,17 октября 2017 в 23:53 kursdela.biz

Куда через 20 лет исчезнут Миасс и Златоуст? Стратегия развития Челябинской области - 2035.

Возможно, что к 2035 году вместо сегодняшних в области 43 территориальных единиц (16 городских округов и 27 муниципальных районов) будет 14.

Как укрупняться будем? К 2035 году Магнитогорск может стать центром, который свяжет Челябинскую область с южными районами, Республикой Башкортостан и Оренбургской областью.

Куда через 20 лет исчезнут Миасс и Златоуст? Стратегия развития Челябинской области - 2035.

Миасс и Златоуст усилят хозяйственные и экономические связи и станут ядром агломерации «Горный Урал». Озерск и Снежинск объединятся на базе высоких технологий для северной агломерации.

 

Чебаркуль будет эко-спутником Челябинска. Сатка станет центром управления западными территориями Южного Урала, объединив вокруг себя Ашу, Сим, Миньяр, Усть-Катав, Катав-Ивановск и Бакал. Этот укрупненный муниципалитет станет связующим звеном между агломерацией «Горный Урал», западной частью региона и Республикой Башкортостан. Такое видение пространственного развития Челябинской области представили общественности разработчики научной работы «Стратегия 2035».

 

Совещание по развитию городов агломерации «Горный Урал» проходило в Миассе под председательством губернатора Бориса Дубровского. Поводом собраться именно на этой площадке стало открытие новой дороги в курортной зоне между Златоустом и станцией Хребет, на строительство которой ушёл один год и 300 млн бюджетных рублей. Губернатор убедился, что благодаря новой дороге проект агломерации Миасс-Златоуст обретает реальные контуры и местные жители могут быстрее доехать до соседнего города.

Через строительство новых дорог и создание межмуниципальных проектов должны пройти в ближайшие годы и другие территории. Эти меры позволят городам и поселкам области усилить собственную экономику и предотвратить отток населения в другие регионы.

По данным директора компании ООО «Соинвест» Анастасии Кузьминовой, которая презентовала губернатору Борису Дубровскому научный анализ ситуации, моногорода могут потерять к 2035 году 115 тысяч жителей или 10% населения. Чтобы этого не случилось, в стратегии необходимо прописать конкретные шаги, которые улучшат экономику городов Южного Урала. К сожалению, на сегодняшний день только два города области - Челябинск и Магнитогорск, имеют положительную динамику развития.

 

Разработчики считают, что к 2035 году вместо существующих сейчас в области 43 территориальных единиц (16 городских округов и 27 муниципальных районов) нужно получить 14. И делать это через административное объединение. Между близлежащими городами нужно выстроить эффективные логистические, производственные, культурно-бытовые, трудовые, рекреационные, организационно-хозяйственные и административно-управленческие связи.

Для создания сценария, по которому будет идти реформирование, разработчики стратегии выполнили комплексный анализ конкурентоспособности 16 моногородов. В том числе, сделали анализ компетенций бизнеса, хозяйственных связей, кластерных инициатив, цепочек поставок. А также – мониторинг инфраструктурной обеспеченности территорий и площадок, предлагаемых для размещения производств и коммерческих перспектив по полезным ископаемым в радиусе 30 км от каждого моногорода. «Данными для работы стали не только документальные сведения, но и опрос бизнеса, был диалог с органами местного самоуправления, – поясняет Анастасия Кузьминова. – Одним словом, все, что только можно было принять во внимание – мы собрали и систематизировали. В том числе, мы сделали анализ проектов в планах развития, которые моногорода разрабатывали в Сколково и РАНХиГС, анализ бюджетов».

В результате анализа 16 моногородов были условно разделены на четыре группы.

Среди тех, которые наиболее привлекательны для жизни и инвестиций, оказались Магнитогорск, Снежинск, Озерск, Златоуст, Миасс и Сатка. Наименее привлекательны по обоим параметрам Нязепетровск, Усть-Катав, Карабаш, Верхний Уфалей, Бакал. Разработчики попытались ответить на вопрос - какими путями повысить конкурентоспособность территорий? И посчитали, что «вытягивать слабых» бесперспективно. Экономически слабые города мизерны по масштабу экономики, и, растратив огромные средства, регион так и не получит значительных результатов. Даже если взять все слабые города и вырастить их экономику вдвое (что практически нереально), это даст всего около 1% прироста ВРП. А вот тактика «развивать сильных» имеет перспективу. Особенно, если учесть фактор хозяйственных связей между этими сильными городами, который увеличивает отдачу от вложенных средств. Например, взятые вместе Миасс и Златоуст могут удвоить свою экономику за счет роста занятости и производительности труда – и приблизятся по показателям к уровню Магнитогорска. В масштабах области это даст заметный рост – порядка 10-12% ВРП.

