,28 июля 2016 в 12:05

Челябинским дорожникам грозят миллиардные штрафы

Проверкой дорожных фирм и профильного ведомства занялся центральный аппарат антимонопольной службы страны.

Челябинским дорожникам грозят миллиардные штрафы

Московские ревизоры неожиданно нагрянули в министерство дорожного хозяйства и офисы ЗАО «Южуралавтобан» и ЗАО «Южуралмост». Последнее недавно заключило с Миндортрансом контракт на 12,4 млрд рублей. Обе компании входят в группу «Автобан», только первая фирма – это бывший подрядчик, а вторая – нынешний.

Во внеплановой проверке приняли участие шесть сотрудников Федеральной антимонопольной службы. Представители ведомства ищут признаки сговора между областным миндортрансом и подрядчиками. При этом работа УФАС проходила в каком-то новом, до этого невиданном в Челябинске, жестком формате. По словам источника Ural1, происходящее напоминало обыски силовиков, а вовсе не действия антимонопольщиков.

- Двери в здание закрыли, - рассказал очевидец. - Документы все смотрели, рылись в компьютерах. Материалы с жестких дисков скопировали. Все делалось в присутствии понятых. Прямо триллер.

Пресс-секретарь ГК «Автобан» Анна Колонтаева рассказала СМИ, что работа центрального офиса «Южуралмоста» парализована проводимой ФАС проверкой, большинство сотрудников работают из дома.

- Проводилось копирование документов, в том числе с личных носителей, выемка документов. На работе дорожников это не отразилось — они продолжают ремонт и строительство в области. Мы подаем жалобу на действия сотрудников УФАС в прокуратуру. 

По словам пресс-секретаря челябинского УФАС Натальи Мартынюк, сотрудники антимонопольной службы региона также присутствовали при проверке.

- Наши специалисты присоединились, но инициатива внеплановой проверки была московская, - рассказывает она. -  Контракты суммой более миллиарда рублей относятся к компетенции центрального аппарата ФАС. У столичных сотрудников  был приказ, подписанный руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым.  Сейчас подобные проверки будут по всей стране. Они происходят в рамках исполнения  Указа президента и правительства об усилении контроля антимонопольщиков в сфере дорожного хозяйства.

Аналогичные мероприятия недавно прошли в Перми. Там от местных дорожников в УФАС поступило шесть жалоб по поводу проведенных аукционов на строительство и ремонт дорог.  В Челябинске число недовольных  гораздо больше.  В 2015 году поступило 32 жалобы, в этом – пока 28. Руководители компаний пишут антимонопольщикам, что им попросту не дают участвовать в аукционах. На площадке соревнуются одна-две крупные компании, еще и тесно связанные между собой.

Причина в местном миндортрансе, который  объединяет заказы на ремонт и содержание дорог региона в один крупный лот. Чтобы  претендовать на него, компания должна иметь огромную и свободную сумму для обеспечения контракта. Например, в недавних резонансных торгах на 12,4 млрд рублей по содержанию дорог, обеспечение (процент от суммы контракта, который лежит на депозите до окончания сделки) составило 1,2 млрд рублей.

Лишний миллиард, который можно заморозить на три года, нашелся только у ЗАО «Южуралмост». С ним контракт и подписали. Местные антимонопольщики сопротивлялись, как могли. По словам руководителя челябинского УФАС Анны Козловой, совершенно очевидно, что формирование столь крупного контракта приводит к ограничению конкуренции и неэффективному расходованию бюджета.

- Тенденция по укрупнению лотов недопустима, - говорит она. -  Необходимо вернуться к делению по районам, зонам или другому территориальному принципу. Сейчас большую часть аукционов выигрывают  «Южуралавтобан» или «Южуралмост». В 2015 году этим компаниям отошло 75-80% контрактов от правительства региона, в текущем году — 85–90%. 

Большой скандал закончился поражением УФАС региона в суде. Лишь маленьким бонусом антимонопольщикам стала отставка министра дорожного хозяйства Челябинской области Алексея Гущина. До того, как занять этот пост, он был директором опального «Южуралавтобана». Кресло Гущина занял первый заместитель Дмитрий Микулик. Но оказалось, он тоже считает, что контракты на содержание дорог надо заключать на три года:

- Когда руководство области ставит задачу повышения эффективности расходования бюджетных средств, то годовой контракт – это, на мой взгляд, не совсем экономически эффективный подход, - объясняет Микулик свою позицию в СМИ. - Федералы, кстати, до последнего времени заключали контракты на 5,5 года. Все приходят к одному и тому же – именно долгосрочные контракты могут обеспечить безопасность на дорогах. Это ключевой фактор.
После этих слов стало понятно, что местные Миндортранс и УФАС миром уже не договорятся. Теперь к конфликту подключилась тяжелая артиллерия в лице федеральных ФАС. Возможно, что одним это вмешательство будет стоить миллиарды рублей, а другим должности.

- Если ФАС России найдет в Челябинской области признаки картеля на рынке госзакупок в дорожном хозяйстве, компаниям грозит штраф от 0,1 % до 50 % от суммы миллиардного контракта, – заявила Анна Козлова. – Штраф придется заплатить и органам власти, если обнаружится сговор. Должностному лицу грозит штраф минимум в 20 тысяч рублей либо дисквалификация по суду. Не исключается и уголовное преследование по статье 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».

Результаты московской проверки станут известны через месяц. Пока министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области работает в штатном режиме.
- Мы полностью выполняем возложенные функции, - сообщили в ведомстве. -Взаимодействие с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Дополнительный комментарий Министерства на эту тему будет дан после публикации официальной информации на сайте УФАС об итогах проводимых проверок.
Источник: ural1.ru