Байки из стайки: Ленин в буфете
К большому огорчению местных историков советского периода, Ленин в Челябинске был только проездом: по дороге в сибирскую ссылку (в феврале 1897 года) и обратно (в феврале 1900 года). И не оставил никаких воспоминаний. Единственное косвенное упоминание в письме к матери было не очень лестным.
«Окрестности Западно-Сибирской дороги, которую я только что проехал всю (1300 верст от Челябинска до Кривощекова, трое суток), поразительно однообразны: голая и глухая степь. Ни жилья, ни городов, очень редки деревни, изредка лес, а то все степь. Снег и небо — и так в течение всех трех дней»
Тем не менее, в год очередного юбилея было принято как-нибудь да пополнять челябинскую Лениниану. Например, готовясь к 100-летию вождя, краеведы подняли архивные документы, сопоставили старые расписания железных дорог и выяснили, что пересадка занимала пять часов: в Челябинске заканчивалась Самаро-Златоустовская и начиналась Западно-Сибирская железная дорога.
К тому же Владимир Ульянов воспользовался «беспересадочным вагоном» - новым удобством, позволявшим избежать лишних хлопот с багажом: вагон просто перецепляли к новому составу. Так что заняться молодому юристу было совершенно нечем.
Как провел это время дорогой товарищ Ильич? Может быть, встречался с кем-нибудь из местных революционеров? В Челябинске, например, жил один его знакомый – член бюро «Уральского рабочего союза» Алексей Беляков, с которым он когда-то входил в один марксистский кружок и однажды даже вместе с ним прокатился по Волге.
Но, увы, в архивах упоминаний о такой встрече не обнаружилось. К тому же на станции политический ссыльный попадал под надзор жандармов: в участке ему нужно было сделать отметку в личном проходном свидетельстве, а для конспиративных дел это большой риск.
День был морозный, так что, скорее всего, Владимир Ильич провел свободное время в станционном буфете. Подтверждение тому нашлось в книжке «Ленин в Красноярске», изданной в 1965 году. Судя по воспоминаниям попутчика – врача и общественного деятеля Владимира Крутовского, они познакомились, оказавшись в Челябинске за одним обеденным столом: Ульянов надписывал конверт с письмом на имя петербургской издательницы Александры Калмыковой, которая оказалась знакомой сибиряка.
И если верить создателям красноярской Ленинианы, именно в Челябинске будущему вождю мирового пролетариата удалось добиться справедливости от железнодорожного начальства: еще в Самаре группа возмущенных теснотой пассажиров, включая молодого Ульянова, потребовала прицепить дополнительный вагон.
«...За несколько минут до отхода поезда В. И. Ленин сообщил доктору Крутовскому, что начальство удовлетворило требование пассажиров — прицепили к поезду новый вагон,— и пригласил перейти в занятое им купе».
На обратном пути поезд делал остановку ночью, так что никто воспоминаниями не поделился.
Источник: Mega-U.ru.