😷 Большое исследование: как на челябинцев повлияли коронавирус и самоизоляция
Большинство челябинцев верят, что коронавирус нового типа — это реальная угроза для человечества, но при этом каждый пятый уверен, что не заболеет, или не задумывается об опасности (в большей мере это люди старшего поколения).

75% жителей ощутили ухудшение своего финансового положения, при этом каждый четвертый объяснил это тем, что стал тратить больше денег на карантине.
Эти и многие другие любопытные факты выявили социологи ИЦ «Маркетинга и Социологии», которые с 4 по 16 апреля провели онлайн-опрос среди жителей Челябинской области. На момент публикации данного материала в опросе приняли участие более 4 тыс. человек.
«Мы презентуем результаты по репрезентативной выборке совершеннолетнего населения города Челябинска. Она нужна для формирования модели, которая будет точно отражать все население Челябинска по критериям пола и возраста. Мы отобрали 826 анкет, что дает нам ошибку выборки, равную приблизительно 3,5% на масштаб всего города», — пояснил директор ИЦ «МарС» Иван Полукаров.

Чуть больше половины опрошенных считают коронавирус реальной угрозой для населения (55,6%), тогда как примерно каждый третий полагает, что это чрезмерная истерия, раздутая СМИ (29,8%). «Важно отметить, что в реальную опасность коронавируса в большей степени не верят мужчины, нежели женщины (36,0% против 26,0%). Заметна тенденция перетекания голосов респондентов из варианта „реальная угроза“ в вариант „истерия СМИ“ в соответствии с ответами о своем доходе. Можно сделать вывод, что чем доход выше, тем больше отмечается вариант „истерия СМИ“. Среди не очень многочисленной группы, отметившей свой доход свыше 100 тыс. рублей, отметили вариант „истерия СМИ“ более половины — 51,9%», — рассказывает Иван Полукаров.
Тем, кто отметил вариант о «чрезмерной истерии СМИ» было предложено выбрать, для чего, по их мнению, это делается. Можно было выбрать несколько вариантов ответа. Наиболее популярными версиями причин данной истерии стали варианты: «передел мировой экономики скрытыми кланами» — 49,6% и «отвлечение от экономических проблем в нашей стране» — 47,6%.

Большая часть респондентов опасаются заражения коронавирусом. Так, 19,4% — «очень боятся», 58,1% — «опасаются в какой-то мере». Еще 16,7% «уверены, что ни с ними, ни их близкими этого не случится», 3,4% — даже «не задумываются над этим вопросом». Получается, что примерно каждый пятый опрошенный уверен, что не заболеет или даже не задумывается об опасности.
«Удивительно, что с точки зрения возраста больше всего опасаются заразиться люди в возрастной группе 45-59 лет. 41,7% отметили вариант „очень боюсь“ и еще 50,0% — что опасаются в какой-то мере. В более опасной для вируса группе 60+ страх перед вирусом гораздо меньше — 28,6%, — констатируют социологи. — С точки зрения рода занятий, больше всего высокую степень опасений отметили молодые мамы в декрете — 37,1%».
Большинство опрошенных считает, что меры для предотвращения распространения эпидемии — недостаточные (46,0%), причем в сравнении с другими исследованиями ИЦ «МарС» наблюдается динамика роста этого показателя.Примерно каждый третий опрошенный считает меры достаточными (32,8%). Чрезмерно избыточными меры назвали 15,3% опрошенных.
Наиболее популярный ответ о том, что меры для предотвращения распространения эпидемии «чрезмерно избыточны», среди работников силовых органов/армии — 41,4%, а также среди предпринимателей — 37,7%. «Это логично. Первые, благодаря этим мерам, работают гораздо больше и примерно за те же деньги, а вторые, наоборот, не могут работать в полной мере и зарабатывать», — поясняет Иван Полукаров.
По данным исследования, большинство пенсионеров уверены, что меры предприняты достаточные — 54,3%. Среди мужчин в два раза популярнее мнение, что «меры избыточны», нежели среди женщин (24,8% против 11,2%).
Почти половина опрошенных считает, что статистика по заболевшим коронавирусом нового типа занижена властями, а реальная ситуация хуже — 43,5% респондентов. Но самое любопытное, что такая точка зрения наиболее популярна среди опрошенных госслужащих — 58,8%.Кроме того, ни один из опрошенных госслужащих не отметил, что статистика по заражениям завышена и реальная ситуация лучше. Возможно, что эти люди знают то, о чем неизвестно остальным, предполагают авторы исследования.
31,7% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос, что характеризует достаточно низкий уровень доверия к официальной информации от власти.
На третьем месте вариант о том, что статистика по зараженным точная, так считают 16,9%. Такой ответ более популярен среди старшей возрастной группы 60+ — 43,3%.
На последнем месте ответ о том, что статистика по зараженным завышена и реальная ситуация лучше — 7,9%. Примечательно, что такой вариант наиболее популярен среди работников силовых органов — 27,3%.

