Бульвар Славы: недописанное письмо
Это памятное место в центре Челябинска для разных поколений горожан связано с разными именами: Пушкинский сад, Первомайский и Сиреневый сквер, сквер Добровольцев, аллея или бульвар Славы.
Окончательное название официально закрепилось в ноябре 2010 года постановлением городской Думы площадке в границах улиц Коммуны, Кирова и Свободы присвоили официальное наименование — «Бульвар Славы».
До революции эта территория делилась на две примерно равные части. Мясная площадь располагалась от нынешних улицы Кирова до Цвиллинга. Это место под торговлю выделили в 1857 году согласно новому плану Челябинска у Гостиного двора и Кладбищенской улицы. Название Мясная площадь встречается впервые в окладной книге 1881 года с 54-мя лавками. Восточнее располагался Пушкинский садик и Петровская площадь, простиравшаяся до нынешней улицы Советской. От Мясной площадь отделял построенный в 1838 году двухэтажный каменный дом уездного училища.
Затем примерно на месте бывшей внешней крепостной стены появилось здание духовного училища (сейчас здесь резиденция губернатора) и другие сооружения светского и духовного назначения. Пушкинский садик сначала назывался Детским – здесь обычно гуляли няньки с детьми, но к столетию со дня рождения поэта общественность решила его переименовать, хотели даже установить памятник, но из этого так ничего и не вышло.
После революции торговля на Мясной площади прекратилась, лавки снесли и на их месте 1 мая 1920 года высадили тополя и сирень. Место, раздражавшее обывателей антисанитарией и зловонием, превратилось в Первомайский сквер, а безымянный проезд (теперь северная часть улицы Коммуны) стал называться улицей Зиновьева http://mega-u.ru/node/42852, хоть и недолго. Впрочем, у площади появилось новое имя – в честь Карла Маркса, чей бюст, установленный на деревянном постаменте, простоял до середины 30-х.
А в Пушкинском саду в 20-е годы попытались открыть дендрарий – инициатором выставки ботанической коллекции местных лекарственных и съедобных растений стал первый директор краеведческого музея И.Г.Горохов. Но экспозиция просуществовала недолго.
Пожилым челябинцам было памятно другое, неофициальное, название зеленого оазиса.
«В центре города был старый сквер, который назвали Сиреневым. Там росла только сирень, был фонтан, скамейки, позже поставили скульптуру – трехлетний Ленин, работа скульптора Татьяны Щелкан», - вспоминала о предвоенных годах Татьяна Зализовская в сборнике «Городской романс».
Эта сирень для многих ветеранов ассоциировалась с Днем Победы – душистые букеты дарили возвращавшимся с войны солдатам. Поэтому, когда в середине 80-х здесь для оформления сквера Добровольцев уничтожили значительную часть посадок, многие были этим недовольны.
Впрочем, первая реконструкция с вырубкой сирени под организацию мемориального комплекса произошла на 20 лет раньше: 8 мая 1965 года в сквере был зажжен Вечный огонь в память о воинах, павших в боях за свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. У мраморной стелы с этой надписью стоял почетный караул из школьников – право нести вахту на посту №1 передавалось по очереди разным районам. А у зеленого уголка появилось новое имя – сквер Добровольцев – в память о 63-й Челябинской добровольческой танковой бригаде.
Через 10 лет название окончательно закрепилось за этим местом после установки памятника «Танкистам-добровольцам» работы скульптора Льва Головницкого и архитектора Евгения Александрова. Он был открыт 8 мая 1975 года, накануне 30-летия Победы.
«Падает покрывало. Всем собравшимся открывается взметнувшаяся над постаментом фигура добровольца. Он уже в танковом шлеме, но не успел снять рабочий фартук… 9 мая 1943 года на этом самом месте челябинцы провожали в путь танкистов-добровольцев. Они вручили им свой Наказ, который воины выполнили с честью», - писал «Вечерний Челябинск».
Металлические пластины с перекрещенными молотками и изображением русского меча, рассекающего тевтонский меч, символизировали победу над врагом. Памятник «Танкистам-добровольцам» в 1977 году был включен в список охраняемых государством объектов.
Правда, по замыслу Головницкого, этот монумент должен был стать только первой частью комплекса: его завершением могла быть скульптурная композиция «Память» - мать и вдова держат в руках пробитую каску. Однако этот памятник было решено установить на Лесном кладбище, он открылся в том же 1975 году.
Но идею создать продолжение мемориала предложили другим авторам.
Проект творческого коллектива в составе архитекторов В. Глазырина и Я. Рувинова, скульптора А. Кудрявцева и художника-монументалиста С. Черкашина поражает размахом: бульвар предполагалось продлить до улицы Российской, где должно было появиться 12-этажное административное здание. А завершением комплекса должен был стать 15-метровый пилон. К нему должны были вести ряды стел с барельефами, на которых предполагалось увековечить трудовой подвиг земляков.
