,9 сентября 2016 в 23:05

Байки из стайки: Первая челябинская автоледи

Как ни обидно это, может быть, прозвучит для некоторых мачо за рулем, но пионером автомобильного движения в Челябинске была женщина. Впрочем, некоторым утешением им послужит тот факт, что сама она свой новенький «Даймлер» с красными кожаными сиденьями не водила, а наняла для поездок по городу шофера.

Байки из стайки: Первая челябинская автоледи

Первого представителя этой профессии звали Егор Тумасов, хотя, как утверждают некоторые источники, управлять машиной бывший извозчик тоже был необучен.

Но пора назвать и имя самой автовладелицы - ею в 1910 году стала Аглая Ивановна Мордакова, хозяйка городских бань. Протокол городской думы от 24 марта 1910 года, подписанный городским головой А. Бейвелем гласит:

«Обсудив настоящий вопрос и не встречая со своей стороны препятствия к разрешению автомобильного движения по улицам города Челябинска, городская Дума определила: предложить госпоже Мордаковой А.И. уплачивать в пользу доходов Челябинска по 5 рублей в год за каждую лошадиную силу автомобиля. Для нормирования этого нового промысла и маршрута Дума полагает утвердить специальную комиссию в составе гласных...»

Вслед за бизнес-леди в том же году инженер Константин Самборский решил наладить полноценный автобизнес. Для этих целей в его гараже было два автомобиля - «Руссо-Балт» и «Опель». Первое такси должно было ездить по маршруту от железнодорожного вокзала Челябинска до Троицка.

Но тут воспротивилась общественность. Священник Ф. Неаполитанов подал жалобу в Думу о том, что автомобили пугают лошадей, ломают заборы и вообще «вид их не внушает доверия». От Самборского потребовали расписку о том, что он отвечает за порчу дороги и мостов на пути следования автомобиля. Расписку господин Самборский передал в канцелярию губернатора и стал ждать ответа. Но так и не дождался.

Меньше чем через год некий Иосиф Сангайло также обратился к оренбургскому губернатору с подобной просьбой разрешить ему коммерческие автоперевозки между Челябинском, Троицком и Верхнеуральском. Но и его прошение осталось без ответа. Автомобильное движение между этими городами открылось только в 1914 году.

Но остановить прогресс всё же было невозможно. 21 января 1911 года в свой первый рейс отправился  первый 9-местный пассажирский автобус «Уральского автомобильного товарищества» (основатель – Александр Никитич Лаврухин). Помимо проката, товарищество занималось авторемонтом, торговало бензином, маслом и запчастями.

Видимо, мода на авто стала быстро распространяться. И 22 июня 1913 года вступает в силу постановление о порядке езды на велосипедах, мотоциклах и автомобилях по городу Челябинску. На двухколесном транспорте ездить разрешалось в любое время по любым улицам и площадям при наличии «нумерного знака», который крепился сзади к седлу велосипеда.

А вот право на управление автомобилем надо было еще подтвердить экзаменом, который принимала городская управа или «сведущие лица по ее усмотрению». Выдержавшему испытание выдавался «билет» (водительские права) и «нумерной знак», который также прикручивался к заднему сиденью.

Правила запрещали быструю езду («не быстрее обыкновенной лошадиной рыси»), фигурное вождение и «злоупотребление звонком,  гудком и прочим». Как писал газета «Голос Приуралья», основные правила касались велосипедистов, но они были обязательными и для «лиц, едущих на мотоциклах и автомобилях, настолько, насколько они применимы для последних». Но вот как, например, водитель мог выполнить такое правило:

«В случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход или сойти с велосипеда и, по возможности, закрыть его собою»?

Источник: Mega-U.ru.