О необходимости создавать агломерации в Челябинской области говорят не первый год. Сейчас разработчики стратегии предлагают несколько скорректировать изначальное видение. Так, ранее предполагалось, что в агломерацию «Горный Урал» помимо Златоуста и Миасса войдут Карабаш, Чебаркуль, Кусинский район, Трёхгорный и Сатка. В процессе анализа фактической ситуации стало понятно, что часть городов – Трехгорный и Сатка, напрасно включены в эту связку, так как их хозяйственные связи направлены в основном в сторону Уфы, а не в сторону Миасса со Златоустом. Расстояние, рельеф и состояние дороги – неумолимые вещи. По представленному видению к 2035 году Сатка должна стать административным центром муниципалитета, в состав которого войдут Аша, Сим, Миньяр, Усть-Катав, Катав-Ивановск и Бакал. Именно Сатка – самый экономически-активный и богатый город западной части Челябинской области. Да и Чебаркуль в большей степени тяготеет к Челябинску, а не к Миассу, поэтому он будет периферией сразу двух агломераций: с «Горным Уралом» он будет связан общей инфраструктурой, а в рамках Челябинской агломерации будет выполнять функцию эко-сателлита регионального центра. В этом случае в курортной зоне Чебаркульского района можно будет реализовать комплексный девелоперский проект по строительству жилья, социальной и торгово-развлекательной инфраструктуры. В городе-спутнике будет удобно дислоцироваться сектору услуг: колл-центрам, бухгалтерским фирмам, фондовым брокерам – компаниям, которые могут работать удаленно. Не видит выгод от включения в агломерацию и Карабаш – город имеет отдельные планы развития, связанные с градообразующим предприятием. Таким образом, если смотреть на реальные перспективы, агломерация «Горный Урал» должна состоять из Златоуста и Миасса как ядра, Кусы и Чебаркуля – как периферии.

Озерск, Снежинск, Касли и Кыштым логично укладываются в проект собственной, северной конурбации. Её активным экономическим центром будут Снежинск и Озерск – они будут развиваться совместно, за счёт проектов Росатома. А вот Нязепетровск и Верхний Уфалей хоть и имеют между собой небольшую рабочую миграцию, но в сравнении с тяготением к Екатеринбургу эти связи незначительны. Поэтому нельзя говорить о том, что они вместе составляют некий экономический центр, считают стратеги. И предлагают объединить северные территории с низкой плотностью населения и слабой экономической активностью под управлением Кыштыма. В состав этого муниципалитета предлагается включить Нязепетровский район, Верхне-Уфалейский городской округ, Каслинский и Кунашакский район. Благодаря этому укрупнению, новая территориальная единица может усилить экономические связи и с Челябинском, и с Екатеринбургом.

Укрупнение муниципалитетов разработчики стратегии предлагают провести в два этапа. «Федеральный закон ФЗ-131 в его нынешней редакции дает понятный правовой механизм объединения муниципальных районов, а также включения населенных пунктов в состав городских округов, - пояснила Анастасия Кузьминова. - Поэтому, первое, что мы предлагаем сделать - включить Юрюзань в состав Трехгорного городского округа, а Катав-Ивановский район присоединить к Саткинскому. Далее, к 2035 году, включить сюда и Ашинский район. Уже к 2025 году можно провести объединение Чебаркульского городского округа с его районом. На наш взгляд, нынешнее деление будет сдерживать реализацию стратегической роли, которую себе выбрал город – роль эко-спутника Челябинска. Да, пока с точки зрения нормативов налоговых поступлений выгоднее быть городским округом, чем районом, и это – наиболее весомый аргумент против таких объединений. Но учитывая, что задача укрупнения поставлена Президентом, все регионы столкнутся с этой проблемой, и скорее всего решение ей будет найдено на федеральном уровне».

Второй этап реформирования – слияние городских округов и муниципальных районов - разработчики признают более сложным в рамках существующей редакции законов. «Например, с точки зрения задач управления было бы разумно присоединить Кусинский район к Златоустовскому городскому округу, – утверждают они. – Но пока нет алгоритма, как это сделать, чтобы сохранить Кусу в статусе поселения».

Та же ситуация с Карабашом. Сейчас этот город имеет абсолютный рекорд по расходам на госуправление в расчете на душу населения: более 6 тысяч рублей, тогда как Миасс и Златоуст имеют меньше рубля. Объединить Карабашский городской округ и Миасский, сохранив Карабашу статус поселения – правовое решение для этого должно найтись к 2035 году. Усть-Катавский городской округ на втором этапе предлагается объединить с единым большим Саткинским районом. На том же этапе предполагается провести реформирование структуры северных территорий.

В целом, к 2035 году в Челябинской области должны сформироваться семь территориальных зон: Челябинская агломерация (включая потенциально Чебаркульский и Аргаяшский районы); Магнитогорская агломерация; агломерация «Горный Урал»; Карталинский район; Троицкий район; Саткинский район; Кыштымский район (включая конурбацию Озерск, Касли, Снежинск, Кыштым).

Резюмируя, Анастасия Кузьминова заострила внимание на том, что проведение предложенных административных реформ – огромный многолетний комплексный проект, для управления которым может потребоваться отдельное ведомство. В настоящее время в области не просматривается госоргана, который мог бы взять на себя эти обязанности. Губернатор Борис Дубровский согласился с этим замечанием и поручил проработать опыт других регионов по внедрению стратегических инициатив.