Челябинский драмтеатр накануне юбилея приоткрыл тайны закулисья

Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова 30 ноября отметил свое 95-летие. По случаю исторической даты корреспондент агентства Mega-U.ru заглянул за кулисы театра в сопровождении сотрудника театрального музея Александра Краснова.

Челябинский драмтеатр накануне юбилея приоткрыл тайны закулисья

Экскурсия началась со служебных помещений бутафорского цеха, мастера которого создают достоверную обстановку на театральной сцене. Здесь не только изготовляют реквизит и бутафорию для спектаклей, но и создают первоначальные макеты сцены в масштабе 1:20. При этом используюсят самые простые материалы: пенопласт, поролон, бумагу, картон, папье-маше, а получаются удивительные вещи.

«Один из примеров театральной магии - это скульптуры, которые использовались для спектакля «Идеальный муж». На вид они кажутся тяжелыми, хотя на самом деле изготовлены из подкрашенной бумаги, которая в свете театральных прожекторов принимает вид благородного мрамора», - открыл секрет А. Краснов.  

Бывает, в качестве реквизита используются не изготовленные заново вещи, а то, что приносят зрители в подарок театру. Среди таких реальных предметов - коммутатор примерно сороковых годов, швейная машинка, похожая на зингеровскую, проигрыватель для грампластинок.

Театр начал свою работу в здании Народного дома на площади Революции (сейчас в нем располагается Молодежный театр, бывший ТЮЗ). Это здание построено по проекту Рудольфа Иосифовича Карвовского в 1903 году. До 1921 года спектакли были любительские, художественная самодеятельность, концерты. Там же выступали приезжие артисты. С 1903 по 1921 год Народный дом стал свидетелем многих исторических событий. Во время русско-японской войны там располагался госпиталь, во время революции 1971 года штаб охраны города, где выступал Самуил Цвиллинг. Писательница Лидия Сейфуллина организовывала в здании садик для детей горожан. А 9 декабря 1921 года состоялись первые спектакли. Только в 1982 году театр переехал в современное здание, где находится до сих пор.

За десятилетия сменились поколения актеров, декорации, интерьеры, но рассказ о театре начинается именно с этого цеха, так как здесь хранятся вещи с вековой историей.

«После революции 1917 года, когда громили купеческие особняки, когда закрывали церкви, всё, что там было интересного, передавали в театр. Из особняков в театр переходила красивая мебель, из церквей передавали церковную утварь, кресты, иконы, книги, ткани. Так что из того, что вы видите сейчас в постановках, есть вещи, которые сто лет назад получены в то неспокойное время», - рассказал сотрудник музея.

Работают в театре люди, увлеченные и преданные своему делу. Как говорит один из мастеров бутафорского цеха Данила, в их работе нет  однообразия.

«Новые материалы подсказывают как работать с другими. К примеру, сначала пишешь картину маслом, потом берешься за архитектурный пластилин и создаешь форму, объем. Это помогает писать объем, когда возвращаешься к картине», - поделился мастер.

Мастера цеха решили сделать театру свой подарок к юбилею - восстановить фортепиано, которому в будущем году исполнится 200 лет. Это раритетное немецкое пианино мастера Веймара, изготовленное в 1827 году, было когда-то передано в театр.  

Бутафорский цех располагается ниже уровня земли, а сцена на втором этаже. Для подъема изготовленных декораций используется грузовой лифт. Но не все декорации расположены на сцене. От поверхности земли до самых верхних креплений еще 45 метров. И декорации, закрепленные на специальных штанкетах, поднимаются на эту высоту.

Особенность сцены в театре в том, что она состоит из двух независимо вращающихся частей - круга в центре и кольца по его внешнему краю. Каждый вечер помощник режиссера со своего пульта в микрофон произносит фразу: «Внимание, господа артисты, прошу на сцену, начинаем спектакль» и со своего пульта открывает занавес, поворачивается круг и кольцо, дается сигнал звукорежиссеру включить музыку, световой оператор включает свет, и спектакль начинается. С этого же пульта даются звонки в зрительный зал и фойе.

Между зрительным залом и сценой расположена большая оркестровая яма. В ней могут расположиться оркестр из 30 человек  и дирижер. Но при необходимости оркестровая яма вмещает в себя 7 тонн воды, если это требуется по сценарию, а музыка идет в записи.

Однако не все декорации поднимаются из подвала. Справа от театра расположена наклонная эстакада, по которой в специальных театральных кофрах декорации завозят в помещение рядом со сценой. Это помещение тщательно заизолировано асбестовыми плитами в целях пожарной безопасности. По этой эстакаде на сцену заезжают грузовики, а для спектакля «Поминальная молитва» через эти двери на сцену выводят лошадь.

Одна из отличительных черт челябинского драматического театра - это пять люстр, висящих в фойе. Когда в феврале 2013 года над городом взорвался метеорит, во всем здании театра вылетели стекла. В этот момент решение повесить люстры напротив окон сыграло с проектировщиками злую шутку. Осколки стекла очень сильно повредили люстры, но все было достаточно оперативно восстановлено.

В истории театра есть и военная страница. На момент начала Великой Отечественной войны в театре работало 100 человек: 50 актеров и 50 сотрудников, не занятых непосредственно в постановках. Ровно половина ушли на фронт в первые дни войны. Среди них были артисты, музыканты, бухгалтер, столяр, электрик, художник - все встали на защиту Родины. В память о коллегах, не вернувшихся с фронта, на первом этаже театра установлена плита с их именами.

Редакция Mega-U.ru благодарит Центр профориентации «Компас» за организацию экскурсии.

Фото и текст Дмитрия Курицына.

Челябинский драмтеатр накануне юбилея приоткрыл тайны закулисья | информационное агентство «Мега-Урал»

Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова 30 ноября отметил свое 95-летие. По случаю исторической даты кор...
http://mega-u.ru/node/47829