человека поднять в это время, то фактически его мозг будет ещё спать, но впитывать информацию. В это время проще всего склонить к необдуманным вещам».

Всю переписку с жертвами обвиняемый после знакомства в соцсети «ВКонтакте» переводил в «Телеграм», который раньше вообще не отслеживался спецслужбами. Уже там участникам раздавались задания. Пока лишь устанавливается, есть ли погибшие среди тех, с кем «играл» обвиняемый.

«Причастность обвиняемый признаёт частично, не отрицая лишь факт переписки, — отметил Дмитрий Ашарин. — Но огромный объем изъятого материала говорит о неопровержимой причастности молодого человека и об умысле. Скорее всего, действовал он просто из интереса. Переписывался с „жертвами“ на работе и дома, фактически круглосуточно».

Все установленные в настоящий момент потерпевшие из благополучных семей, характеризуются очень положительно.

Следствие пока находится только в начале пути. Точное количество пострадавших устанавливается.

Страдают крупные города

Более 10 детей и подростков добровольно ушли из жизни с начала 2017 года в Челябинской области. В прошлом году покончили жизнь самоубийством 28 несовершеннолетних, в 2015 году — 15. Среди них — примерно поровну девочек и мальчиков.

Челябинскую область одна за другой сотрясают трагедии, в которых гибнут несовершеннолетние

«Статистика нескольких лет говорит о том, что в основном на такие шаги идут дети, живущие в крупных городах, — таких 62%, — отметила начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодёжи прокуратуры Челябинской области Людмила Елчева. — Наиболее подвержены суицидальным настроениям дети 14-15-ти лет. Половина от всего количества воспитывается в полных благополучных семьях. Лишь очень небольшой процент — в детдомах. Только 33% детей оставляют предсмертные записки. Причиной чаще всего служат внутрисемейные конфликты и несчастная любовь. Настораживает, что большая часть подростков были яркими и активными детьми, любимцами в школе, участниками конкурсов, но в силу разных причин они не смогли справиться с теми или иными трудностями».

По словам прокурора, в первом полугодии 2017 года выявлено 56 нарушений закона, которые косвенно могли способствовать совершению детьми суицидов. В суд направлено 15 исков о блокировке сайтов, которые склоняли к самоубийствам. 

Источник: Znak.com