Челябинский драмтеатр накануне юбилея приоткрыл тайны закулисья
Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова 30 ноября отметил свое 95-летие. По случаю исторической даты корреспондент агентства Mega-U.ru заглянул за кулисы театра в сопровождении сотрудника театрального музея Александра Краснова.
Экскурсия началась со служебных помещений бутафорского цеха, мастера которого создают достоверную обстановку на театральной сцене. Здесь не только изготовляют реквизит и бутафорию для спектаклей, но и создают первоначальные макеты сцены в масштабе 1:20. При этом используюсят самые простые материалы: пенопласт, поролон, бумагу, картон, папье-маше, а получаются удивительные вещи.
«Один из примеров театральной магии - это скульптуры, которые использовались для спектакля «Идеальный муж». На вид они кажутся тяжелыми, хотя на самом деле изготовлены из подкрашенной бумаги, которая в свете театральных прожекторов принимает вид благородного мрамора», - открыл секрет А. Краснов.
Бывает, в качестве реквизита используются не изготовленные заново вещи, а то, что приносят зрители в подарок театру. Среди таких реальных предметов - коммутатор примерно сороковых годов, швейная машинка, похожая на зингеровскую, проигрыватель для грампластинок.
Театр начал свою работу в здании Народного дома на площади Революции (сейчас в нем располагается Молодежный театр, бывший ТЮЗ). Это здание построено по проекту Рудольфа Иосифовича Карвовского в 1903 году. До 1921 года спектакли были любительские, художественная самодеятельность, концерты. Там же выступали приезжие артисты. С 1903 по 1921 год Народный дом стал свидетелем многих исторических событий. Во время русско-японской войны там располагался госпиталь, во время революции 1971 года штаб охраны города, где выступал Самуил Цвиллинг. Писательница Лидия Сейфуллина организовывала в здании садик для детей горожан. А 9 декабря 1921 года состоялись первые спектакли. Только в 1982 году театр переехал в современное здание, где находится до сих пор.
За десятилетия сменились поколения актеров, декорации, интерьеры, но рассказ о театре начинается именно с этого цеха, так как здесь хранятся вещи с вековой историей.
«После революции 1917 года, когда громили купеческие особняки, когда закрывали церкви, всё, что там было интересного, передавали в театр. Из особняков в театр переходила красивая мебель, из церквей передавали церковную утварь, кресты, иконы, книги, ткани. Так что из того, что вы видите сейчас в постановках, есть вещи, которые сто лет назад получены в то неспокойное время», - рассказал сотрудник музея.
Работают в театре люди, увлеченные и преданные своему делу. Как говорит один из мастеров бутафорского цеха Данила, в их работе нет однообразия.
«Новые материалы подсказывают как работать с другими. К примеру, сначала пишешь картину маслом, потом берешься за архитектурный пластилин и создаешь форму, объем. Это помогает писать объем, когда возвращаешься к картине», - поделился мастер.
Мастера цеха решили сделать театру свой подарок к юбилею - восстановить фортепиано, которому в будущем году исполнится 200 лет. Это раритетное немецкое пианино мастера Веймара, изготовленное в 1827 году, было когда-то передано в театр.
Бутафорский цех располагается ниже уровня земли, а сцена на втором этаже. Для подъема изготовленных декораций используется грузовой лифт. Но не все декорации расположены на сцене. От поверхности земли до самых верхних креплений еще 45 метров. И декорации, закрепленные на специальных штанкетах, поднимаются на эту высоту.
Особенность сцены в театре в том, что она состоит из двух независимо вращающихся частей - круга в центре и кольца по его внешнему краю. Каждый вечер помощник режиссера со своего пульта в микрофон произносит фразу: «Внимание, господа артисты, прошу на сцену, начинаем спектакль» и со своего пульта открывает занавес, поворачивается круг и кольцо, дается сигнал звукорежиссеру включить музыку, световой оператор включает свет, и спектакль начинается. С этого же пульта даются звонки в зрительный зал и фойе.
Между зрительным залом и сценой расположена большая оркестровая яма. В ней могут расположиться оркестр из 30 человек и дирижер. Но при необходимости оркестровая яма вмещает в себя 7 тонн воды, если это требуется по сценарию, а музыка идет в записи.
Однако не все декорации поднимаются из подвала. Справа от театра расположена наклонная эстакада, по которой в специальных театральных кофрах декорации завозят в помещение рядом со сценой. Это помещение тщательно заизолировано асбестовыми плитами в целях пожарной безопасности. По этой эстакаде на сцену заезжают грузовики, а для спектакля «Поминальная молитва» через эти двери на сцену выводят лошадь.
Одна из отличительных черт челябинского драматического театра - это пять люстр, висящих в фойе. Когда в феврале 2013 года над городом взорвался метеорит, во всем здании театра вылетели стекла. В этот момент решение повесить люстры напротив окон сыграло с проектировщиками злую шутку. Осколки стекла очень сильно повредили люстры, но все было достаточно оперативно восстановлено.
В истории театра есть и военная страница. На момент начала Великой Отечественной войны в театре работало 100 человек: 50 актеров и 50 сотрудников, не занятых непосредственно в постановках. Ровно половина ушли на фронт в первые дни войны. Среди них были артисты, музыканты, бухгалтер, столяр, электрик, художник - все встали на защиту Родины. В память о коллегах, не вернувшихся с фронта, на первом этаже театра установлена плита с их именами.
Редакция Mega-U.ru благодарит Центр профориентации «Компас» за организацию экскурсии.
Фото и текст Дмитрия Курицына.