«На одном из них – сборка танков, на другом – жатва на гектарах обороны, затем – металлурги, дальше – рельеф с изображением подростка у станка – основная примета Челябинска-Танкограда; железнодорожники, шахтеры, конструкторы, ученые», - разъясняли свой замысел читателям «Вечёрки» авторы проекта. Но реализован он был только частично.
Чтобы перенести на новое место Вечный огонь, была снесена старая стела (автор - архитектор П.П.Даниленко), возле которой стояли в почетном карауле юные челябинцы. Для расчистки площадки потребовалось убрать и двухэтажное здание школы – бывшего училища, простоявшего на этом месте почти 150 лет.
Та же участь должна была постичь и второй особняк дореволюционной постройки – музыкальную школу. К счастью, благодаря широкому общественному обсуждению в отношении этого дома удалось прийти к компромиссу: в нем предложили разместить военно-исторический музей. Но больше всего ветеранов возмущала масштабная вырубка деревьев и кустарников.
«Я разговорился с пожилым человеком в парке, узнал, что он воевал в гражданскую, а уходя на фронт, он с товарищами посадил деревья возле школы; что ежегодно они собираются в сквере около почтамта под своими деревьями. Лишь позднее я узнал, что школа была имени Цвиллинга, а сквер назывался сквером 1-го Мая, здесь был бюст К. Маркса и проходили первые советские манифестации. И вот в силу келейного решения мы лишились школы, потом памятных тополей, провожавших добровольцев в Гражданскую и Великую Отечественную войны, лиственниц, выражавших любовь наших предков к А.С.Пушкину… Потеряли свидетелей, лишились ощущения истории, по-моему, еще чего-то большего», - писал в газету «Вечерний Челябинск» читатель В.Г.Борисов.
В 1985 году на новом месте открылся мемориал «Вечный огонь». К венку из лавровых и дубовых листьев, обрамляющему чашу с пламенем, на постаменте из красного гранита с четырех сторон ведут вниз по пять ступеней. По периметру – четыре траурные колонны в виде приспущенных знамен из чугуна, увенчанные широкими чашами в античном стиле.
Окончательное оформление этой части сквера завершилось через год, к 250-летию Челябинска. Но челябинцам сквер показался пустым и неуютным, 2-я и 3-я очереди проекта попали под шквал критики, и дискуссии на газетных страницах продолжались еще года два. Бульвар Славы, тогда его называли еще аллеей Славы и аллеей Героев, так и не был продолжен, а пустырь за улицей Цвиллинга, где так ничего и не успели построить, долгое время выглядел неухоженным.
В 90-е годы была предпринята новая попытка реставрации. Вардкес Авакян вместе с Евгением Александровым надеялись воскресить идею Льва Головницкого – продолжить аллею стелами в виде солдатских треугольников со строками подлинных фронтовых писем и завершить комплекс строгим гранитным обелиском. Но проект был отклонен, да и денег тогда не было.
Зато в 1999 году было принято самое, на мой взгляд, спорное решение о продолжении работ в восточной части бульвара Славы - накануне очередной годовщины вывода советских войск из Афганистана на месте будущего памятника воинам-интернационалистам был заложен памятный камень. Сам монумент работы скульптора В.Митрошина и архитектора Н.Семейкина, названный «Верным сынам Отечества», был установлен в 2004 году. Его профинансировали частично из бюджета, частично на пожертвования горожан - бывшие «афганцы» тогда еще были весомой политической силой.
Но еще раньше, к очередному юбилею Челябинска, памятник «Танкистам-добровольцам» в рамках обустройства пешеходной зоны на улице Кирова, несмотря на протесты общественности, получил своеобразное «обрамление» в виде двух коммерческих павильонов. Местные остряки стали говорить, что у названия бульвара Славы появилось второе, ироничное, прочтение – в честь тогдашнего мэра Вячеслава Тарасова.
Очередной этап преобразований завершился в 2005 году, к 60-летию Победы. Право открыть мемориал после реконструкции было предоставлено последнему из оставшихся в живых Героев Советского Союза Михаилу Медякову. По проекту архитектора Н. Семейкина от памятника к Вечному огню были установлены четыре стелы из красного гранита с именами 159 челябинцев - Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. В тон стелам заменили и облицовку постамента у «Танкиста» - раньше она была из серого мрамора. А на Кировке, на скамейке напротив памятника, появилась бронзовая скульптура, изображающая пожилого ветерана, словно вспоминающего свою молодость, глядя на сквер.
Позже краеведы обнаружили идеологическую ошибку реставраторов: при перекладывании металлических плит рабочие расположили их неправильно, меч должен был указывать на запад, а не на восток.
Но вряд ли история бульвара Славы на этом завершилась – памятное место в центре города все еще выглядит каким-то неуютным, незаконченным и эклектичным. Как недописанное письмо, которое начали сочинять 50 лет назад, да только с каждой новой правкой смысл все больше теряется.
Источник: Mega-U.ru.