Атомный трактор ЧТЗ успешно прошёл испытания

Об этом событии сообщила читателям «Комсомольская правда» в репортаже накануне Нового, 1960 года.

Атомный трактор ЧТЗ успешно прошёл испытания

Шестьдесят лет назад журналисты «Комсомолки» решили пофантазировать и выпустили предновогодний номер газеты как «репортаж из будущего».

Были там новости о пуске первой электростанции на Луне, о найденной на Деймосе марсианской библиотеке, о мамонте в Московском зоопарке, оживленном биологами…

А наш Челябинск «засветился» в футуристическом репортаже рассказом об испытаниях нового трактора – с ядерным реактором и дистанционным управлением по радио.

«…Главный конструктор Иван Савватеевич Кавьяров открывает заседание:

– Внимание, товарищи! Сейчас мы проследим за ходом испытания наших новых машин «АТ-800», применяемых на строительстве сверхмощной гидростанции в верховьях реки Лена…

На огромном экране мощной телеустановки вспыхивает голубой свет. Проясняются очертания скалистых берегов, синие воды могучей сибирской реки. На минуту в поле зрения появляется пульт дистанционного управления. Возле него все узнают оператора Юрия Николаевича Потапюка…

С экрана раздается четкий голос:

– Все десять машин работают уже сутки без единой остановки…»

По воле журналистов происходит всё это 31 декабря 2010 года.

Увы, но герой «репортажа» Иван Савватеевич Кавьяров – а это совершенно реальная личность, генеральный конструктор ЧТЗ, доктор технических наук – до 2010 года не дожил. Когда вышел тот номер, ему было 46 лет, а не стало Ивана Савватеевича в 1980 году, за тридцать лет до описываемого в репортаже события.

Зато нашего земляка Юрия Николаевича Потапюка, «управлявшего» с дистанционного пульта сразу десятком атомных тракторов, мы сегодня можем от души поздравить с наступающим Новым, 2021 годом!

На момент выхода в свет того «репортажа» Юре – сыну инженера-конструктора ЧТЗ, работавшего вместе с Кавьяровым, было от силы полтора года. «Сочинившие» ему будущее журналисты немного ошиблись – закончив в 1980 году ЧПИ, Юрий стал программистом и IT-специалистом широкого профиля, а не оператором атомных тракторов.

Впрочем, и управлять ему в 2010 году было бы нечем, ведь атомный трактор АТ-800 на ЧТЗ не сделали.

Зато просто Т-800, без буквы «А»  – первый в мире сверхмощный трактор с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва – собрали на ЧТЗ аж на 27 лет раньше, еще в 1983 году, а не 2010-м.

А в 1986 году тогдашний генеральный директор ЧТЗ Николай Родионович Ложченко в интервью автору этих строк рассказывал не только о новых образцах Т-800, превосходящих все мировые аналоги, но и перспективах дистанционного управления техникой ЧТЗ:

– В двенадцатой пятилетке предстоит создать тракторы с более совершенным дистанционным управлением: на основе микропроцессорной техники. Это дает возможность автоматизировать управление трактором на определенных видах работ.

Так обтекаемо: «определенные виды работ» – Николай Родионович назвал работу опытных образцов радиоуправляемых челябинских Т-130М при ликвидации последствий аварии в Чернобыле.

Так что с «атомом» челябинским тракторам все же пришлось столкнуться, хоть и не так, как мечтали журналисты «Комсомолки» в 1959 году в канун праздника.

Фото из архива автора: радиоуправляемый Т-130 в Чернобыле; публикация в "Комсомольской правде" 31 декабря 1959 года