Байки из стайки: «Россия» не продается, но тиражируется

Фигура женщины в кольчуге и шлеме, простирающей щит над царскими регалиями, - «Россия» - одно из самых знаменитых произведений каслинских мастеров. Но достоверных сведений о ней не так уж много.

Байки из стайки: «Россия» не продается, но тиражируется

Дата на тыльной стороне работы - 1896 год – указывает на то, что статуя была отлита для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, однако слава к ней пришла в 1900 году на Парижской Всемирной выставке.

Чугунный павильон в византийском стиле, созданный по проекту архитектора Евгения Баумгартена, был удостоен хрустального Гран-при и Большой золотой медали. В эпоху увлечения наукой, прогрессом, новыми материалами и технологиями ажурное металлическое кружево произвело настоящий фурор. Существует легенда, что президент Франции Эмиль Лубе предлагал за всю экспозицию баснословную сумму - два миллиона рублей. Директор каслинского завода Павел Карпинский, посовещавшись с владельцами, согласился продать всё, кроме скульптуры Николая Лаверецкого. «Россия не продается!» - таков якобы был ответ. Сделка не состоялась.

Но, несмотря на весь патриотический пафос, дальнейшая судьба шедевра была печальной. Ящики с деталями павильона вернулись на Урал и много лет просто пролежали в подвале одного из частных домов в Кыштыме. Только в 1926 или 1928 году «Россия» в числе других изделий каслинских мастеров попала в описи фондов Свердловского областного краеведческого музея, а с 1936 года экспонировалась в областной картинной галерее.

Существуют письменные свидетельства, что «Россия» была отлита всего в двух экземплярах, после чего форму разбили. Одна фигура украсила чугунный павильон, а вторую изготовили для императорского двора, однако, как говорят, до Санкт-Петербурга «Россия» не добралась: хрупкий чугун не выдержал транспортировки.

Свердловская сестра-близнец также частично разрушилась: меч, императорская корона и скипетр были утрачены. Поэтому при реставрации 1957 года потребовалось найти оригинал, чтобы восстановить недостающие детали. Тогда-то и обнаружилось, что хранящаяся в краеведческом музее Златоуста фигура отлита по той же форме. Что это: третий неучтенный экземпляр или, наоборот, «царская» отливка, которая по каким-то причинам так и не добралась до столицы? Однозначного ответа нет.

Своя «Россия» есть и в Каслях, и этот экземпляр тоже мог быть отлит с первой формы: мол, мастера часто тайно делали дополнительные копии. Либо это и есть чудом спасшийся экземпляр №1, а в Златоусте – копия. В пользу этой версии говорит тот факт, что на каслинской статуе сохранилась первая строка гимна «Боже, царя храни!», что еще в советские годы историки считали несомненным признаком дореволюционного происхождения раритета. Ведь в эталонном свердловском экземпляре, например, эти слова были замазаны гипсом и закрашены.

Современные копии «России» установлены в Челябинском музее искусств на площади Революции, в нише на стене рядом с Законодательным собранием области и в фойе ЮУРГУ. Известно, что уменьшенные скульптуры для своих рабочих кабинетов приобрели Борис Ельцин и Виктор Черномырдин. А двухметровый монумент украшает Екатерининский зал Кремля.

Источник: Mega-U.ru.