На вопрос, чьему мнению о ситуации с коронавирусом больше доверяют, респонденты могли давать неограниченное количество ответов. Наиболее популярный — ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), 35,0%. Больше всего данные ВОЗ пользуются доверием среди людей старше 60 лет — 42,9%, менее всего — среди работников силовых органов (9,1%).
На втором месте вариант «ничьему мнению не верю» — 25,8%. Этот ответ наиболее популярен среди «работников силовых органов» — 45,5%.Каждый четвертый опрошенный не верит ничьему мнению относительно реальной ситуации с коронавирусом.
На третьем месте доверие к Министерству здравоохранения РФ — 24,8% респондентов. Любопытно, что доверие к органам власти по ситуации с коронавирусом только на пятом месте — 17,2%. Наиболее высокое доверие к информации от органов власти у пенсионеров — 34,3%, а самое низкое — у руководителей бизнеса и ИП (6,7%).

Примерно трое из четырех опрошенных (75,2%) ощутили ухудшение материального положения с момента объявления пандемии коронавируса. В наименьшей степени о финансовых потерях говорят люди в возрасте 60+ (42,9%), студенты (33,3%), а также госслужащие (47,1%). В наивысшей степени — руководители бизнеса и ИП — 89,3%.
«Нами была выявлена неожиданная тенденция. Среди тех, кто считает, что „коронавирус — реальная угроза“, процент заявивших об ухудшении материального положения ниже — 60,4%. И наоборот: среди тех, кто считает, что это „искусственная истерия в СМИ“, больше тех, кто отмечает ухудшение материального положения — 83,4%», — говорит Иван Полукаров.
Тех, кто отметил ухудшение финансового положения, в исследовании попросили назвать причины. Самый популярный ответ: люди на карантине тратят больше денег. Так ответил каждый третий (33,3%). На втором месте — экономические потери главного кормильца семьи (23,3%). На третьем месте — снижение зарплаты (20,5%). «Многие отметили вариант „большие потери в бизнесе“ (18,4%), но тут, скорее всего, имелся в виду не только свой бизнес, но и бизнес, в котором опрошенные задействованы как работники, так как всего в выборку попали только 7,9%. Почти половина людей в группе 60 и старше (49,8%), ответивших на этот вопрос, отметили, что в карантин стали тратить больше, — проанализировали социологи.
Примерно каждый десятый опрошенный отметил, что потерял работу (11,6%), особенно высокая доля потерявших работу среди людей со средним профессиональным образованием (15,4%)».
Тем, кто отметил, что финансовое положение пока стабильно, задали вопрос, ожидают ли они его ухудшения в ближайшее время. Большинство считает, что материальное положение ухудшится, но незначительно — 42,9%. 22,4% опрошенных считают, что все останется на прежнем уровне. Наиболее популярна такая точка зрения среди пенсионеров (72,3%) и госслужащих (81,2%), отвечавших на этот вопрос.

На момент опроса большинство респондентов считало, что пандемия продлится до майских праздников (29,0%). Хотя немалая доля опрошенных предполагает, что все продлится еще 2-3 месяца — (22,8%).
Также многие отметили негативный сценарий развития эпидемии, согласно которому все растянется как минимум на год (19,0%). Больше всего сторонников этого негативного сценария среди пенсионеров (28,7%) и госслужащих (27,3%). «Задавая вопрос „Как вы считаете, поспособствует ли данная ситуация сплочению человечества перед общей опасностью? (Станут ли страны жить дружнее)?“, мы хотели понять, насколько наше общество в настоящий момент психологически ориентированно к мировой консолидации вокруг глобальной проблемы. К сожалению, единственный положительный, с нашей точки зрения, вариант ответа: „Поспособствует, иначе этот кризис не преодолеть“ набрал наименьшее количество голосов — (17,4%). Особенно грустно, что данный ответ набрал среди молодежи (18-24 года) еще меньше, чем в среднем по всем опрошенным, — 14,2%, — говорит Иван Полукаров. — Примерно каждый третий (33,8%) отметил, что мировые противоречия, наоборот, обострятся — 33,8%. Среди работников силовых органов вариант ответа об обострении противоречий между странами был наиболее популярным (45,5%). Также, анализируя этот вопрос через личный доход опрошенных, была зафиксирована тенденция — с ростом благосостояния растет популярность ответа об обострении мировых противоречий вследствие мирового кризиса, вызванного вирусом».
По данным социологов, большинство опрошенных считают, что все просто останется на прежнем уровне — 37,0%.
Источник: znak.com.