,9 июня 2016 в 10:05

ГОРОД ХОЧЕТ ЗАБРАТЬ СЕБЕ ТЕНЕВОЙ ПАРКОВОЧНЫЙ БИЗНЕС

В Челябинске решили навести порядок с парковками. Вместо «пацанам» во дворах придется платить в бюджет.

ГОРОД ХОЧЕТ ЗАБРАТЬ СЕБЕ ТЕНЕВОЙ ПАРКОВОЧНЫЙ БИЗНЕС

Идея местных властей зачистить поляну от нелегалов, мягко говоря, не нова. Чиновники неоднократно объявляли о скорой ликвидации несанкционированных стоянок, заранее радовались деньгам и прикидывали, куда направить эти средства. Например, по словам экс-мэра Сергея Давыдова, на теряемые миллионы можно было бы строить по детскому саду в год. Однако деньги по-прежнему шли мимо бюджета, а закрываемые парковки тут же открывались вновь. В итоге бывший градоначальник решил создать муниципальное учреждение, которое займется  организацией автомобильных парковок в Челябинске.

– Мы добиваемся ликвидации несанкционированных нестационарных объектов, а через какое-то время они появляются на том же самом месте, — констатировал Давыдов. — Поэтому необходимо рассмотреть возможность создания муниципального учреждения по предоставлению услуг хранения авто. Если мы не можем победить, значит, нам самим надо заняться той же деятельностью.

Но через какое-то время стало понятно, что взять парковки под свой контроль у муниципалитета не получится. Нелегальный рынок оставили в покое, он рос и укреплялся.

Депутатский гамбит < br/ > Следующую попытку навсегда разобраться с несанкционированными парковками предприняли депутаты гордумы. Они решили сменить кнут на пряник и выманить предпринимателей из сумрака с помощью амнистии. Добровольцам обещали  преимущественное право на заключение договора без торгов. Но наплыва желающих так и не было, хотя амнистию продлевали несколько раз, вплоть до января этого года.

Оказалось, что беспрепятственное оформление земли не решает и половины проблем предпринимателей в случае легализации парковки. После уплаты всех налогов и аренды земли доходов у них просто не останется. А те, у кого стоянка меньше, чем на 100 машиномест, и вовсе понесут убытки. При таком раскладе из тени предпринимателей не выведешь, считает председатель городской думы Станислав Мошаров.

– Существующая правовая база просто не позволяет сегодня владельцам парковок вести экономически выгодный бизнес и платить налоги в бюджет, – говорит Мошаров. – Поэтому многие легализоваться не хотят. Они организуют парковки на земельных участках, не оформленных в аренду, то есть незаконно. Поэтому их бизнес становится уязвимым. Мы понимаем, что вопрос создания парковочного пространства в нашем городе стоит остро. Челябинск – город-миллионник, и он очень нуждается в организации цивилизованной парковочной сети. То, что происходит сегодня, нельзя назвать порядком. Проблему надо решать комплексно.

В городской думе и администрации Челябинска сформирована рабочая группа по созданию «системы парковочных пространств». Цель – всесторонне организовать владельцам стоянок такие условия, чтобы им, наконец, было выгодней легализоваться, чем продолжать деятельность «втихаря». Сейчас готовятся предложения по снижению коэффициента по аренде «стояночных» земельных участков. При этом рассматривается возможность внесения изменений в решения гордумы по расположению парковок в жилой зоне. По словам главы комиссии по градостроительству и землепользованию гордумы Андрея Барышева, сейчас в Челябинске отсутствуют соответствующие правовые механизмы.

– Пока в городе для большинства просто отсутствует возможность работать законно, – говорит он. – Всё, что находится во дворах, ближе 50 метров к жилым домам, незаконно по СНиПам. На огромном количестве участков лежат различные обременения, земли также могут попадать в генплан развития города как подлежащие капитальной застройке. А федеральные законы не действуют, так как, согласно постановлению министерства торговли РФ, парковщики не подпадают под категорию «поставщиков товаров и услуг» и, следовательно, не имеют права размещения на муниципальной земле на льготных условиях.

Однако сами участники рынка придерживаются мнения, что одними законами и тарифами ситуацию с нелегальными парковками не изменить. По словам владельца стоянки в Тракторозаводском районе Владимира Анцупова, главное, чтобы не было самоуправства со стороны чиновников-исполнителей этих законов.  

– Я в течение 15 лет арендовал земельный участок под стоянку и честно платил налоги, – рассказывает предприниматель. – Но в этом году меня решили выдавить с этой земли и для этого МБУ «Городские парковки» устроило настоящий ад. Продлить договор аренды я не могу, сначала надо заплатить земельный налог. Пытаешься заплатить налог и выясняешь, что для этого необходим продлённый договор аренды. В итоге, давили-давили и парковку отобрали. 

Бизнесмен уже отправил обращение на имя сити-менеджера Евгения Тефтелева. Совместно с депутатами гордумы градоначальник утвердил включение МБУ «Городские парковки» в перечень проверок, которые в ближайшее время проведет Контрольно-счетная палата Челябинска.  

Однако риски парковочного бизнеса самоуправством чиновников не исчерпываются. Для нелегальных участников рынка есть более серьезная угроза со стороны криминала, считает Андрей Барышев. Единственный способ защиты  – это выход из тени под защиту государства.  

– Они совершенно не защищены от  произвола. На их бизнес могут организовать рейдерский захват, а могут просто устроить поджоги автомобилей на стоянке. Люди, порчу машин которых используют в качестве аргумента преступники, пострадают ни за что. Более того, они даже возместить ущерб не смогут – стоянка нелегальная, чеков нет, страховая откажет. И тогда свои претензии они направят хозяину парковки, который неизвестно как будет выкручиваться. Такой ситуации с законным бизнесом не произойдет.

При этом власти подчеркивают, что работа с легализацией парковок должна быть постепенной. Способ «взять и запретить» Челябинск уже проходил. К тому же автомобили с парковок отправятся во дворы, на газоны и детские площадки.

– Расположение некоторых автомобильных парковок нарушает существующие строительные нормы и правила, – признает Мошаров. – Во многих случаях приходится пока закрывать глаза на эти нарушения.  

Против быстрых решений выступает и Барышев.

– Мы разом восстановим против себя всю общественность. Кому приятно, когда вместо клумб и песочниц во дворе стихийная стоянка? А это источник социального напряжения в городе. Нужен  новый механизм, и работа над ним только началась. Решено, что при его разработке будет учитываться опыт других городов. Зачем нам набивать шишки, если можно этого избежать?

В соседнем Екатеринбурге борьба с парковщиками-нелегалами в полном разгаре. При том, что в городе работают платные муниципальные стоянки,  с теневым рынком власти до конца не разобрались. Однако способ уже найден –  добивать рублем. Свердловское заксобрание сейчас инициирует повышение штрафа для организаторов и охранников нелегальной парковки.     

Источник: ural1.ru